Елена Борисова, консультант (Санкт-Петербург)
Оценка персонала — это процесс определения эффективности деятельности сотрудников
в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия
дальнейших управленческих решений.
Оценка — более широкое понятие, чем аттестация. Оценка может быть
формальной и неформальной (например ежедневная оценка руководителем
подчиненного). Оценка может осуществляться как регулярно, так и
нерегулярно, в зависимости от конкретных потребностей компании.
Аттестация — это процедура систематической формализованной оценки
соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения
работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка
аккумулирует результаты работы конкретного сотрудника за конкретный
период. Очень важно понимать, что при оценке (аттестации) происходит
не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление «сотрудник —
стандарт работы». Сравнивать можно только то, насколько один
сотрудник больше/меньше соответствует стандарту работы, чем другой.
Единого мнения ни в специальной литературе, ни среди практиков по
поводу определения оценки или аттестации не существует. В
англоязычной литературе встречаются названия Apprisal, Performance
assesment, Performance evaluation, Job apprisal, Employee rating
evaluation. Какое бы название ни было выбрано, важно определить цель
и содержание данной деятельности. В противном случае можно
разработать дорогостоящую процедуру аттестации, результаты которой
будут пылиться в архиве.
Внедрение системы аттестации или формальной оценки: за и
против
У процедуры аттестации есть свои противники и приверженцы.
Аргументы каждой из сторон достаточно весомы. «Менеджер и так
постоянно оценивает своих сотрудников. Зачем нам проводить
аттестацию? Она отнимает много сил, способна Тразворошить
коллективУ, и неизвестно, что мы получим», — считают первые.
Замечание справедливое: если не знаешь, зачем, — лучше не берись.
Формализованная система позволяет повысить эффективность самой
системы оценки. Кроме того, она подходит не только для отдельного
сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам организации в
целом. Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация
— один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.
Аттестация позволяет:
- определить внутри организации стандарты деятельности и
критерии оценки (на подготовительном этапе) — без этого аттестация
не имеет смысла;
- провести диагностику персонала;
- выявить «болевые точки»;
- определить ценность сотрудников не только для
подразделения/группы, но и для организации;
- обоснованно принимать управленческие решения, особенно
связанные со стратегическими задачами организации и процессом
внедрения изменений.
Проведение аттестации предполагает четкую последовательность
действий:
ЦЕЛЬ зачем проводится что оценивается |
КТО проводит КОГО оценивают |
КРИТЕРИИ СТАНДАРТЫ | ВЫБОР МЕТОДА затраты
ресурсы |
ПОДГОТОВКА | ПРОВЕДЕНИЕ | АНАЛИЗ и последующие
ДЕЙСТВИЯ
|
Основные цели аттестации
Аттестация персонала может быть нацелена на:
1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного
пакета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:
- изменение заработной платы;
- изменение системы поощрения (наказания);
- повышение мотивации.
2. Принятие решений, связанных с развитием организации
(приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами
организации):
- получение обратной связи;
- выявление потенциала;
- информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;
- развитие карьеры;
- личное развитие;
- корректировка планов организации;
- информация для планирования человеческих ресурсов.
3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности
(положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом
в ходе аттестации работника оцениваются:
- прошлая деятельность;
- достижение результатов;
- потребность в обучении;
- выявление рабочих проблем;
- улучшение деятельности.
Важнейшее условие аттестации — бесконфликтность целей, процедур,
подготовки, ожиданий
На этапе выработки цели определяются:
1. Собственно цель и ее конкретизация (подцели). Чем четче
определены цели, тем легче построить процедуру. Если цель невозможно
описать, последующая деятельность становится бессмысленной.
2. Как будут применяться результаты. Для начала целесообразно
охарактеризовать кратко ситуацию в организации (например,
планируется реструктуризация компании и расширение бизнеса,
внедрение новых условий работы). Данную информацию мы будем
использовать для планирования человеческих ресурсов. Мы сможем
оценить, способен ли каждый конкретный сотрудник приспособиться к
новым условиям, следует ли нам производить увольнения, перемещения,
можем ли мы с существующим коллективом решить поставленные задачи и
т.п.
3. Прежде чем приступить к процедуре, стоит задуматься, как
результаты будут обобщаться и анализироваться. Аттестация, как и
любой сбор информации, предполагает дальнейшую ее обработку. Если
этот фактор не учтен, процедура работы с информацией может оказаться
чрезмерно затянутой и дорогостоящей (особенно в крупных
организациях).
Кто и когда проводит аттестацию
К Т О |
К О Г Д А |
п л ю с ы |
м и н у с ы |
Непосредственный руководитель |
Подходит в любых случаях. Наиболее подходит
для цели «Деятельность». |
Имеет наилучшее представление о работе и
работнике. Логическое завершение оценки сотрудника, имеющей
место постоянно в течение года, и получение обратной связи.
Дешево. |
Работник и так общается с руководителем
постоянно. Нет притока "свежей крови". Субъективизм. Учет
преимущественно целей подразделения, а не организации. |
Руководитель руководителя |
Два способа — участвует в процессе оценки
руководителем или проводит самостоятельно. Используется, когда
необходимо сравнивать деятельность в разных подразделениях или
если цель — «Потенциал». |
«Честная игра». Оценка более стандартизована,
так как позволяет избежать отпечатков особенностей множества
линейных руководителей. Возможность работнику пообщаться с
вышестоящим руководством. |
Требует больше затрат и времени. |
Представитель службы персонала |
Используется реже, чем предыдущие, или в
сочетании с ними. Например, если отсутствует непосредственный
руководитель, или для компании с матричной структурой, или при
командной работе. Цель — «Деятельность». Идеально при оценке
психологического климата. |
Подходит, когда нет другого варианта:
например, компания работает, создавая команды под проекты, и
каждый сотрудник взаимодействует с разными руководителями и
коллегами в процессе работы. |
Очень сильная зависимость от квалификации
представителя службы персонала. |
Самооценка |
Сотрудник сам себя оценивает. Используется при
сравнении различных аспектов своей собственной деятельности.
Используется редко, чаще является элементом системы. |
Помогает избежать субъективного отношения
оценщиков. Если используется как часть системы, сравнение
результатов самооценки и оценки руководителя может стать
отправной точкой аттестационного интервью. |
Самостоятельное применение крайне ограничено
изза возможности переоценки и неадекватного восприятия. |
Оценка равными (коллегами) |
Используется не очень часто изза
психологических проблем. Если используется, оценка
осуществляется группой, результаты осредняются. |
У коллег более ясное понимание того, как
оцениваемые выполняют работу. |
Коллеги могут не захотеть оценивать работу
друг друга (воспринимается как «донос»). |
Оценка подчиненными |
Используется редко. Лучше всего подходит для
цели «Потенциал». |
Показывает вышестоящим руководителям
возможности оцениваемого и управленческие способности. Может
использоваться для планирования карьеры или корректировки
деятельности оцениваемого. |
Подчиненные знают не все аспекты работы
руководителя. Руководители могут возражать против оценки изза
боязни подрыва авторитета. Подчиненные опасаются, что их
оценки идентифицируют и последуют репрессии. |
Центр оценки (ассесмент) |
Используется для цели «Потенциал». Оцениваются
преимущественно руководители. |
Позволяет учитывать больше факторов, чем при
сравнении со стандартами выполнения работы. Очень хорошо для
решения о продвижении. |
Дорого. Не всегда в компании есть специалисты
должной квалификации (предполагается участие нескольких
«оценщиков»). Привлечение внешних
консультантов. |
Критерии оценки
Едва ли не самое сложное при проведении аттестации — выработать
критерии оценки. Оценить сотрудника «в целом» — то же самое, что
поставить школьнику одну оценку, которая включала бы в себя
одновременно показатели успеваемости по пению, алгебре, литературе и
физкультуре. Предметами оценки могут быть:
- выполнение должностных обязанностей;
- особенности поведения;
- эффективность деятельности;
- уровень достижения целей;
- уровень компетентности;
- особенности личности и т.п.
При выборе предмета оценки следует понимать, насколько
организация способна определить стандарты. Например, при отсутствии
четко определенных должностных обязанностей оценить выполнение
должностных обязанностей конкретным сотрудником можно лишь
приблизительно, при этом не исключено, что результат будет
поверхностным и субъективным.
На подготовительном этапе необходимо ответить на следующие
вопросы:
- Что конкретно мы оцениваем?
- Каковы критерии оценки?
- Какая информация у нас имеется?
В одной из организаций применяется следующий комплексный подход:
Аттестация проходит одновременно по трем направлениям — оценка
деятельности, оценка квалификации, оценка личности.
1. Оценка деятельности включает в себя выполнение
должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество),
достижение поставленных задач. В организации четко определены
должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть планграфик
работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие
задачи. Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что,
чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее
получить объективный результат.
2. Оценка квалификации заключается в «экзамене» —
работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности.
(Возможна и устная форма — необходимо только стандартизовать ее.)
Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами,
определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов
различной квалификации.
3. Оценка личности. Организация использует систему Томаса.
Система Томаса позволяет оценить основные поведенческие
характеристики человека, сопоставить их с поведенческими
требованиями к данной должности, оценить взаимоотношения в
коллективе. В результате можно:
- сравнив личностные требования, предъявляемые к должности, с
фактическими личностными особенностями сотрудника, занимающего
данную должность, разработать для сотрудника программу обучения и
развития;
- при наличии стрессовых или конфликтных ситуаций определить
причины и пути устранения конфликтов;
- при наличии существенных претензий к деятельности сотрудника
оценить, одинаково ли работник и его руководитель понимают
поведенческие требования, предъявляемые к данной должности;
- избегая субъективизма, построить структурированное
аттестационное интервью.
Такое проведение аттестации позволяет получить и формализовать
комплексную информацию о работнике. Однако для многих компаний этот
вариант мало применим, особенно на первых порах, когда только
начинается внедрение процесса аттестации. Например, если в компании
нет четкого плана работ (доведенного до каждого сотрудника) или не
фиксируются случаи отклонения от плана, оценка деятельности может
оказаться непонятной как руководителю, так и подчиненному.
Разработка миниэкзамена по специальности — также процесс трудоемкий,
требующий высокого уровня квалификации экзаменатора.
Вышесказанное, безусловно, не означает, что от аттестации следует
отказаться вообще. Следует лишь отказаться от распространенного
подхода: разработаем положение об аттестации, несколько бланков,
чтобы создать видимость формализации, соберем руководителей и будем
по очереди вызывать подчиненных на собеседование. Как только
организация достигла того уровня развития, когда проведение
аттестации ставится на повестку дня, следует в соответствии с
поставленными целями определить свои возможности и приступить к
выбору метода.
Методы оценки:
- Рейтинговый метод — самый простой способ оценки, при котором
менеджер отмечает уровень эффективности работника в специально
разработанных бланках.
- Сравнительные методы: сравнивается между собой деятельность
работников.
- Методы записи: в течение периода, за который оценивается
деятельность работника, ведутся записи, которые затем
представляются при аттестации.
- Специальные методы: поведенческие рейтинговые шкалы —
Behaviorally Anchored Rating Scales (BARS), управление по целям —
Management by Objectives (MBO).
Подготовка и проведение аттестации
После того как определена цель проведения аттестации и выбран
метод, стоит просчитать, во что обойдется процедура аттестации.
Сделать это достаточно просто — умножить количество планируемых
человекочасов (на подготовку и проведение) на почасовую заработную
плату, прибавить к этому недополученную прибыль (так как во время
аттестации работник не будет выполнять основные должностные
обязанности), прибавить организационные расходы (печать бланков,
обработка материалов). Если полученная сумма представляется
разумной, можно начинать подготовку. Если цель не оправдывает
средства, стоит пересмотреть масштабы аттестации, число и ранг
вовлеченных в процедуру менеджеров, подобрать более простые
методы.
Когда окончательное решение принято, необходимо:
Подготовить Положение об аттестации. Имеет смысл
проконсультироваться с юристом, так как возможные изменения
(должность, оклад) в результате аттестации должны быть юридически
грамотно оформлены.
Ознакомить заранее всех сотрудников с целями, датой и методом
аттестации, чтобы избежать естественного страха и негативного
отношения. Подчеркнуть положительные моменты аттестации.
Составить план аттестации (подготовка, проведение, анализ
результатов).
Обязательно предусмотреть обратную связь — каждый сотрудник имеет право знать
о результатах своей аттестации и, в случае несогласия, обсудить спорные моменты
с руководителем.