Манн Игорь
Опубликовано в журнале "Управление компанией" # 6 за 2006 год
Игорь Манн окончил Московский институт управления. C 1993 г. - менеджер по
маркетинговым коммуникациям московского представительства швейцарской компании
Ciba-Geigy. C 1995 г. - директор по маркетингу компании "Фавор", официального
импортера японской компании Konica Corporation. С 1998 г. - директор по
маркетингу московского представительства компании Lucent Technologies. C 2003 г.
- директор по маркетингу компании Alcatel в России, с 2004 г. - в странах СНГ.
Учредитель издательства "Манн, Иванов и Фербер". Автор ряда бестселлеров на темы
маркетинга и PR.
Наш собеседник убежден, что отечественный маркетинг пока развивается не по
схеме, предложенной всемирным гуру Филиппом Котлером. И выделил пять этапов
эволюции маркетинга в российской компании: маркетингом не занимается никто;
занимаются все; какой-либо сотрудник в дополнение к своим основным обязанностям;
менеджер по маркетингу; группа маркетинга.
В то время как пессимисты предсказывают маркетингу скорую смерть, он верит в
его бессмертие. Пока теоретики ищут новые определения в придачу к пятистам
существующим, он предлагает сконцентрироваться на эффективности и действовать по
принципу: если уж маркетинг, то на 100%!
ЖУК | Игорь Борисович, что такое современный маркетинг в
Вашем понимании? Эволюция маркетинга "не по Котлеру"?
И. М.: Самый честный ответ практика: не знаю. Это зависит от
очень-очень многих факторов. В какой отрасли работает ваша компания? Кому
подчиняется директор по маркетингу? Что он делает? Чего не делает? И еще десятка
два вопросов. Вот ответите мне на все - тогда я попробую ответить Вам. А если
теоретически... Маркетинг многолик. Это и теория управления, и функция бизнеса,
и поддержка продаж, и бизнес-философия.
Я сталкивался со всеми формами. Преподавал маркетинг как теорию, работал в
телекоммуникационных компаниях - производителях оборудования - поддерживал
продажи. Сейчас работаю в компании, где маркетинг - функция бизнеса, драйвер
продаж. Кроме того, я партнер издательства, где маркетинг - это философия
бизнеса. Вот вам эволюция маркетинга. И моя.
ЖУК | Каковы общемировые тенденции в маркетинге и как они
проявляются в России?
И. М.: Многие наши "маркетеры" ориентируются на зарубежные
достижения. И умные книжки западных ученых-маркетологов у нас почти все вышли -
это я вам как издатель говорю. И гуру иностранные один за другим, а то и парами
ездят к нам - и не только в Москву, кстати! Учись - не хочу. Очень надеюсь, что
скоро и мы сможем научить Запад чему-то новому.
ЖУК | Что, на Ваш взгляд, ждет российский маркетинг в
ближайшем будущем?
И. М.: Будущее хорошо тем, что оно становится реальностью
ежедневно. Поэтому к нему надо быть готовым. Год назад я опубликовал некоторые
свои прогнозы в книге "Маркетинг на 100%. Ремикс". А перечитав недавно, увидел -
все в силе! Обещал, что напишу для менеджеров по маркетингу продолжение - книгу
"Маркетинговая машина: как стать хорошим директором по маркетингу" - написал,
издал. Таким образом, своими прогнозами, советами, рекомендациями я стараюсь
подготовить молодых специалистов к будущему, новому маркетингу.
ЖУК | Как Вы относитесь к новым каналам и методам
продвижения - SMS, подкастингу? Каким компаниям и в каком объеме Вы бы
рекомендовали их использовать?
И. М.: Я очень положительно отношусь к экспериментам с
каналами продвижения. Хороший менеджер по маркетингу должен уметь две вещи:
профессионально применять существующие маркетинговые инструменты и постоянно
экспериментировать с новыми. 10-20% времени и бюджета можно и нужно направлять
на инновации.
ЖУК | Можно ли сказать, что маркетинг - это не
палочка-выручалочка? Есть ли компании, которые в состоянии обойтись без него?
И. М.: Без маркетинга могут "жить - не тужить" естественные
монополии (например, Суэцкий канал), а также компании, которые работают в
условиях, когда спрос значительно превышает предложение. Этот список
"счастливчиков" небольшой, и я знаю, что многим хотелось бы в него попасть...
Кстати, иногда маркетинг помогает создать ситуацию спроса, превышающего
предложение. Жаль, что ненадолго.
ЖУК | Ваш семинар "8 часов на улучшение маркетинга" очень
популярен среди российских компаний. Какие шаги можно реально предпринять за
столь короткий срок?
И. М.: Конечно, название семинара - это некое преувеличение.
Маркетинг в любой компании можно улучшить месяца за четыре. Месяц вам
понадобится на то, чтобы "въехать" в ситуацию, и три - чтобы реализовать план
"90 дней". После этого произойдут значительные позитивные перемены.
Но это при необходимости глобальных изменений. А если косметически... За
восемь часов - практически в любой компании - можно синхронизировать понимание
маркетинга между топ-менеджерами, определить правильные целевые аудитории,
провести аудит маркетинговых инструментов, запустить программу инноваций, начать
делать планирование по методике "топ 5". Это - минимум.
Тренды мирового маркетинга. К чему надо себя готовить
-
Вместо маркетинга 8/5 - 24/7 Переход на круглосуточный
режим обслуживания клиентов. Будьте готовы больше работать и больше думать.
-
Шесть чувств Возрастет воздействие на все пять органов
чувств клиента: обоняние (использование ароматизаторов в магазинах), слух
(музыка в ресторанах), зрение (контактные линзы для официанток, в которых
отражаются пенящиеся бокалы с пивом), осязание (приятные на ощупь плееры I-POD),
вкус (жевательная резинка со вкусом клубники). Воздействовать на интуицию
поможет юмор.
-
Проще! Маркетинг станет проще: понятные правила, тарифы,
доходчивая реклама. В сложном мире покупатель будет уходить туда, где бизнес
будет понятнее.
-
Больше технологий и техники Как в самом маркетинге, так и
в труде персонала, занимающегося им. Знай врага в лицо - начинай осваивать
технику и программы.
-
Новые инструменты Изменится значение существующих
инструментов маркетинга: возрастет роль использования Интернета, прямого
маркетинга и PR, снизится роль рекламы, печатных материалов (так как появятся
альтернативные носители).
-
Больше результатов при меньших ресурсах! Меньше времени,
сотрудников, денег. Готовьтесь к краткосрочному, тактическому маркетингу,
который придется "делать" с меньшими затратами. Копейка станет конвертируемой
валютой, за каждую придется отчитываться. Роль универсальности в маркетинге
вырастет, ценным кадром будет считаться тот сотрудник, который знает многое о
многом. Значение шаблонов и домашних заготовок также вырастет.
-
Креативнее! Нестандартность мышления будет цениться очень
высоко. Генерация новых идей станет частью обязанностей маркетолога. Развивайте
креативность прямо сейчас, иначе_ вы будете либо креативным "маркетером", либо
безработным. |
ЖУК | В чем с точки зрения маркетинга сильны российские
компании, а в чем отстают?
И. М.: Я думаю, что мы сильны своей инновационностью и
потрясающим талантом делать маркетинг "за три копейки" (аналог американского
"партизанского" маркетинга). В чем мы отстаем? Во многом. Но иначе и быть не
может. Американскому маркетингу больше 100 лет, российскому - всего 15. Я
уверен: мы догоним и перегоним многие страны. Но американцев - вряд ли.
ЖУК | Вы автор концепций, ставших терминами: "маркетинговая
машина", "100%-ное маркетинговое зрение и близорукость". Расскажите, пожалуйста,
о них.
И. М.: Я, пожалуй, соглашусь только с тем, что придумал
"маркетинг на 100%" и "маркетинговая машина", хотя мне приписывают - иногда
заслуженно - и другие концепции и термины. Но я практик, поэтому не возражаю
против "хождения терминов в народ". Так, например, произошло со "100%": сейчас
говорят и "продажи на 100%", и "медиапланирование на 100%"... Маркетинг на 100%
для меня - это максимальная поддержка продаж. Маркетинговая машина -
соответствующий отдел под руководством хорошего директора, который может
справиться с любой задачей, поставленной перед ним начальством или придуманной
каким-либо маркетинговым "машинистом".
ЖУК | Чего чаще всего ждет от маркетинга компания?
И. М.: Конечно, любая организация (независимо от того, чем
является в ней маркетинг) ждет, чтобы стало как можно больше, быстрее,
эффективнее и экономичнее.
В компании основная функция маркетинга - поддержка продаж. Задачи
формализуются, их можно предсказать - а значит, описать.
ЖУК | Назовите "подводные камни" в работе директора по
маркетингу.
И. М.: Даже не знаю, как ответить. Наверное, там сплошные
камни - и подводные, и надводные. Ведь недаром "срок жизни" директора по
маркетингу в западных компаниях - полтора года. Дайте мне подумать пару месяцев,
хорошо?
И спасибо за идею: со своей любовью раскладывать все по полочкам я постараюсь
классифицировать и описать все эти "камни" во втором издании "Маркетинговой
машины".
Комментарий
Ольги Исса, вице-президент PIOGLOBAL Asset Management
Я согласна со многими высказанными идеями. Вопрос "Может ли компания прожить
без маркетинга?" - скорее риторический. Конечно, может! Вопрос в качестве этой
жизни и эффективности бизнеса. Сегодня маркетинг во всем мире переживает
интересные и непростые времена: стало очевидно, что нужно менять подходы,
расширять "представления о прекрасном"; но еще не совсем понятно, как именно.
Наверное, это период перехода на новый уровень маркетинговой философии,
изменения "ядра" маркетинга. Очень интересной представляется концепция
воздействия на чувства человека: раньше маркетинг носил информационный характер,
а теперь на первый план вышли именно эмоции. Музыка, запахи, новые визуальные
решения, тактильные ощущения - все это несет в себе огромный потенциал освоения
и применения новых маркетинговых инструментов. Что касается маркетинга "по
Котлеру" - это замечательная база для профессионалов. Для того чтобы написать
симфонию, нужно пройти огромный путь, начав с изучения нотного стана. В этом
смысле классика маркетинга - та основа, отталкиваясь от которой можно создать
что-то новое. |
Беседу провела Екатерина Чинарова