Валентин Петров, налоговый консультант ООО «ПИК Неруд»
Государство активизировало борьбу с незаконными схемами налоговой минимизации. В результате бизнес вынужден искать другие способы уменьшить платежи в бюджет. Фирмам придется найти замену удобному, но ставшему небезопасным инструменту оптимизации налогов – однодневкам.
В начале 2006 года налоговые служащие развернули беспрецедентную по масштабам борьбу с фирмами-однодневками. Столичное Управление ФНС разработало специальный регламент работы контролеров по их выявлению. В марте инспекторы опубликовали два списка с адресами массовой регистрации и сведениями о гражданах, которые значились учредителями и генеральными директорами десяти и более организаций. Проверяющие передали «черные списки» в банки и потребовали от них не открывать счета компаниям, в которых состояли «массовые» учредители.
Разумеется, одним запретом на банковские операции налоговые работники не ограничились. В их планах – дисквалифицировать руководителей однодневок. А сами фирмы должны исключить из госреестра. То есть они будут ликвидированы.
Поэтому многих финансовых специалистов волнует, как такие меры отразятся на российском бизнесе и существует ли сегодня альтернатива однодневкам.
Пока есть спрос, будет и предложение
В настоящее время компании-однодневки (далее – системные фирмы) – самый доступный и популярный инструмент сокращения налоговых платежей и вывода чистой прибыли. По данным официальной статистики, половина российской экономики находится в «тени». Системными являются около 60 процентов всех организаций, зарегистрированных в Москве. Однако доступность и видимая эффективность этого инструмента налоговой оптимизации оборачивается высокими рисками для пользующихся им компаний. И если крупные организации стараются не дискредитировать себя работой с системными фирмами, то у малого и среднего бизнеса нередко не остается другого выхода. Для последних однодневки – основной способ сделать налоговую нагрузку компании приемлемой. Причина в том, что крупным фирмам под силу разрабатывать сложные и дорогостоящие схемы оптимизации налогообложения. В то же время малому и среднему бизнесу не хватает средств, чтобы привлекать квалифицированных специалистов и защищать свои интересы в суде.
Поэтому сегодня практически каждый финансовый директор или главный бухгалтер стоит перед выбором: работать в соответствии с буквой закона и отдавать в бюджет значительную долю доходов компании либо пойти на риск – использовать системные фирмы и максимально снизить размер налоговых платежей.
Нетрудно догадаться, какой вариант выбирает большинство организаций. Распространению однодневок способствует конкуренция. Если какая-либо компания платит налогов больше, чем остальные, ей труднее устанавливать конкурентоспособные цены на продукцию. Безусловно, клиенты заинтересованы в репутации своего поставщика, никто не хочет работать с однодневками. Но когда цены на товары увеличиваются на 15–20 процентов только из-за того, что контрагент заплатил все налоги, покупатели начинают искать нового поставщика. Поэтому зачастую вопрос стоит так: работать в убыток или использовать системные фирмы.
Однако, как мы упоминали выше, временам, когда можно было работать с однодневками и не беспокоиться о дальнейших последствиях, приходит конец. Сможет ли бизнес, особенно малый и средний, обходиться без них или найти полноценный аналог? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить перечень задач, которые решают однодневки.
Что может однодневка?
Многие считают, что системные фирмы используют исключительно для «обналички» денег и для вывода прибыли из-под налогообложения. На самом деле спектр решаемых с их помощью задач значительно шире. Речь не идет о разного рода криминальных и мошеннических схемах. На практике однодневки применяют в следующих случаях.
На банковские счета системной фирмы перечисляют оплату по договорам, расчеты по которым не влияют на базу по налогу на прибыль и НДС. Затем деньги обналичивают. Для этого, как правило, используют договоры займа, купли-продажи векселей, перевода долга, уступки права требования и другие. Эту схему применяют непосредственно для получения наличных. В дальнейшем средства идут на выдачу «черной» заработной платы, взятки, «откаты», а также на выплату дохода собственникам бизнеса. Поэтому сама схема не влияет на расчетную базу налога на прибыль и НДС. Но в результате дальнейшего распределения обналиченных денег фирма существенно экономит на «зарплатных» налогах, а также на НДФЛ и налоге на прибыль с дивидендов.
С системной фирмой заключают договоры на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ с целью формирования фиктивных затрат. В результате их контрагенты экономят на налоге на прибыль и НДС. Такая операция не направлена непосредственно на «обналичку». Расчеты могут проходить и в неденежной форме (векселя, взаимозачеты и т. д.). Главная цель этих сделок – максимально сократить налоговые платежи. Поэтому они очень рискованны – весьма велика вероятность, что налоговые работники предъявят претензии к партнеру однодневки.
Существуют другие инструменты «налогового планирования» с участием системных фирм. Например, партнеры могут продавать им активы (товары, права требования и т. д.) с убытком, признавать штрафы по договорам с ними, а также использовать искусственно созданную дебиторскую задолженность однодневки для формирования резерва по сомнительным долгам.
Партнеры системных компаний формируют у себя фиктивные затраты и одновременно получают наличные деньги. Эта схема очень распространенна и также сопряжена с крайне высоким риском попасть под «прицел» инспекторов.
Однодневки могут выступать в роли покупателя для легализации полученных от реальных клиентов денег. Такая ситуация возможна, например, если покупатель не заинтересован в официальном оформлении сделки и не хочет платить через расчетный счет или «белую» кассу. Поэтому поставщик по документам отгружает товар системной фирме, переводит на ее счет (или другой аналогичной компании) деньги и получает их уже в качестве оплаты за отгруженную продукцию.
С помощью однодневок организуют систему денежных потоков и расчетов между несколькими фирмами. Так поступают, например, «дружественные» компании или организации, которые входят в один холдинг. Причем системные фирмы участвуют в расчетах как непосредственно, так и опосредованно – например, при оплате за сторонние компании и работе с долговыми обязательствами однодневок. При этом расчеты с системными фирмами обычно выстраивают так, чтобы они не влияли на налог на прибыль и НДС.
Самый распространенный инструмент неденежных расчетов – векселя. Как правило, это ценные бумаги сторонних компаний, векселедателями и векселеполучателями которых являются системные фирмы. В то же время последние изменения налогового законодательства (в частности, по НДС) и повышенное внимание контролеров к вексельным операциям практически свели к нулю все преимущества от использования векселей в расчетах.
Таким образом, системные фирмы позволяют решить, по крайней мере, четыре задачи.
Во-первых, с их помощью из компании можно бесконтрольно выводить наличные деньги.
Во-вторых, они позволяют собственникам организации получать любые суммы из чистой прибыли в удобное время. При этом доходы учредителей не будут облагаться НДФЛ и налогом на прибыль.
В-третьих, это гибкий инструмент организации расчетов.
И, наконец, в-четвертых, системные фирмы позволяют минимизировать платежи в бюджет – налог на прибыль, НДС и «зарплатные» налоги.
«Упрощенка» против однодневки
Из анализа различных задач, которые позволяют решать системные фирмы, можно сделать вывод, что на сегодняшний день полноценного аналога им просто не существует.
Разумеется, оптимизировать налоги, например, можно и без помощи однодневок. Однако расходы фирмы на минимизацию, как мы упоминали выше, значительно возрастут. Правда, уменьшится и уровень риска. Поэтому каждая компания должна определить свои приоритеты – работать с минимальными затратами, но рисковать или платить больше, но обезопасить себя от претензий контролеров.
Возможная альтернатива однодневкам – фирма, находящаяся на упрощенной системе налогообложения (далее – УСНО). При этом желательно, чтобы объектом обложения единым налогом для нее были доходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Совсем не обязательно переводить на «упрощенку» весь бизнес. Льготами спецрежима достаточно пользоваться при операциях, в которых ранее участвовали системные фирмы.
При этом нужно обратить внимание на то, что упрощенная система налогообложения имеет ряд ограничений:
ее запрещено применять отдельным категориям налогоплательщиков (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
доходы «спецрежимных» компаний ограничены суммой в 20 миллионов рублей в год, а остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 миллионов рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);
«упрощенцы» освобождены от НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Это негативно сказывается на их отношениях с покупателями, заинтересованными в вычете сумм «входящего» налога.
Кроме того, вспомогательные фирмы не нужно использовать только для минимизации налоговых платежей. Договорные отношения и систему расчетов необходимо выстроить так, чтобы в сделках с «упрощенной» компанией четко прослеживалась экономическая обоснованность. То есть содержание оказываемых ей услуг или выполняемых работ не должно быть абстрактным. Нужно, чтобы оно было тесно связано с основной деятельностью фирмы.
Также следует отметить, что для оптимизации НДС эта схема не подходит. Вообще, последние изменения, внесенные в главу 21 Налогового кодекса, оставили фирмам лишь три законных способа минимизации НДС. Во-первых, компанию могут освободить от НДС по статье 145 Налогового кодекса. Во-вторых, фирма вправе воспользоваться льготами, установленными статьей 149 и пунктом 2 статьи 146 кодекса. Наконец, организация может платить НДС ежеквартально (ст. 163 НК РФ). Разумеется, существуют и криминальные (так называемые «игрушечные», «продуктовые») и экспортные схемы возмещения НДС. Но нас они по понятным причинам не интересуют.
Однако рассмотренные способы минимизации НДС сложно реализовать на практике. Всем фирмам и коммерсантам они не подойдут. Поэтому можно сделать следующий вывод. Легального механизма оптимизации НДС, сравнимого по эффективности с системными фирмами, на сегодняшний день не существует.
Вместе с тем вспомогательные компании на «упрощенке» позволяют успешно оптимизировать налог на прибыль, ЕСН и выводить чистую прибыль.
Так, налог на прибыль можно уменьшить за счет разницы между ставками: 24 процента при обычной системе налогообложения и 6 процентов при упрощенной с объектом налогообложения в виде доходов. Если воспользоваться услугами «спецрежимной» фирмы, можно сэкономить 18 процентов на налоге на прибыль. Безусловно, однодневка обойдется дешевле (1–2% за услуги по «обналичке»). Однако разница в 5–6 процентов – вполне разумная плата за отсутствие риска.
Кроме того, организации, применяющие УСНО, освобождены от ЕСН (п. 2 ст. 346 НК РФ). Это может оказаться решающим фактором для отказа от выплаты «черной» заработной платы*.
Существует два способа распределения прибыли с помощью «упрощенных» компаний.
Первый, формально законный, заключается в том, что после уплаты единого налога с полученных доходов, деньги переводят на системную фирму. Далее их обналичивают и распределяют. Так как «упрощенец» с бюджетом рассчитался, инспекторы не должны интересоваться дальнейшей судьбой денег. Положительно и то, что «спецрежимным» компаниям с объектом налогообложения «доходы» не нужно отражать произведенные траты в книге учета доходов и расходов.
Второй способ заключается в том, что полученную фирмой на УСНО чистую прибыль официально распределяют: удерживают НДФЛ или налог на прибыль (в зависимости от того, кто получает дивиденды) в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 и п. 3 ст. 284 НК РФ). В этом случае потребуется вести бухгалтерский учет и оформить распределение чистой прибыли документами. Кроме того, нужно увязать момент выплаты доходов с отчетным периодом, по итогам которого выплачивают дивиденды.
Сравним различные механизмы распределения чистой прибыли. Рассмотрим условный пример. Допустим, фирма получила налогооблагаемую прибыль в размере 100 000 рублей. Какие расходы понесут собственники при ее выводе? Возможны следующие варианты: компания находится на общей системе налогообложения (ОСНО), пользуется услугами системной фирмы (ОСНО + СФ), вспомогательной компании (УСНО), одновременно последними из двух (УСНО + СФ).