29/11/2005, Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451
В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации не разработаны методические указания о порядке учета операций, связанных с реализацией лотерейных билетов. Поэтому налогоплательщики при постановке бухгалтерского учета вынуждены опираться на разъяснения Минфина по данному вопросу.
В частности в Письме Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2003 года №16-00-14/125 сообщается, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфином Российской Федерации от 6 мая 1999 года "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", сумма, полученная от продажи лотерейных билетов, является выручкой от продажи и в бухгалтерском учете учредителя организатора лотереи должна отражаться по кредиту счета 90 "Продажи". Призовой фонд лотереи формирует затраты лотерейной деятельности и отражается по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов учета обязательств по выплатам выигрышей или по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (если в условиях проведения лотереи есть пункт об образовании резервного фонда).
Кроме того, при осуществлении лотерейной деятельности билеты учитываются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке по фактической стоимости их изготовления. Одновременно с этим они учитываются по номинальной стоимости на забалансовом счете, как бланки строгой отчетности.
Учитывая разъяснения Минфина Российской Федерации, рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операции по реализации лотерейных билетов у организации, которая занимается проведением лотереи.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
В пункте 6.12 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ) разъясняется, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр.
При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не освобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).
При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
Указанная льгота не распространяется на перепродажу лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей (пункт 14 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ).
Напомним, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ "О лотереях").
При выдаче разрешения на проведение всероссийской лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр всероссийских лотерей.
При выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.
При выдаче разрешения на проведение муниципальной лотереи уполномоченным органом местного самоуправления каждой такой лотерее присваивается регистрационный номер, который вносится в реестр муниципальных лотерей.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2001 года №1056-ПП "Об утверждении положения о порядке регистрации и учета лотерей и приравненных к ним игр, проводимых на территории города Москвы" регистрация и учет всех видов лотерей, проводимых на территории Москвы, осуществляется Комиссией по развитию лотерейной деятельности в городе Москве.
Следовательно, если организация получила разрешение на проведение лотереи и проводит ее в соответствии с заявленными при регистрации условиями, тогда реализация лотерейных билетов освобождается от налогообложения НДС.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Для организаций занимающихся организацией и проведением лотерей в 25-главе НК РФ не предусмотрено особенностей учета доходов и расходов, поэтому при определении налогооблагаемой базы таким организациям следует руководствоваться общими принципами учета доходов и расходов 25-й главы НК РФ.
Однако, при учете доходов у таких организаций может возникнуть вопрос, по какой статье доходов учитывать доходы от данного вида деятельности?
Согласно статье 248 НК РФ все доходы организации подразделяются на:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ (статья 250 НК РФ).
Так как при проведении лотереи не происходит реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, то доходы от лотереи формально должны быть отнесены к внереализационным доходам. Однако, по нашему мнению, если основной деятельностью организации является организация и проведение лотереи, то доходы у такой организации необходимо учитывать в составе доходов от реализации. Напомним, что аналогичный принцип заложен для доходов организации от сдачи имущества в аренду (пункт 4 статьи 250 , подпункт 1 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
В соответствии с пунктами 16 и 17 статьи 270 НК РФ целевые отчисления от лотереи, предусмотренный условиями лотереи (должны составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи) могут не учитываться для целей расчета налога на прибыль у организатора лотереи.