18/11/2005, Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие режимы налогообложения согласно главам Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", не являются плательщиками единого социального налога.
Суммы единых налогов, уплачиваемых такими налогоплательщиками, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы и некоторых других категорий граждан" (далее Закон №190-ФЗ). Статья 2 данного Закона устанавливает для налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, обязанность исчислять пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с общими правилами.
Следует обратить внимание, что порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее Закон №202-ФЗ) в соответствии с Законом №190-ФЗ не изменяется (Письмо ФСС РФ №02-18/07-306).
Следовательно, пункт 1 статьи 8 Закона №202-ФЗ при выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы в указанных организациях не применяется (пункт 8 Письма ФСС РФ от 15 февраля 2005 года №02-18/07-1243). В связи с этим лицам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются из прежних источников и в том же порядке, который определен Законом №190-ФЗ.
За счет средств ФСС РФ может быть выплачена только сумма, не превышающая за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда. Остальная сумма пособия выплачивается за счет средств работодателя.
Данный порядок распространяется только на пособия по временной нетрудоспособности.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда") и, как указано в Письме ФСС РФ от 27 января 2005 года №02-18/07-594 "О минимальном размере оплаты труда при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам", по страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 года, часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств ФСС РФ работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, не должна превышать за полный календарный месяц 720 рублей, и соответственно с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц.
Все остальные виды пособий по обязательному социальному страхованию, включая пособия по беременности и родам, выплачиваются в полном объеме из средств ФСС РФ.
Обратите внимание!
При расчете пособия следует учитывать, что сумма МРОТ выплачивается ФСС РФ за полный календарный месяц. Следовательно, ошибочным будет уменьшение общей суммы пособия на 720 рублей и выплата остальной суммы из средств работодателя.
В данном случае расчет следует произвести следующим образом: исходя из суммы МРОТ, определяется сумма, пропорциональная количеству дней нетрудоспособности и только эта сумма подлежит возмещению за счет средств ФСС РФ.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, могут учитывать для целей налогообложения средства, израсходованные на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один МРОТ. При расчете следует также учитывать, что в данном случае сохраняется максимальный размер пособия за полный календарный месяц.
Пример 1.
Воспользуемся условиями предыдущего примера (подпункт 5 пункта 2.3) и предположим, что сотрудник работает по трудовому договору в организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения,
Мы определили сумму пособия по временной нетрудоспособности.
578,03 рублей х 6 дней = 3468,18 рубля, где 6 - число рабочих дней в периоде нетрудоспособности (с 22.04.2005 года. по 29.04.2005 года.).
Среднедневная сумма, подлежащая возмещению за счет ФСС: 720 / 21 = 34,29 рубля, где 21 -число рабочих дней в месяце нетрудоспособности (в апреле 2005 года)
Сумма, подлежащая возмещению ФСС : 34,29 рубля, х 6 = 205,71 рубля
Подлежит выплате из средств работодателя: 3468,18 рубля - 205,71 рубля = 3262,47 рубля.
Окончание примера. Федеральным законом №190-ФЗ внесены изменения в некоторые главы части второй НК РФ, согласно которым суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работодателями из собственных средств, учитываются в следующем порядке:
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, учитывают суммы выплаченных пособий в составе расходов, принимаемых при определении налоговой базы.
Статья 346.16 НК РФ:
"1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
6) расходы на оплату труда, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности".
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога, подлежащего уплате, на сумму выплаченных пособий.
Статья 346.21 НК РФ:
"3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
Приведем выдержку из Письма Минфина Российской Федерации от 12 мая 2004 года №04-04-04/57, разъясняющий порядок уменьшения суммы налога на сумму выплаченных больничных.
"3. Единый налог при упрощенной системе налогообложения. Единый налог при УСНО правомерно уменьшать на всю сумму по больничным листам, оплачиваемым за счет средств организации, или в пределах нормы?
В соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 31.12.2002 года №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", для целей налогообложения учитываются средства, израсходованные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. Указанные средства учитываются при налогообложении (в зависимости от выбора налогоплательщиком объекта налогообложения) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса или пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса. Так, если налогоплательщиком приняты в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, средства на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности учитываются для целей налогообложения в расходах на оплату труда (подпункт 6 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса) применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций, - в соответствии с пунктом 15 статьи 255 Кодекса (расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации). Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму единого налога (квартального авансового платежа по единому налогу), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 346. 21 Кодекса).
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. Комова"
В случае доплаты до среднего заработка работнику при временной нетрудоспособности сверх установленных норм, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ вправе уменьшить свои доходы на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в соответствии с законодательством. При этом, согласно пункту 2 статьи 346.16 НК РФ организация руководствуется статьей 255 НК РФ. То есть такие организации вправе при расчете единого налога включить в расходы пособия сверх 12480 рублей.
Организации, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшает на сумму пособий, выплаченных за счет своих средств, величину единого налога на основании пункта 3 статьи 346.21 НК РФ. Это подтверждает Письмо Минфина Российской Федерации от 12 мая 2004 года №04-04-04/57. Сумма пособия, рассчитанная исходя из МРОТ, возмещается за счет средств ФСС РФ.
Налогоплательщики единого налога на вмененный доход уменьшают сумму единого налога, подлежащего уплате, на сумму выплаченных пособий.
Статья 346.32 НК РФ:
"2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование".
Таким образом, сумма единого налога может быть уменьшена на 50% за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а полученная сумма дополнительно уменьшается на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных из собственных средств - в полном объеме. При этом сумма исчисленного за налоговый период единого налога на вмененный доход подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы исчисленных (подлежащих уплате) за налоговый период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налогоплательщики, уплатившие после представления налоговой декларации по единому налогу сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за последний месяц отчетного периода по страховым взносам, вправе уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за истекший налоговый период, представив в установленном порядке в налоговые органы уточненные налоговые декларации по единому налогу.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую единым налогом, причем в этих видах деятельности заняты одни и те же работники, часть пособия в доле, приходящейся на деятельность, не облагаемую единым налогом, должна полностью возмещаться за счет средств ФСС РФ. В части, приходящейся на деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, часть пособия выплачивается за счет средств ФСС РФ, остальная часть - из собственных средств работодателя. Наиболее удобным способом распределения сумм пособия между видами деятельности представляется расчет пропорционально долям выручки от разных видов деятельности в общей сумме выручки за период с начала календарного года до месяца наступления болезни.
Пример 2.
ОАО "Компас" осуществляет два вида деятельности, один из которых облагается единым налогом на вмененный доход. Одни и те же работники заняты в обоих видах деятельности.
Сумма выручки от деятельности, облагаемой единым налогом, за январь-февраль - 30 000 рублей, сумма выручки от деятельности, не облагаемой единым налогом, - 19 000 рублей.
Работающий в организации по трудовому договору сотрудник был болен с 11 по 21 марта. Количество рабочих дней, пропущенных по болезни - 7. Количество рабочих дней в марте - 22.
Его непрерывный стаж составляет более 8 лет, среднедневной заработок за расчетный период 680 рублей.
Рассчитаем долю выручки от деятельности, облагаемой единым налогом, в общей сумме выручки:
30 000 / (30 000 + 19 000) х 100% = 61,2%.
Доля выручки от деятельности, не облагаемой единым налогом: 100 - 61,2 = 38,8%
Среднедневной заработок превышает максимальный размер среднедневного пособия: 12 480 / 22 = 567,27 рубля, поэтому расчет производится исходя из максимального размера среднедневного пособия.
Сумма пособия по временной нетрудоспособности: 567,27 х 7 = 3970,89 рублей.
Сумма пособия, приходящаяся на деятельность, не облагаемую единым налогом и возмещаемую за счет средств ФСС РФ:
3970,89 х 38,8% = 1540,71 рубля.
Сумма пособия, приходящаяся на деятельность, облагаемую единым налогом:
3970,89 х 61,2% = 2430,18 рублей.
Поскольку среднедневная сумма, подлежащая возмещению за счет ФСС РФ, составляет 32,73 рубля (720 / 22).
Из суммы пособия, приходящейся на деятельность, облагаемую единым налогом:
- сумма, подлежащая возмещению: (32,73 х 7) х 61,2% = 140,22 рубля;
- подлежит выплате из средств работодателя: 2430,18 - 140,22 = 2289,96 рубля.
Окончание примера.Закон №190-ФЗ работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, предоставляет возможность полностью возмещать начисленные пособия за счет средств ФСС. Для этого им нужно добровольно перечислять в ФСС РФ страховые взносы, ставка которых - 3% от налоговой базы, определяемой в порядке, установленном для единого социального налога.
В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях или у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, осуществляется полностью за счет средств ФСС РФ по общим правилам.
Так как пособие выплачивается полностью за счет средств ФСС, в данном случае действуют общие правила выплаты пособия за счет средств ФСС РФ, установленные законодательством. В частности, согласно Закону №202-ФЗ с 1 января 2005 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, не может превышать 12480 рублей.
То есть нормы статьи 2 Закона №190-ФЗ относительно возмещения Фондом части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, в данном случае не применяются.
Но налогоплательщики, в частности, применяющие упрощенную систему налогообложения и работающие по схеме "доходы минус расходы", не смогут учесть суммы этих взносов в составе расходов, так как подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ предусматривает включение в состав расходов только следующие виды страховых взносов:
"расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Эти суммы не могут быть включены в состав расходов и по статье "налоги", так как подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ позволяет включать в состав расходов только суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а данный вид страховых взносов законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрен, не говоря уже о том, что страховые взносы не относятся к налогам и сборам.
Таким образом, данный закон вводит новый вид добровольных взносов на социальное страхование, которые организациям уплачивать невыгодно, так как они не смогут учесть их в составе расходов. В случаях же выплаты пособий по временной нетрудоспособности из своих средств налогоплательщики смогут либо учесть эти суммы в составе расходов либо уменьшить на них суммы единого налога, подлежащего уплате.
Федеральный закон от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"
"Статья 3. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей
Работодатели, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (далее - страховые взносы) по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.
При уплате работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.
Порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с основаниями, установленными в настоящем Федеральном законе, определяется Правительством Российской Федерации".