Советы бухгалтеров
Надеяться на то, что когда-либо в нашем государстве примут такие законы, от которых всем и сразу жить станет легче, по меньшей мере неразумно. Поэтому нужно брать все в свои руки и настраивать отношения самим. У многих бухгалтеров есть наработанные методы общения с налоговыми инспекторами. Мы постарались собрать их воедино и составить некий алгоритм, который, возможно, поможет вам не оказаться в ситуации, описанной выше.
Относитесь с уважением. Даже если вы понимаете, что та девочка, которая принимает у вас отчетность, знает в сто раз меньше, чем вы, постарайтесь не показывать ей этого. Продемонстрируйте, что вы считаете ее специалистом, и вполне возможно, что в следующий раз она вспомнит вас и примет баланс без лишних придирок.
Обратитесь к помощи коллег. Известно, что 90 процентов налоговых инспекторов – женщины. И мужское внимание им в любом случае приятно. Если вдруг вам срочно нужна какая-либо справка, но, вспомнив выражение лица тетушки-инспектора, которая их выдает, вы понимаете, что ничего у вас не выйдет, – возьмите с собой в инспекцию заместителя, помощника коммерческого директора, должность не важна – лишь бы был мужчина. Есть вероятность, что на его просьбу или вопрос тетушка ответит гораздо быстрее.
Знакомьтесь с руководством. Помните, что инспекторы, которым вы сдаете отчетность, не принимают никаких решений. Постарайтесь наладить отношения с «первыми лицами» – руководителями отделов самой инспекции, ведь именно эти люди придут к вам на проверку, и именно с ними вы будете решать все проблемы. «Наладить отношения» – не значит сразу же бежать давать деньги и дарить подарки. Взятки уже непопулярны, более того, в налоговых их очень боятся брать – слишком уж часто в последнее время инспекторов «ловят» за руку. И если они что-то берут, то берут только от «своих» людей.
Чтобы стать таким, сначала просто познакомьтесь – позвоните руководителю инспекции, представьтесь, расскажите о фирме. Или запишитесь к нему на прием и пообщайтесь лично. Есть большая вероятность, что такими беседами или встречами вам удастся добиться того, чтобы вас не дергали лишний раз.
Забудьте про подарки. Конфеты, цветы, алкогольные напитки, которые бухгалтеры несут в инспекцию по праздникам, уже давно стали дурным тоном. Причем именно для инспекторов. По признаниям знакомых налоговых инспекторов, такие подношения вызывают у них не благодарность, а раздражение.
Поэтому ограничьтесь именными поздравительными открытками для всех более или менее значимых сотрудников, а если с кем-то из них у вас сложились хорошие отношения, придумайте что-нибудь пооригинальнее, чем бутылка коньяка.
Советы налоговой
Налоговые инспекторы не считают, что бухгалтеры должны специально налаживать отношения с ними. Большинство опрошенных нами инспекторов ответили, что хотели бы меньше общаться с бухгалтерами лично, и больше – по телекоммуникационным каналам связи. Их поддерживает и руководство ФНС. Так, в одном из своих интервью Ольга Чернова, руководитель департамента контроля налоговых органов, заявляла, что «налогоплательщик не должен ходить в инспекцию по собственной инициативе для того, чтобы установить какой-то особый контакт с руководством инспекции».
Впрочем, в том же интервью она призналась, что департамент готов защищать от необоснованных нападок (видимо, со стороны инспекторов – прим. ред.) любого налогоплательщика, независимо от того, знают его или нет. И добавила, что «ту или иную конфликтную ситуацию мы (департамент контроля налоговых органов – прим. ред.)разбираем не с позиции налоговых органов, а объективно».
Какие типы по душе инспектору
Отличники
Проверять главбуха, который по жизни считает себя отличником и уверен, что у него все в ажуре, – одно удовольствие. Как правило, такой человек умеет выкроить время на посещение семинаров, чтение специализированных журналов, монографий и просто консультаций у аудиторов. Именно «всестороннее развитие» и вселяет в бухгалтерскую душу уверенность перед лицом многочисленных проверок.
Чтобы подстраховаться еще надежней, «отличник» подшивает к бухгалтерским или налоговым регистрам газетные и журнальные вырезки, выдержки из арбитражной практики и копии ответов консультантов.
При таком раскладе инспектору остается только просмотреть подшивку с письмами из налогового управления и найти различия в аргументах бухгалтера и своего руководства.
Чтобы не попасть в число «любимчиков», заведите заветную папку для полезных вырезок и распечаток. Ни в коем случае не показывайте ее налоговому инспектору. Не нужно ему рассказывать и о том, как у вас замечательно налажен учет. Указав до подписания акта инспектору на его ошибки, вы рискуете затянуть проверку и лишаете себя шанса составить достойные возражения по акту проверки.
Осколок из калейдоскопа
Вы стали очередным (пятым, десятым, двадцатым) главбухом. В этом случае есть шанс добиться полного взаимопонимания с налоговым инспектором. Наверняка вы уже сообщили гендиректору, что «до вас» бухгалтерский учет был совершенно в плачевном состоянии. Отлично, если руководство понимает: нужно платить деньги либо за восстановление учета, либо придется рано или поздно идти на компромисс с инспектором.
Как правило, мытари совсем не против сесть за стол переговоров и четко установить: сумму по акту налоговой проверки (в разрезе налогов, пеней, штрафов), возможность подачи разногласий по акту (для того чтобы отодвинуть время уплаты штрафов) и, собственно, «вознаграждение» для скромного госслужащего, собирающего налоги. Вам предстоит потрудиться, выбирая подходящие нарушения из периодов предшественников, зато в акте не будут указаны ошибки, которые допустили лично вы.
Не стоит афишировать руководству, что вы помогаете инспектору искать ошибки. Лучше всего сказать, что вы лишь снимаете копии и готовите выборки по просьбе проверяющего. Иначе в душу гендиректора может закрасться подозрение: самостоятельно инспектор мог бы ничего и не найти...
Один из семи нянек
Налоговому инспектору проверять фирму, учет в которой напоминает известных персонажей из крыловской басни, – одно удовольствие. Особенно ему нравится, когда учет договоров распределен между разными бухгалтерами, а свод данных делается чисто формально. В этом случае очень часто происходит путаница в списании затрат, и инспектору всегда есть что снять с себестоимости.
Или другой пример: бухгалтер списывает дебиторскую задолженность с истекшим сроком давности. Все прекрасно: три года прошло, но налоговый инспектор пошел в юротдел фирмы и просит справку по этому должнику. Юрист-«отличник» говорит: «У нас все записано, на каждого контрагента есть досье». Вытаскивает папочку, а там с самого верху – гарантийное письмо: «должны, каемся, как только будут деньги – проплатим». То есть срок исковой давности прервался и ни о каком списании дебиторской задолженности и речи быть не может.
Панацея в этом случае – корпоративная информационная система (КИС). Если вашей фирме это не по карману, утешьтесь тем, что инспектору тоже нужно что-то найти.