Е. Ершова
Итак, кампания по подготовке годового баланса успешно закончилась. Однако расслабиться бухгалтеру не удастся -- на носу отчеты за I квартал. Ситуация осложняется тем, что по ряду налогов Минфин утвердил новые формы деклараций. Признав, что старые были очень уж тяжеловесными и объемными, финансисты постарались их упростить и сократить. Посмотрим, что из этого вышло.
Итоги квартала на свежем бланке
Как известно, с 1 января 2006 года в силу вступила очередная «порция» изменений, введенных в главу 25 Налоговым кодексом. Новшеств, ранее происшедших в законодательстве о налоге на прибыль, тоже накопилось достаточно. Так что значительная часть перемен в декларации по налогу на прибыль объясняется совершенно объективными причинами.
С начала 2006 года налогоплательщики получили право списывать так называемую амортизационную премию (до 10% суммы капитальных вложений в основные средства) в момент ввода объектов в эксплуатацию. Кроме того, существенно изменился порядок уплаты налога на прибыль у организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации. Все эти и подобные моменты нашли свое отражение в обновленной декларации только теперь.
Результат «диеты» налоговой декларации
Начиная знакомство с новым бланком, сразу можно отметить, что он действительно «похудел», причем довольно существенно – больше чем на треть. Точнее, в «стандартной» декларации стало меньше ровно на 13 листов. Сейчас их 22 против прежних 35. Хочется верить, что эта чертова дюжина не принесет налогоплательщикам ничего плохого. Правда, на поверку выясняется, что реальное сокращение объема отчетности гораздо меньше.
Разработчики пересмотрели принцип формирования состава декларации. В ней теперь более четко выделены «необщеупотребительные» листы, включающие сведения об операциях, которые нехарактерны для деятельности большинства компаний. Причем на каждом таком листе в верхней части в рамочке указано, что его не следует представлять налогоплательщикам, которые не осуществляли операции, подлежащие отражению в том или ином разделе.
Сначала это изрядно веселит, но к концу знакомства с новой декларацией начинает раздражать. Ведь и в прежней, и в новой инструкции по заполнению налогового документа (приказ Минфина от 7 февраля 2006 г. № 24н (приложение 2)) достаточно ясно сказано, что при отсутствии тех или иных операций соответствующий лист заполнять и сдавать в инспекцию не нужно. Налоговики сочли необходимым напомнить о том, что отдельные листы представлять не надо, целых 10 раз (и это на 22 страницах!). Впрочем, можно предположить, что поводом к такой настойчивости явилось неистребимое желание бухгалтеров перестраховаться и лучше сдать пустой лист, чем потом разбираться, в связи с чем необходимая страница не представлена. Так что если многочисленные «напоминалки» защитят налогоплательщиков от неправомерных требований инспекторов, то за это можно только сказать спасибо.
И наконец, значительное количество «удаленных» листов (целых пять) составила часть декларации, в которой прежде отражалась информация, где организация прописывала свое участие в соглашениях о разделе продукции. Возможно, это связано с небольшим количеством таких соглашений, с тем, что приводимые в этих листах сведения не требовали столь подробного раскрытия, или с предполагаемыми изменениями в законодательстве по данному специальному налоговому режиму. Но с 1 января 2006 года операции с такими соглашениями надо будет приводить всего лишь в трех строках (240, 250 и 260) приложения 3 к листу 02.
Аналогичный прием применен и при формировании листов, предназначенных для отражения налога на прибыль, распределяемого по обособленным подразделениям. Раньше было два листа: расчет распределения авансовых платежей и налога организацией в целом и расчет по каждому из подразделений. Теперь единый лист приложения 5 к листу 02 (только с разными кодами) надо представлять во всех случаях: код 1 – по предприятию без подразделений; код 2 – по каждому подразделению (код 3 – по ликвидированному в течение налогового периода); код 4 – по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта России.
ФНС стала менее любопытной
Многие эксперты и практикующие бухгалтеры, анализируя предыдущую форму декларации, удивлялись, зачем в нее включено такое количество явно избыточной информации. Это было связано с расшифровкой отдельных показателей: виды прямых расходов, доходов от реализации, внереализационных доходов и расходов, справочной информации и т. п. Наверное, налоговикам эти подробности не пригодились в работе, и теперь доходы от реализации и внереализационные расходы уместились на одном листе. Расходы же, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам, – всего лишь на двух.
Более того, налоговиков перестали интересовать такие «необходимые» для их контроля сведения, как ИНН руководителя и главного бухгалтера, а также данные об их адресах, телефонах, дате и месте рождения, реквизитах паспорта и принадлежности к мужскому или женскому полу. С титульного листа исчезло также повторное указывание КПП организации и подразделения (этот реквизит остался только в верхней части листа) и категории налогоплательщика (крупнейший, основной или «прочий»), зато появился телефон организации с кодом города. Что ж, подобные перемены выглядят практичными и обоснованными.
Шаги по строчкам
Обсудив внешний вид, перейдем к вопросам заполнения декларации. Весьма грамотным и удобным является то, что в новой форме сохранена привычная нумерация наиболее «популярных» разделов. Так, лист, посвященный обособленным подразделениям, по-прежнему имеет номер приложения 5 к листу 2. Расчет убытка, переносимого на будущее, представляет собой приложение 4 к листу 02. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, распределена по разделам 1.1, 1.2 и 1.3. Налог, удерживаемый у источника выплаты, находится на листе 3.
В этот раз разработчики использовали новый прием – кодирование информации на листе. Так, в зависимости от того, какой код будет проставлен в строке 002 листа 05, его можно использовать для отражения финансовых результатов по операциям:
код 1 – с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
код 2 – с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
код 3 – с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
код 4 – с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученными первичными владельцами государственных ценных бумаг в результате новации.
Пример
Компания «Терра» занимается торговлей продукцией для комнатного цветоводства (коды по ОКВЭД – 52.48.32, 52.46.6 и 52.44.2). Обособленных подразделений нет, операций с ценными бумагами и иных операций, по которым финансовый результат определяется в особом порядке, фирма не ведет. Внереализационных расходов и доходов также нет (услуги банка бухгалтер учитывает как расходы, связанные с производством и реализацией). В регионе, где расположен офис компании, данный вид деятельности не переведен на ЕНВД, по нему не установлены льготы или пониженные ставки налога, зачисляемого в региональный бюджет.
За I квартал 2006 года фирма получила выручку от реализации в сумме 870 000 руб. (без учета НДС), причем покупная стоимость реализованных товаров – 310 000 руб.; заработная плата – 120 000 руб.;отчисления с ФОТ – 31 440 руб. (включая отчисления на страхование от несчастного случая на производстве по ставке 0,2%); арендная плата за телефонизированное и полностью оборудованное торгово-офисное место – 180 000 руб.; материальные затраты на управленческие нужды – 50 000 руб.;услуги банка – 640 руб.;обслуживание кассовой техники – 24 000 руб.
Бухгалтеру компании «Терра» следует заполнять следующие строки декларации.
Лист 02 (строка 010 ) – сумма выручки от реализации, равная 870 000 руб. Приложение 1 к листу 02 (строки 010, 012 и 040). В строке 030 бухгалтер укажет расходы – показатель из строки 110 приложения 2 к листу 02 (716 080 руб.). По строкам приложения 2 к листу 02 суммы распределятся следующим образом:
– строка 020–310 000 руб.;
– строка 030–310 000 руб.;
– строка 040– 406 080 руб.
Итого прибыль компании за I квартал 2006 года составит 153 920 руб. (строка 060), в связи с отсутствием льгот эта же сумма будет указана по строкам 100, 120 и 130.
В строках 140–160 приводят стандартные налоговые ставки – 24, 6,5 и 17,5 процента.
В строках 180–200 – соответственно 36 941, 10 005 и 26 936 руб.
В строках 210–230 – авансовые платежи, уплачивавшиеся согласно результатам IV квартала 2006 года – соответственно 14 400, 3900 и 10 500 руб.
В строку 270 необходимо включить показатель 22 541 руб.
В строку 290 (согласно результатам I квартала 2006 года) – 36 941 руб.
В строке 300 приводится сумма строк 120, 130 и 140 из подраздела 1.2 раздела 1 декларации (в этих строках указаны цифры 3335, 3335 и 3335).
В строке 310 приводится сумма строк 220, 230 и 240 из подраздела 1.2 раздела 1 декларации (в этих строках указаны цифры 8979, 8979 и 8978).
Соответственно в подразделе 1.1 раздела 1 будут заполнены строки 010 (код по ОКАТО), 020 (срок уплаты – 28 апреля 2006 года), а также по каждому из бюджетов:федеральный бюджеткод бюджетной классификации 182 1 01 01011 01 0000 110 (строка 030);сумма налога к доплате 6105 руб. (строка 040);бюджет субъекта Российской Федерациикод бюджетной классификации 182 1 01 01012 02 0000 110 (строка 060);сумма налога к доплате 16 436 руб. (строка 070).
В новой декларации логика в расположении строк прослеживается более четко. Налогоплательщику предлагается привести суммы прямых расходов (по строке 010 – компаниям, осуществляющим производство товаров, работ или услуг; по строке 020 – торговым организациям с выделением стоимости товаров по строке 030) и косвенных расходов по строке 040 (ст. 318 и 320 НК). (Новую форму декларации вы сможете найти в справочной правовой системе КонсультантПлюс.)
Декларация без ошибок
Раньше достаточно часто возникали неточности при раскрытии отдельных видов расходов в старой декларации. Бухгалтеры указывали одни и те же данные в строке 060 приложения 2 к листу 02 («прочие расходы»), в строке 100 приложения 2 («другие расходы»), в строке 010 («прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам, работам, услугам») и в строке 120 («прямые расходы налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю...»).
Действительно, какой-то логический порядок строк приложения 2 не просматривался. Различия в формулировках, если они и существовали, было трудно выявить без обращения к инструкции по заполнению декларации. Но на практике не все бухгалтеры читают Порядок заполнения при каждом составлении декларации.
Как это ни странно, проблемы возникали и при формировании показателя общей суммы расходов, не учитываемых в целях налогообложения (строка 290 приложения 2 к листу 02 старой декларации). Поскольку эти данные не использовали при исчислении налоговой базы и, как правило, не собирали в регистрах, бухгалтерам зачастую приходилось их выбирать едва ли не вручную. Составителей новой отчетности интересуют только суммы признанных расходов (строка 110 приложения 2 к листу 02), что не может не радовать.
Более удачно, чем в прежней декларации, сгруппированы показатели по операциям, по которым финансовые результаты определяются особым образом (приложение 3 к листу 02). Речь идет о реализации амортизируемого имущества и права требования, а также о деятельности обслуживающих производств и хозяйств и об операциях по доверительному управлению. В старой декларации эти сведения были распределены по приложениям 1 и 2 к листу 02.
Соответственно показатели приводились таким образом: в одном приложении – все доходы от всех операций, в другом – все расходы по таким операциям. В результате бухгалтеру сложно было проверить эту информацию на правильность. Это нередко приводило к техническим ошибкам, пропускам и неверному формированию итоговых сведений.
Теперь же по каждой операции в смежных строках надо указывать доход, расход и финансовый результат (причем развернуто – прибыль и убыток). За счет более осмысленного расположения данных, очевидно, заполнять это приложение (и контролировать его на предмет отсутствия ошибок) станет намного проще.
Новые веяния – перемены к лучшему?
Позитивным выглядит включение в строки декларации «сквозных» ссылок на другие листы декларации, информация из которых должна быть приведена в данной строке. Раньше приводился только номер приложения, а теперь дополнительно указано, из какой именно строки нужно взять показатель (это, например, строки 010–060 листа 02, которые ссылаются на конкретные строки приложений к листу 02). Надеемся, это послужит дополнительным инструментом для самоконтроля правильности формирования декларации.
Неудобным является некий «дополнительный» расчет суммы положительного сальдо курсовых разниц. Этот расчет в виде таблицы приведен в пункте 5.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и по своему масштабу, очевидно, заслуживает отдельного листа декларации. Тем не менее разработчики вывели этот непростой вопрос за скобки, предоставив первичным владельцам облигаций ГКО, ОФЗ и ОВГВЗ разбираться со своими ценными бумагами в рамках налоговых регистров. Одно только может объяснить их подход: организаций, для которых данный раздел учета актуален, относительно немного.