Л.В. Раголов, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"
Довольно часто учредители вносят имущество в качестве вклада в уставный капитал фирмы, вот только порядок его учета вызывает массу вопросов. Ответить на них в своих новых разъяснениях попытались специалисты Минфина.
Если имущество было получено в качестве вклада учредителя в уставный капитал фирмы, то оно учитывается у принимающей стороны по остаточной стоимости при наличии подтверждающих документов. К сожалению, в статье 277 Налогового кодекса не оговаривается, какие именно документы требуются для подтверждения несамортизированной налоговой стоимости, поэтому фирме придется самостоятельно подбирать "доказательства". Это может быть выписка из регистров налогового учета, бухгалтерская справка, акт приема-передачи, заверенные компанией-учредителем.
В ситуации, когда имущество вносят физические лица (резиденты или нерезиденты РФ) или иностранная компания, стоимость будет равна документально подтвержденным расходам на приобретение активов за вычетом амортизации (износа), начисленной по данным налогового учета в "родном" государстве учредителя. При этом стоимость вклада не может быть выше рыночной стоимости, подтвержденной независимым оценщиком, который действует по законам указанного государства.
Как учесть дополнительный вклад
Рассмотрим случай, когда учредитель внес в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью основное средство. При этом передающая сторона понесла дополнительные расходы, связанные с ввозом имущества на территорию РФ (таможенные пошлины, транспортные расходы и т. п.). Куда следует включить такие расходы?
В письме от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/1/206 Минфин напомнил, что обязанность по внесению вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью лежит на учредителях данного общества. При этом сделана ссылка на пункт 1 статьи 16 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в котором сказано, что каждый учредитель общества должен полностью внести вклад в уставный капитал. Следовательно, вновь созданная организация не может учесть у себя в расходах по налогу на прибыль затраты, связанные с внесением имущества в виде вклада в уставный капитал. Надо отметить, что такой позиции финансовое ведомство придерживалось и раньше (см. письмо от 16 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/371).
В то же время в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса дополнительные расходы могут быть учтены в первоначальной стоимости имущества — при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал. Первоначальной стоимостью полученного основного средства будет считаться стоимость, согласованная учредителями (п. 9 ПБУ 6/01). Необходимо помнить, что на основании пункта 2 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ требует, чтобы стоимость вклада в ООО, если она составляет более 200 МРОТ (20 000 рублей), должна быть подтверждена независимым оценщиком. Для акционерных обществ такое требование предъявляется вне зависимости от величины неденежного вклада (п. 3 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Получается, что "сопутствующие" затраты все же могут быть учтены при расчете налога на прибыль вновь созданной организации, но не сразу, а по частям в течение всего периода амортизации имущества.
Иноземный оценщик
Немало вопросов вызывают ситуации, в которых участвуют иностранные оценщики. В письме Минфина от 3 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/84 это понятие раскрыто на примере общества с ограниченной ответственностью с американским капиталом.
В примере иностранная организация, созданная по законодательству США, является участником российского общества. Она планирует внести дополнительный вклад в уставный капитал общества имуществом, а именно технологической линией. При этом различные машины и агрегаты, из которых состоит технологическая линия, закупаются иностранной организацией в различное время и в разных странах. Оценочные нормы законодательства каких государств должны применяться в подобном случае?
Специалисты Минфина предъявили следующие требования к независимому оценщику, который будет определять рыночную стоимость вносимого имущества. Он должен действовать в качестве оценщика в соответствии с законодательством того государства, налоговым резидентом которого является учредитель. В рассматриваемом случае независимый оценщик должен быть признан таковым по законодательству США и руководствоваться американскими законами. Как сообщили специалисты Минфина, иные критерии для выбора независимого оценщика не установлены. В случае если оценщик — частное лицо, его гражданство и постоянное местопребывание (резидентство) не важны. Главное, чтобы он осуществлял деятельность в соответствии с законодательством страны учредителя, в частности имел бы соответствующую лицензию в случаях, когда этого требует закон.
Неясности спецрежимов
Для фирм, применяющих УСН и ЕНВД, законодатель, видимо, забыл предусмотреть специальную норму на случай получения имущества в уставный капитал от юридических лиц. Теперь таким организациям придется самим решать, откуда взять и как подтвердить стоимость полученного вклада.
И напоследок обратите внимание: если компания не сможет документально подтвердить стоимость полученного имущества (или какой-либо его части), то для расчета налога на прибыль она будет признана нулевой (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Следовательно, у фирмы не возникнет права списывать амортизацию на расходы по налогу на прибыль вне зависимости от того, кто внес имущество — российская компания, иностранный инвестор или физическое лицо.