20/06/2006, Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451
Аренда персонала является разновидностью аутсорсинга.
В буквальном смысле под аутсоргсингом следует понимать осуществление сторонней организацией, каких либо функций обычно не являющихся основным видом деятельности для бизнеса фирмы, но, тем не менее, необходимых для ее производственной деятельности. Иначе говоря, аутсорсинг – это вид услуг, согласно которым заказчик передает свои текущие функции в области информационных технологий в специализированную организацию, а исполнитель гарантирует выполнений данных функций в соответствии с утвержденным уровнем сервиса. Причем такие услуги в области использования технологий могут быть как одноразовые, так и долгосрочные – это решение различных административных функций, обслуживание оборудования, различного рода консультации и другое.
Отметим, что использование модели аутсорсинга очень выгодно для заказчика, так как в данном случае нет необходимости увеличивать собственный штат сотрудников, нести расходы по поиску и обучению персонала, не возникает необходимости в адаптации специалистов и так далее.
Все это объясняет стремительное развитие такого вида услуг в условиях современной практической деятельности коммерческих организаций, поэтому в последнее время договоры аутсорсинга (аренды персонала) встречаются довольно часто.
Суть указанных договоров заключается в следующем: организация-работодатель, в штате которого числится персонал определенной категории (организация-аутсорсер), «предоставляет» указанный персонал организации (организация-заказчик) для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством.
При этом организация-заказчик выплачивает организации-аутсорсеру вознаграждение по договору, а заработная плата работников начисляется в организации-аутсорсере, здесь же осуществляются платежи единого социального налога, отчисления во все государственные внебюджетные фонды социального назначения и проводится социальная защита работников (больничные, пособия и тому подобное), удерживается налог на доходы физических лиц.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее НК РФ) также упоминается такой вид договоров, как договоры на оказание услуг по предоставлению работников (персонала).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонним организациям для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение договоров по предоставлению работников не предусмотрено ни гражданским, ни трудовым законодательством Российской Федерации.
По нашему мнению, в случае заключения между аутсорсинговой организацией и сторонней организацией (заказчиком) договора на оказание услуг по предоставлению персонала, такой договор должен быть квалифицирован как договор на оказание организацией - аутсорсером для сторонней организации услуг или на выполнение им работ, для обеспечения выполнения которых, аутсорсер предоставляет (использует) свой персонал.
При этом у организации-заказчика меняется структура затрат: высвобождаются средства фонда оплаты труда, уменьшается численность работников, но появляются расходы, связанные с оплатой договора со сторонней организацией.
В данном случае, это должен быть почти обычный договор на оказание услуг (выполнение работ) с тем лишь отличием, что такие услуги, как правило, носят долговременный характер.
В практической деятельности договор аутсорсинга чаще называют договором аренды персонала.
По нашему мнению, использование такого термина не совсем корректно: действующим гражданским законодательством не предусмотрены какие либо виды договоров, связанные с предоставлением персонала «во временное пользование». Ведь на самом деле, «сдать в аренду», «предоставить в пользование» можно вещь, имущественное право либо иной объект гражданского права, а работники объектами гражданского оборота не являются.
Рассматривая аутсорсинговые услуги, хочется заострить внимание читателя на следующем. Практика показывает, что некоторые организации в надежде на снижение налоговых платежей переходят на, так называемую, «аренду персонала». Это происходит следующим образом: организация, находящаяся на обычной системе налогообложения «переводит» весь свой персонал в организацию на упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы), благодаря чему расходы на оплату труда заменяются расходами на оплату услуг «по предоставлению персонала», ЕСН не уплачивается. В тоже время, в организации на УСН единый налог составляет очень незначительную сумму (поскольку доходы в виде вознаграждения по договору от организации – «арендатора персонала» незначительно превышают расходы, состоящие из сумм заработной платы и взносов в ПФР) и ЕСН не уплачивается.
Поэтому у хозяйствующих субъектов, использующей такой прием, существует довольно серьезная вероятность того, что подобная схема вполне может быть поставлена под сомнение налоговыми органами по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации «Основания возникновения трудовых отношений» трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Иначе говоря, даже если отношения между работником и организацией, в которой он фактически работает, официально не оформлены, они все равно считаются трудовыми, поскольку есть доказательства работы людей в организации и нет (по причине отсутствия договора) гражданско-правовых отношений.
Во-вторых, в соответствии с действующим гражданским законодательством сделка может быть признана ничтожной в случаях, если она: не соответствует закону (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)), совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности (статья 169 ГК РФ), совершена лишь для вида (мнимая, пункт 1 статьи 170 ГК РФ), совершена с целью прикрыть другую сделку (притворная, пункт 2 статьи 170 ГК РФ).
Цель заключения сделки аутсорсинга персонала может быть признана либо направленной на прикрытие гражданско-правового договора подряда, оказания услуги, либо на уменьшение затрат на оплату труда.
Доказать это налоговым органам, возможно, будет непросто, но, строго говоря, такие сделки все же выходят за рамки повседневных, и целесообразность аутсорсинга персонала с многомиллионными выплатами труднообъяснима, особенно в условиях отсутствия значительного увеличения прибыли. Поэтому может быть сделан вывод о том, что указанные сделки «аренды», «аутсорсинга» персонала не вполне соответствуют действующему гражданскому и трудовому законодательству.
Исходя из сказанного, мы не рекомендуем использовать в коммерческой деятельности такие сделки в указанной форме.
Возможное оформление и юридическая квалификация подобного рода сделок - оказание услуг (выполнение работ) одним юридическим лицом для другого с предоставлением (использованием) своего персонала. При этом не рекомендуем указывать, что предмет договора – «предоставление персонала», «аренда персонала» и тому подобное, во избежание претензий со стороны налоговых органов либо трудовых инспекций.
Обращаем Ваше внимание на то, что по такому договору аутсорсинговая организация за свои услуги должна получать вознаграждение, включая сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 146 НК РФ, организация-аутсорсер должна уплатить в бюджет полученную в составе выручки сумму НДС, а организация-заказчик вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС в силу статьи 171 НК РФ, при выполнении условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ в зависимости от характера работ или услуг, оказываемых аутсорсинговой организацией).
В этом случае, расходы по выплате заработной платы работникам аутсорсинговой организации должны учитываться при налогообложении его прибыли.
Расходы организации-заказчика по оплате услуг аутсорсинговой организации (при условии, что они носят текущий производственный характер с точки зрения предпринимательской деятельности этой организации и выполняются все прочие критерии признания расходов в целях налогообложения прибыли, согласно статье 252 НК РФ), должны учитываться при налогообложении прибыли организации-заказчика.
Согласно Письму УМНС Российской Федерации по городу Москве от 20 августа 2001 года №15-06/37967, договор о предоставлении персонала следует отличать от договора по оказанию услуг по подбору персонала.
В соответствии с соглашениями о предоставлении персонала одна организация предоставляет в распоряжение другой организации специалистов необходимой квалификации для осуществления определенных функций в интересах этой другой организации. При этом организация, предоставляющая персонал, не принимает на себя обязательств по оказанию каких-либо услуг. Единственным ее обязательством является обязательство предоставить квалифицированный персонал.
Оплата за предоставленный персонал устанавливается в заранее определяемой сумме и не зависит от фактически выполняемого этим персоналом объема услуг.
Документом, подтверждающим фактическое выполнение обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении персонала, является акт (или иной документ) о предоставлении персонала, а не акт об оказании услуг.
В соответствии с Письмом Минфина Российской Федерации от 27 августа 2002 года №28-01-21/1411 оказание одной аудиторской организацией другой аудиторской организации возмездных услуг по предоставлению персонала (аудиторов) на определенный срок для проведения аудита клиентам аудиторской организации - услугополучателя регулируется договором гражданско-правового характера, заключаемым между двумя юридическими лицами, и не может рассматриваться как услуга, сопутствующая аудиту.
Очень выгодно использование аутсорсинговых услуг по предоставлению специалистов и работников организациям, приглашающим на работу иностранцев.
Дело в том, что согласно новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, организацию, не получившую разрешение на привлечение иностранных работников, ждет штраф в размере от 100 до 3000 МРОТ, а ее должностных лиц - от 25 до 200 МРОТ (статья 18.10). Требование получать персональное разрешение на работу каждому иностранному работнику введено пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Быть законопослушной организацией и получать разрешения на каждого иностранца, приглашенного на работу, не только хлопотно, но и довольно дорого.
Избежать этих дорогостоящих затрат поможет договор со специализированной организацией, предоставляющей персонал, - аутсорсинговой компанией.
При заключении такого договора все заботы о получении разрешений на привлечение иностранных граждан для работы на территории РФ ложатся на плечи аутсорсинговой компании. Потому, что именно с ней иностранный работник заключает трудовой договор. Российская же организация таких договоров с иностранцами не заключает, а, следовательно, никаких разрешений получать не должна. При этом не будет и оснований для наложения на нее штрафа за прием на работу незарегистрированных иностранцев.
Помимо этого, определенные выгоды есть и в налогообложении.
Если аутсорсинговая компания является плательщиком НДС (не применяет специальные налоговые режимы), то получить вычет по этому налогу организация - заказчик может на общих основаниях (статьи 171 и 172 НК РФ).
Для налога на прибыль (подпункт 19 пункта 1 статьи 264 НК РФ и пункт 7 статьи 306 НК РФ) услуги по предоставлению персонала являются самостоятельным видом прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Эти расходы уменьшают налоговую базу, если являются обоснованными и документально подтвержденными.
Некоторые организации заключают договоры о предоставлении персонала с иностранными аутсорсинговыми фирмами.
В таком случае у неё может возникнуть дополнительная обязанность, связанная с выполнением функции налогового агента по НДС.
Если иностранная компания - аутсорсер состоит на учете в налоговых органах как плательщик НДС, тогда такой обязанности у российской организации не возникнет. Это подтвердит свидетельство о постановке на учет и присвоенный иностранной организации ИНН.
Если договор о предоставлении персонала заключен с иностранной фирмой, не состоящей на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то российская организация признается налоговым агентом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ услуги по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя, считаются оказанными на территории Российской Федерации, если покупатель данных услуг осуществляет деятельность на территории России.
Напомним, что в целях статьи 148 НК РФ:
«Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица»
По налогу на прибыль обязанностей налогового агента у российской организации не возникнет. Если предоставленный персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен, то это не ведет к образованию постоянного представительства иностранной организации в соответствии с пунктом 7 статьи 306 НК РФ. А, следовательно, налог на прибыль в этом случае налоговым агентом не исчисляется и не уплачивается.