Евгения Скопинцева, корреспондент «УНП»
Несмотря на то что поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок уплаты транспортного налога, вступили в силу более полугода назад, власти ряда регионов до сих пор не внесли необходимые коррективы в свои законы. Как выяснила «УНП», налоговики на местах просто нарушают региональное законодательство, чтобы соблюсти требования федерального.
С 1 января 2006 года отчетные периоды по транспортному налогу (первый, второй, третий кварталы) установлены только для компаний, а регионы лишены права вводить формы расчета авансовых платежей по этому налогу (Федеральный закон от 20.10.05 № 131-ФЗ). Этот же закон гласит, что авансовые платежи необходимо перечислять, если в региональных законах не установлено иное. Поэтому должны были установить сроки уплаты авансов либо прописать в законах, что отчетные периоды в субъекте РФ не установлены.
Как выяснила «УНП», до сих пор в ряде регионов местные законы о транспортном налоге не соответствуют Налоговому кодексу. Так, Закон Коми-Пермяцкого автономного округа (от 28.10.03 № 135) предусматривает авансовые платежи для физлиц, а также форму отчета. Пермские налоговики понимают, что эти положения противоречат НК РФ, и руководствуются нормами кодекса. «На сайте управления мы разъяснили, что до внесения изменений в 135-й закон нет оснований требовать с компаний представлять расчеты и уплачивать авансовые платежи, а мы не можем начислять пени за несвоевременную уплату авансов», - сообщили в УФНС России по Пермскому краю.
Не соответствуют Налоговому кодексу нормы закона о транспортном налоге Республики Тыва (от 27.11.02 № 92-ВХ-I). Здесь налоговики также руководствуются НК РФ.
В Ивановской области налоговики с начала года настаивали на внесении поправок в региональный закон о транспортном налоге (от 28.11.02 № 88-ОЗ), но изменения были приняты только в мае. «Видимо, до этого момента в областной думе решались более важные вопросы», - сетуют в ивановском УФНС. Похожая ситуация и в Пензенской области, где необходимые изменения в соответствующий закон (от 18.09.02 № 397-ЗПО) были внесены только в конце июня.
Нижегородские налоговики, столкнувшись с нестыковкой норм местного закона и Налогового кодекса, обратились за разъяснением в ФНС России. «Еще в ноябре прошлого года управление согласовало проект, изменяющий региональный закон о транспортном налоге. Однако до сих пор документ не принят областным Законодательным собранием», - сообщили нам в УФНС России по Нижегородской области. В мае управление направило запрос в центральный аппарат налоговой службы с вопросами: правомерно ли установление в региональном законе отчетного периода для компаний и физлиц, может ли применяться форма расчета авансового платежа, закрепленная областным законом? ФНС России в письме от 18.07.06 № 21-5-05/61@ разъяснило, что допустима только одна форма расчета - утвержденная Минфином (приказ от 23.03.06 № 48н). А до приведения Закона Нижегородской области от 28.11.02 № 71-З «О транспортном налоге» в соответствие с НК РФ положения закона об авансовых платежах применяться не могут.