Василя Плеханова, эксперт «Консультанта»
За семь лет действия части первой Налогового кодекса впервые в нее будут внесены значительные поправки, которые установят новые принципы налогового администрирования. В первую очередь изменения коснутся порядка проведения налогового контроля.
Второе чтение проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ» состоялось на недавно прошедшем пленарном заседании Госдумы. Накануне о важнейших поправках в Налоговый кодекс участникам бизнес-встречи рассказал Сергей Пепеляев, управляющий партер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». По его словам, на сегодняшний день новые нормы оценивать еще достаточно сложно. Однако сравнение предстоящих изменений с существующими положениями Налогового кодекса, по мнению докладчика, позволяет ожидать положительного эффекта от документа.
Внимание, проверка!
Докладчик отдельно остановился на поправках, которые уточняют правила камеральных, выездных и повторных проверок. В частности, была регламентирована их продолжительность. Так, камеральную проверку контролеры смогут проводить в течение трех месяцев со дня предоставления фирмой налоговой декларации. Специального разрешения руководителя инспекции на ее проведение не требуется. В свою очередь, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако этот срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Кроме того, поправками предлагается предусмотреть возможность приостановления выездной проверки на период до девяти месяцев. Таким образом, ее общий срок может составить 15 месяцев.
В период приостановки выездной проверки инспекторы не могут запрашивать у фирмы документы. Все подлинники, которые контролеры получили от компании во время проверки, за исключением изъятых документов, они должны вернуть. Инспекторы не возвращают лишь копии с подлинников. «Таким образом, – посетовал Сергей Пепеляев, – фактически проверка будет продолжаться».
В последний день выездной проверки контролеры обязаны составить справку, в которой они фиксируют ее предмет и сроки, а затем выдать ее компании. Однако на практике фирмы не всегда ее получают. Как следствие, организации будет достаточно сложно узнать, завершена ли проверка. Между тем ответственность или другие последствия невыдачи справки не предусмотрены.
В ходе камеральной или выездной проверки компании, а также рассмотрения материалов по ним, руководитель инспекции или его заместитель могут провести встречную проверку фирмы. Цель последней – сопоставить информацию, полученную у компании, со сведениями, которые содержатся в документах, находящихся у ее контрагента. Таким образом, законодательно утверждается два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. В свою очередь, встречная проверка является лишь вспомогательной формой налогового контроля. Однако порядок ее проведения законодательство не регламентирует.
Предъявите документы
В законопроекте предлагается сохранить практику проведения камеральной проверки на основе не только деклараций и документов, представленных фирмой, но и любых других сведений, имеющихся в распоряжении инспекторов. При этом не определен ни статус последних, ни порядок их получения. В то же время в ходе камеральной проверки контролеры вправе потребовать у фирмы предоставить им первичные документы, которые подтвердят:
налоговые льготы (ст. 172 НК РФ);
вычеты по НДС (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ);
расчет налога на добычу полезных ископаемых.
Между тем инспекторы не смогут требовать у фирмы документы, которые они ранее уже получили от фирмы в ходе камеральных или выездных проверок. Правда, это не касается случаев, когда компания представляла контролерам подлинники документов, которые впоследствии инспекторы вернули фирме, или копии, которые они утратили.
В то же время срок предоставления документов увеличивается. Так, компания должна будет передать запрошенные инспекторами бумаги в течение десяти дней после того, как получила от них соответствующее требование. Если фирма не сможет уложиться в этот срок, она в течение дня с момента получения запроса контролеров должна будет письменно сообщить о причинах задержки и о сроках, в течение которых она сможет представить документы. Руководитель инспекции в двухдневный период должен решить, будет срок представления документов продлен или нет.
Следует также иметь в виду, что инспекторы более не смогут требовать фирму нотариально заверять копии документов. Напомним, что эта норма предусмотрена действующим указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-X. Теперь предлагается закрепить ее в Налоговом кодексе.
Итоги проверки
Предположим, во время камеральной проверки фирмы инспекторы обнаружат ошибки в декларациях или противоречия между сведениями документов, которые компания уже предъявила контролерам. В этом случае проверяющие должны потребовать компанию представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправления в декларацию.
Если фирма не согласна с выводами и предложениями контролеров, она вправе в десятидневный срок после получения акта проверки представить свои возражения в соответствующую инспекцию. При этом компания может приложить к письменному возражению или в согласованный срок передать инспекторам заверенные копии документов, которые подтвердят обоснованность ее возражений.
Между тем, если контролеры нарушат порядок рассмотрения материалов проверки и, как следствие, примут неправильное решение, его может отменить вышестоящая инспекция или суд. Однако разъяснения, что значит «неправильное решение», законодательство не дает. Законопроект предусматривает запрет на наложение штрафов в случае повторной проверки, за исключением случаев сговора фирмы с инспекторами.
Плата за долги...
В случае принятия законопроекта контролеры будут обязаны представлять фирме справку о состоянии ее расчетов с бюджетом. В то же время, если у фирмы образовалась задолженность перед государством, она должна будет исполнить требование инспекторов об уплате налога в течение десяти календарных дней. Как отметил г-н Пепеляев, эта поправка имеет принципиальное значение. Ведь, как показывает практика, случается, что фирма получает требование уплатить налог с опозданием. Между тем проверяющие не считают налог уплаченным в случае, если фирма неправильно указала в поручении на его перечисление номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя. Очевидно, в случае принятия этой поправки инспекторы будут взыскивать с компаний недоимки и пени. Как следствие, если у фирмы образовалась значительная задолженность перед бюджетом, которую она не погасила в течение двух месяцев после того, как истек срок уплаты, контролеры обязаны в течение десяти дней обратиться в милицию для возбуждения уголовного дела (ст. 198 и 199 УК РФ). Стоит обратить внимание, что сроки, определенные в Налоговом кодексе днями, если они не установлены в календарных днях, следует исчислять в рабочих.
Привлечь фирму к ответственности за нарушение налогового законодательства контролеры смогут лишь по истечении десяти дней с момента, когда фирму поставят об этом в известность. Руководитель инспекции либо его заместитель вправе взыскать с фирмы неуплаченные налоги, если на то будут достаточные основания. Что следует понимать под достаточными основаниями, определяет руководитель инспекции по собственному усмотрению. Таким образом, можно прогнозировать неоправданно частое применение этого понятия контролерами. Между тем по просьбе компании инспекторы вправе заменить эту меру на:
банковскую гарантию, которая подтверждает, что кредитное учреждение обязуется уплатить сумму недоимки, а также соответствующие пени и штрафы в случае их неуплаты фирмой в установленный срок;
залог ценных бумаг или другого имущества, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг (ст. 73 НК РФ);
поручительство (ст. 74 НК РФ).
Сергей Пепеляев заметил, что приостановить операции по счетам компании контролеры смогут лишь в пределах взыскиваемых сумм. Однако если банк списал средства со счета фирмы после того, как получил решение инспекторов приостановить операции по нему, контролеры смогут предъявлять в суды иски о возмещении ущерба, причиненного государству, за счет банков.
После того как фирма получит от инспекторов решение о ее наказании, у нее будет десять дней на то, чтобы подать апелляционную жалобу (п. 3 ст. 139 НК РФ). Однако даже если решение контролеров уже вступило в силу, у компании остается возможность в течение года подать обычную жалобу. Но последняя не приостановит взыскание денег с фирмы (п. 2 ст. 139 НК РФ). Между тем подача жалобы в вышестоящую инспекцию не исключает права компании на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Заявления и жалобы фирм инспекторы должны будут рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления к ним. Но если контролерам для решения требуются дополнительные материалы от компании, срок может быть продлен еще на один месяц. В то же время по вопросам налогового законодательства ФНС отныне будет обязана руководствоваться письменными разъяснениями Минфина.
В свою очередь, финансовое ведомство должно направить свои письменные разъяснения фирме в течение двух месяцев со дня поступления запроса от нее. Этот срок также может быть продлен на один месяц. В то же время, если фирма воспользовалась ошибочными разъяснениями государственных структур, пени с нее не взыщут. Между тем эта норма может повлечь служебные злоупотребления. Ведь, по сути, она предполагает беспроцентный бюджетный кредит. По мнению г-на Пепеляева, в этом случае необходимо не освободить фирму от пени, а снизить его ставки в два раза.
Коротко о разном
Компании, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек, должны будут представлять декларацию в электронном виде. В то же время поправки к статье 80 предусматривают упрощенную форму «нулевых» деклараций для фирм, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность.
Возможно, с 1 января 2008 года фирмы смогут перейти на поквартальную уплату НДС. В то же время предлагается законодательно установить, что инспекторы не смогут штрафовать фирму за просрочку авансовых платежей. В этом случае компания должна будет заплатить только пени. В свою очередь, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога фирма может подать в течение трех лет со дня его уплаты. Таким образом, зачет с точки зрения срока законодательно приравнивают к возврату.
Резюме встречи
Подводя итоги мероприятия, г-н Пепеляев заметил, что принятие поправок позволит «заштопать наиболее одиозные дыры» в законодательстве. В то же время нельзя не признать, что появятся и новые проблемы. Между тем, руководствуясь «поправленным» Налоговым кодексом, вполне можно будет работать какое-то время. Но примерно через три года обязательно потребуется внести в него новые изменения.
Фирмы против поправок
«Поправки фактически противоречат всем договоренностям, достигнутым бизнес-сообществом в диалоге с властными структурами. Бизнес не участвовал в обсуждении новых поправок и не поддерживает их», – отмечается в совместном заявлении организаций российского бизнеса, подписанном президентом РСПП Александром Шохиным, президентом ОПОРы России Сергеем Борисовым, председателем Деловой России Борисом Титовым.
Представители бизнеса считают, что принятие закона с учетом предложенных поправок существенно ухудшит качество работы инспекторов. Их деятельность будет направлена не на контроль исполнения налогового законодательства, а на формирование системы тотального давления на компании. В этой ситуации фирмы будут всецело зависеть от действий проверяющих, которые получат практически неограниченные полномочия в сфере налогового контроля.