«...Наша фирма оказывает риэлторские услуги. К нам приходит много посетителей, которым мы предлагаем чай, кофе, конфеты и печенье. Можем ли мы списать приобретение указанных продуктов? Если да, то по какой статье? Какими документами мы можем подтвердить такие расходы?..»
Елена Хорошилова, бухгалтер ООО «Магистрат», г. Москва
Предложить ожидающим клиентам чай, кофе и простенькие угощения стало уже правилом хорошего тона. Оно и понятно - ведь клиент готов платить деньги за услуги, оказываемые организацией. Ожидание же доставляет ему неудобство, которое нужно хоть как-то компенсировать. В результате организация несет затраты на приобретение продуктов, сервизов, салфеток и т. п. Бухгалтера же в такой ситуации волнует, можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли.
В Управлении администрирования налога на прибыль ФНС России сообщили, что УЧЕСТЬ ТАКИЕ РАСХОДЫ для налога на прибыль НЕЛЬЗЯ:
- Затраты на приобретение продуктов для посетителей не названы в перечне представительских расходов. Соответственно учесть подобные затраты при налогообложении прибыли нельзя.
Независимые же эксперты с таким подходом НЕ СОГЛАСИЛИСЬ. Так, старший менеджер департамента аудита АКГ «Развитие бизнес-систем» Юлия Мельникова предложила ДВА ВАРИАНТА УЧЕТА расходов на угощение посетителей:
- Стоимость угощения можно представить как питание сотрудников. То есть списать в расходах на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК РФ). Для этого в коллективном договоре надо зафиксировать обязанность работодателя обеспечивать сотрудников полдниками или перечисленными продуктами. Конечно, здесь есть доля риска. Налоговики могут попытаться признать затраты на питание доходами сотрудников. И включить такие доходы в базу «зарплатных» налогов. Но здесь организацию поддержит Президиум ВАС РФ. Дело в том, что в данном случае невозможно посчитать съеденное и выпитое каждым. То есть определить размер дохода каждого сотрудника (п. 8 информационного письма от 21.06.99 № 42).
Второй вариант - отнесение расходов на чай, кофе и печенье к представительским (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). В этом случае для обоснования затрат понадобится приказ руководства фирмы о приобретении продуктов с указанием цели. Например, для проведения презентаций и официальных приемов. Здесь надо учитывать, что представительские расходы включаются в состав прочих расходов в течение отчетного периода в пределах 4 процентов от расходов организации на оплату труда за данный период. Поэтому если фирма небольшая либо ведет свою деятельность недавно, а представительские расходы занимают важную строку расходов, то предпочтительнее первый вариант.
ИНОЙ ПОДХОД предложил директор ООО «ЮВК-Аудит» Юрий Кольцов:
- По НК РФ представительские расходы должны быть связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах, в целях установления и поддержания сотрудничества (ст. 264 НК РФ). Понятно, что среди посетителей риэлторской компании подавляющее число будут составлять физические лица, а не представители других организаций. Так что под определение представительских эти затраты попадают не всегда.
Бесплатное угощение посетителей можно было бы рассмотреть как рекламные расходы. Но реклама должна быть предназначена неопределенному кругу лиц. А посетителей риэлторской компании трудно назвать «неопределенным кругом лиц».
В то же время очевидно, что бесплатное угощение чаем и кофе направлено на те же цели, что и рекламные и представительские расходы. То есть на привлечение клиентов и сохранение у них интереса к компании. А поскольку перечень расходов для прибыли открыт, то расходы на угощение потенциальных клиентов можно учесть как иные расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Обосновать эти расходы можно приказом по организации о порядке обслуживания клиентов. Там можно написать, например, что до начала переговоров менеджер, проводящий встречу, обязан в целях установления доверительных отношений предложить клиенту чашку чая (кофе, иных напитков), конфеты, печенье. Такая же обязанность возникает, если переговоры длятся более часа. Факт расходования продуктов будут подтверждать еженедельные или ежемесячные отчеты о количестве обслуженных клиентов и количестве израсходованных продуктов.
Понятно, что налоговые органы не будут приветствовать такую статью расходов. Одним из доводов инспекторов может стать отсутствие заключенных сделок в периоде осуществления расходов. Поэтому в названном приказе следует предусмотреть, что угощаются не только те лица, с которыми заключаются сделки, но и клиенты по уже заключенным сделкам, а также потенциальные клиенты. Наконец, количество проведенных переговоров с клиентами должно быть соразмерно количеству съеденного и выпитого.
Материал подготовила Мария Щербакова, эксперт «УНП»
Комментарий редакции
Расходы на угощение клиентов прямо в главе 25 НК РФ не названы. Поэтому наиболее оптимален вариант учета, предложенный Юрием Кольцовым. Тем не менее такой способ оформления продуктов скорее всего приведет к спору с налоговой. Но все же возможностей выиграть такой спор намного больше, чем при оформлении угощения как питания сотрудников или в качестве рекламы.
Для снижения рисков можно порекомендовать «разбить» затраты на угощение на несколько статей расходов. Например, часть затрат оформить как рекламные. Это возможно, если на обертке, например, шоколада или конфет будет размещено название фирмы и перечень оказываемых ею услуг. Часть затрат можно учесть как представительские - ведь клиентами риэлторов иногда выступают и юридические лица (особенно при продажах нежилой недвижимости). Оставшуюся же часть можно учесть как иные расходы, связанные с производством и реализацией.