Пензенский Деловой портал рекомендует: Хотите выделиться на фоне города, заявить о себе? Креативная наружная реклама: вывески, световые короба, объемные буквы, таблички. Элементы наружной рекламы это не только возможность стать заметнее, но и элемент общего имиджа компании, создание которого лучше доверить профессионалам.
А. Пальмин
Классическая схема: фирма заказывает рекламу, организация изготавливает рекламные материалы, рекламное агентство ищет наиболее выгодный вариант размещения, владелец рекламной площади предоставляет ее. С переводом на ЕНВД деятельности по распространению наружной рекламы и рекламы на транспорте вопросы об уплате вмененки возникли у всех участников процесса.
Реклама «недвижимая»
Определение деятельности по распространению и размещению наружной рекламы (ст. 346.27 НК) с 1 января 2006 года звучит так: «Распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие».
К сожалению, однозначно понять, кто именно из всех участников рекламного процесса занимается распространением рекламы, а значит, должен платить ЕНВД, не так-то просто. Например, будет ли плательщиком ЕНВД фирма, которая заказывает рекламу (рекламодатель)? По мнению исполнительного директора Stream Unit Company Полины Малаховой, ответ прост: «На вмененку переведена предпринимательская деятельность по распространению рекламы. То есть когда фирма получает доход от «предоставления и (или) использования принадлежащих ей (арендуемых или используемых ею на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы для размещения (распространения) рекламной информации о других физических и юридических лицах». Именно такая формулировка указана в письме Минфина от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/ 95. А рекламодатель ведет другой вид предпринимательской деятельности. Следовательно, он не должен платить ЕНВД».
Сразу возникает еще один вопрос: если фирма изготавливает рекламные материалы, то нужно ли ей переходить на вмененку? Ведь, например, многие изготовители наклеивают сделанные плакаты на рекламные щиты. Не посчитают ли чиновники их услуги деятельностью по размещению наружной рекламы? Для ответа на этот вопрос можно использовать письмо Минфина от 17 февраля 2006 г. № 03-11-04/ 3/86. В нем чиновники разъяснили, что «услуги по изготовлению и наклейке рекламных материалов не относятся к деятельности по распространению рекламы». Правда, это послание ориентировано на изготовителей рекламы для распространения на транспорте. Но по сути своей у фирм – изготовителей наружной рекламы и рекламы на транспорте вид деятельности один и тот же. Так что разъяснения чиновников можно отнести и к производителям «наружки».
Владельцы и посредники: «двойной» учет
Сложнее разобраться с налогообложением владельцам рекламных конструкций. «Если, например, фирма – владелец рекламных щитов, – объясняет Полина Малахова, – сама непосредственно занимается распространением и размещением рекламы для заказчика на них, то она должна платить ЕНВД. Ведь фирма-владелец получит доход именно от использования конструкции для распространения рекламной информации. Если же организация владеет рекламным щитом и сдает его в аренду, то платить ЕНВД ей не нужно. Так как она получает доход от аренды, а не от размещения рекламы. Минфин разъяснил это в письмах от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/ 3/106 и от 18 февраля 2005 г. № 03-06-05-04/ 40. Таким образом, фирма – владелец рекламных щитов, которая сама размещает на некоторых из них рекламу и одновременно сдает остальные щиты в аренду, должна вести раздельный учет. Ведь одна деятельность попадает под ЕНВД, а другая нет.
Теперь разберемся с налогообложением у посредников в области рекламы, – продолжает Полина. – В одном из писем чиновники указали, что на уплату ЕНВД не переводится деятельность посредников, агентов, комиссионеров и других поверенных, соединяющих владельцев рекламных конструкций с рекламодателями. Дело в том, что посредники ведут именно посредническую деятельность и получают лишь посредническое вознаграждение от услуг по заключенным договорам. А доход от размещения рекламы на стационарных рекламных конструкциях получают владельцы этих конструкций. В роли посредников часто выступают рекламные агентства. И со своей посреднической деятельности ЕНВД они не платят. Это же подтвердил Минфин в письме от 14 апреля 2005 г. № 03-06-05-04/95.
Некоторые рекламные агентства снимают на время рекламные площади, например, по договору аренды или субаренды. И затем от своего имени заключают договоры на размещение рекламы на арендованных поверхностях. В этом случае они попадают под режим вмененки и платить ЕНВД обязаны. Такое разъяснение содержится в письме Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106».
Самореклама и соцреклама
Еще один вопрос – нужно ли платить ЕНВД, если организация размещает саморекламу. Например, фирма владеет стационарной рекламной конструкцией и размещает на ней информацию о себе: название, адрес, схему проезда, информацию о товарах и услугах.
По закону о защите прав потребителей название, адрес и время работы – вовсе не рекламная информация (ст. 9 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). И ее размещение не попадает под режим вмененки. А вот распространение информации о собственных товарах и услугах на принадлежащей фирме рекламной конструкции считают саморекламой. Однако с нее платить ЕНВД так же не придется. Ведь самореклама не соответствует понятию «предпринимательская деятельность», определенному в статье 2 Гражданского кодекса. А под вмененку попадает именно предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы (п. 1 ст. 346.28 НК). Правильность такого подхода подтвердил Минфин в письме от 13 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/198.
Вызывает трудности и определение режима налогообложения, если фирма распространяет социальную рекламу. Напомним, по действующему закону о рекламе и новому, который вступит в силу с 1 июля 2006 года, рекламораспространители размещать ее обязаны. Правда, только в пределах 5 процентов от годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы (п. 3 ст. 18 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», п. 3 ст. 10 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Нужно ли платить с этой «обязаловки» вмененный налог?
В Законе «О рекламе» данная деятельность поименована именно как реклама (не смотря на то, что она обязательна). В Налоговом кодексе нет разделения рекламы на социальную и обычную. Следовательно, платить ЕНВД нужно с размещения любой рекламы, в том числе и с социальной.
Стационарная или нет
Определения «наружной рекламы» и «стационарной рекламной конструкции» в Налоговом кодексе нет. Из-за этого фирмы и налоговики постоянно спорили о том, можно ли считать ту или иную конструкцию стационарной. И соответственно, относится ли размещенная на ней информация к наружной рекламе. От ответа на эти вопросы зависит, платить ли рекламораспространителю ЕНВД (ст. 346.27 НК), а рекламодателю – считать ли расходы на рекламу ненормируемыми (п. 4 ст. 264 НК). Так, например, однажды налоговой показалось, что рекламу на шатрах и палатках нельзя отнести к наружной. Ведь шатры и палатки – не стационарная конструкция. Судьи же разъяснили непонятливым инспекторам, что шатры и палатки представляют собой сложные технические сооружения стабильного (сезонного) территориального базирования. И их вполне можно отнести к средствам наружной рекламы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152).
Видимо, чтобы инспекторы на местах не тратили время на пустые споры с фирмами, ФНС приготовила письмо. В нем чиновники разъясняют, что в целях применения вмененки «стационарными техническими средствами наружной рекламы являются любые выполненные в виде конструкций носители рекламной информации, размещенные на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т. п.), прочно связанные с такими объектами и не подлежащие перемещению в течение установленного договором срока их размещения в соответствующих рекламных местах» (письмо ФНС от 14 апреля 2006 г. № ШС-8-01/ 91@). В этом же письме чиновники указали, что фирмы, которые размещают рекламу на «объектах движимого имущества» (тележках, лотках, сборно-разборных конструкциях и т. п.), ЕНВД платить не должны.
Эти разъяснения все же оставляют простор для фантазии инспекторов. Например, рекламу на той же самой палатке (сборно-разборной конструкции) можно посчитать размещенной либо на стационарной конструкции – если палатка не разбирается в течение всего срока действия договора, либо на нестационарной – если палатку хотя бы одни раз разбирали, пока на ней была размещена реклама заказчика. Доказать то или другое документально в большинстве случаев будет просто нереально. Значит, спорам с налоговой опять не будет конца.
Реклама «движимая»
Деятельность по распространению рекламы на транспорте в некоторых регионах с 1 января 2006 года переведена на уплату ЕНВД. Формулировка в статье 346.27 Налогового кодекса звучит так: «Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие, путем размещения рекламы на крышах, боковых поверхностях кузовов указанных объектов, а также установки на них рекламных щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы».
В письме от 17 февраля 2006 г. № 03-11-04/ 3/86 Минфин рассмотрел, кто и в каком случае должен платить «транспортно-рекламный» ЕНВД. Так, платить ЕНВД не надо, если компания является заказчиком и информация о ней размещена на поверхности транспорта. Не придется переходить на вмененку и фирмам, которые изготавливают, монтируют (наклеивают) рекламные материалы, а также занимаются демонтажем рекламных изображений и переклейкой плакатов с рекламой, размещаемых на поверхностях машин.
Владельцы транспорта должны платить налог лишь в том случае, если они сами непосредственно занимаются размещением рекламы для заказчика на нем. Если же фирма сдает в аренду поверхность машины, то платить ЕНВД ей не нужно. Ведь она получает доход от сдачи площади поверхности в аренду. Платить вмененный налог при таком раскладе будет арендатор, если он занимается деятельностью по распространению рекламы.
Если же арендатор в свою очередь сдает поверхность в субаренду, то он так же не платит ЕНВД. Поскольку не занимается деятельностью по распространению рекламы. Не будут плательщиками ЕНВД и фирмы, которые занимаются посредничеством в области рекламы на транспорте. Так как они получают доход от посреднической деятельности, а не от деятельности по размещению рекламы. Как видим, принципы перевода на вмененку деятельности по распространению рекламы не транспорте аналогичны принципам перевода на ЕНВД деятельности по распространению «наружки».
Договор с посредником
С 1 июля 2006 года вступает в силу новый Закон «О рекламе» (п. 1 ст. 39 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). В нем законодатели указали, что размещать рекламу на транспорте нужно «на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство» (п. 1 ст. 20 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
Можно ли заключать договор с посредниками – вопрос не совсем ясный. Посредники – не собственники и, как правило, не обладают какими-либо вещными правами на имущество собственника. Остается один вариант: считать посредников уполномоченными лицами. На вопрос, можно ли их отнести к таковым, отвечает Тимур Унароков, консультант по налогам и сборам компании «BKR-Интерком-Дамиану-Ярель»: «Например, по агентскому договору “одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала” (п. 1 ст. 1005 ГК – прим. ред.). Из этой формулировки следует, что агент получает необходимые для заключения договора полномочия. То есть является уполномоченным лицом. Те же принципы “поручения” лежат и в основе деятельности комиссионера по договору комиссии. Значит, заключать договоры с посредниками в области распространения рекламы на транспортных средствах можно».
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
внимание
Некоторые владельцы или арендаторы недвижимости размещают рекламные плакаты и наклейки внутри помещений. Например, на внутренней стене сооружения, на стене лифта, в коридоре и т. п.
«Такая деятельность не попадает по режим вмененки, поскольку это не предусмотрено в Налоговом кодексе , – поясняет Алексей Беклемишев, директор аудиторской фирмы “Финстатус”. – При этом не имеет значения, в каком виде распространяется реклама: в виде рекламной конструкции, растяжки, наклейки. Не нужно платить ЕНВД и с рекламы внутри транспорта, ведь данный вид деятельности также не поименован среди облагаемых этим налогом» (письмо Минфина от 2 марта 2006 г. № 03-11-04/3/106).