С убытками связана не только проблема их переноса на будущее. Убыток в налоговом учете фирмы обычно вызывает пристальное внимание инспекторов к его причинам и чреват ненужными проверками. Поэтому зачастую бухгалтеры пытаются любой ценой убытка в налоговом учете не допускать, стараясь вывести годовую налоговую базу на ноль либо на небольшую прибыль.
Одни для того, чтобы «убрать» вдруг вылезший убыток, искусственно создают какой-нибудь доход, не облагаемый НДС. Например, якобы обнаруживают при инвентаризации неучтенное имущество на подходящую сумму (его стоимость и будет доходом – п. 20 ст. 250 НК).
Те, у кого есть возможность использовать дружественные «вспомогательные» фирмы, прибегают к помощи признаваемых ими штрафов за заранее срежисированные нарушения условий договора (п. 3 ст. 250 НК). У самих этих фирм, кстати, признанный штраф уменьшит налогооблагаемую прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК). Конечно, на деле перечислять сумму штрафа никто никому не будет, и, когда он перейдет в разряд безнадежного долга, его можно будет списать в расходы (подп. 2 п. 2 ст. 265), а если в фирме создают резерв сомнительных долгов, то и включить в резерв – сразу, как только истечет указанный в договоре срок перечисления штрафа.
Создаст доход и безвозмездное получение какого-нибудь имущество от другой фирмы или человека (важно, чтобы они не были учредителями с долей участия больше 50 %). Доходом будет рыночная стоимость имущества (п. 8 ст. 250 НК). Причем если это имущество – основные средства, то его стоимость в налоговом учете потом можно еще и списывать в расходы через амортизацию (п. 1 ст. 257 НК). Но такой экономией соблазняться вряд ли стоит – пришедшие с проверкой инспекторы могут пожелать увидеть это основное средство своими глазами. С этой точки зрения сразу потребляемое имущество подходит больше.
Другой путь – не воспользоваться правом списать что-нибудь в расходы. В отношении большей части расходов глава 25, по убеждению налоговиков, не оставляет фирме выбора – признавать в налоговом учете или нет. Но есть и исключения. Просмотрите формулировки «расходных» статей 25-й главы: там, где есть слова «налогоплательщик вправе», и находится инструмент для манипулирования. Например, в фирме могут не воспользоваться появляющимся в 2006 году правом сразу списывать в расходы 10 процентов первоначальной стоимости основных средств, а также расходов на их модернизацию, достройку и дооборудование (п. 1.1 ст. 259 НК). Другой пример – применение специальных повышающих коэффициентов к норме амортизации основных средств, работающих в агрессивной среде или в режиме повышенной сменности, или являющихся предметом лизинга (п. 7 ст. 259 НК). Это тоже право фирмы, которым она может и не воспользоваться.
Недостаток обоих способов очевиден: и в том и в другом случае расходы в сумме, равной «снивелированному» убытку, оказываются потерянными для налогового учета фирмы раз и навсегда. Тем временем не факт, что они не пригодились бы в будущем, когда в налоговом учете вдруг «вылезет» сумасшедшая прибыль. Поэтому прежде всего посмотрите, нельзя ли какие-нибудь расходы последнего квартала или месяца года «перенести» на I квартал или месяц следующего года. Можно попробовать договориться с поставщиками, чтобы «пограничные» накладные на приобретенные вами товары или акты выполненных для вас работ или услуг на нужную сумму подписать первыми числами следующего года. Если у поставщиков задача, обратная вашей, – уменьшить налогооблагаемую прибыль, – то они наверняка с радостью согласятся.
Имеет смысл и попытаться регулировать размер налогооблагаемой прибыли, воспользовавшись тем простором для маневра, который дает появившаяся благодаря Закону № 58-ФЗ возможность самостоятельно определять состав прямых расходов и правила распределения их на готовую продукцию и незавершенку (ст. 318 и 319 НК). Таким образом можно избежать появления в налоговом учете огромной величины косвенных расходов за период, в котором мало выручки, и полного их отсутствия, когда выручка наконец появляется. Правда, простор этот огорожен забором в виде требования не менять выбранный порядок распределения в течение двух лет (ст. 319 НК). А на два года вперед всего, очевидно, не предусмотришь. С другой стороны, в заборе есть пара дырок: во-первых, статья 319 не оговаривает, что эти два года должны идти подряд друг за другом, а во-вторых, до тех пор, пока приказ о налоговой учетной политике не попал в инспекцию, его задним числом можно менять сколько угодно. Правда, эту дыру в инспекциях тщательно заколачивают, запрашивая учетную политику в рамках камеральной проверки первой же сданной за год декларации.
Ну и наконец, вы можете обернуть себе на пользу и то самое дополнение в пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса, которое в налоговой службе намерены трактовать как увязку расходов с доходами. «Если исходя из условий сделки вы несете какие-то расходы, а время их “использования” не определено и с доходами их увязать невозможно, то вы можете самостоятельно исходя из условий своей хозяйственной деятельности распределить эти расходы, придать им равномерность во времени», – объяснила Елена Попова на том же семинаре.
Убыток в декларации по налогу на прибыль чреват лишними проверками