Какие ассоциации рождаются при слове «аттеcтация»? Наверное, у
каждого свои, но в этом слове ощущается привкус «экзаменовки», «оценки» и…..
не самых приятных эмоций.
Юлия Григорьевна Русакова, менеджер по персоналу сети магазинов «Лидер»
уверена, что аттестацию можно перевести из неприятной процедуры в обучающий
инструмент. В мероприятие, которого сотрудники ждут.
Проработав более 2 лет в компании, имеющей сеть магазинов
одежды, Юлия наряду с другими политиками, создала систему аттестации персонала.
В данной статье в зоне внимания аттестация «работников
контактной зоны» - продавцов.
До появления в сети магазинов менеджера по работе с персоналом,
прообраз аттестации уже существовал. Проводилась она самим директором в упрощенном
виде и включала преимущественно, «технические» вопросы. Каждый месяц директор
спрашивал продавцов «прямо по списку» наименование моделей, их внешний вид
и цену. Но с развитием сети специфика изменилась, к каждому сезону стали
поступать новые коллекции и данные по каждой модели запомнить уже стало не
только невозможно, но и не оправдывало себя.
Отпала необходимость в доскональном знании всего ассортимента
и осталась потребность в знании классической базы, а также тенденций моды,
работы с покупателем, умении поддержать «марку магазина». Акцент сместился
на понимание сути работы. И, конечно, начал меняться подход к аттестации и
отношение к ней персонала. Она стала проходить реже, более качественно, люди
стали основательно готовиться, пришло понимание того, что это реально влияет
на заработную плату.
Возможно, это не традиционный подход к аттестации, но мы пошли следующим
путем:
решили аттестовывать только тех, кто хочет. Желающим пройти аттестацию это дает
реальную возможность повышения заработной платы и карьерного роста. Для «контактной
зоны» были разработаны 3 категории: продавец-консультант, продавец 1 категории,
продавец высшей категории. Сдавать на каждую следующую категорию можно не менее,
чем через год после получения предыдущей. Хотя по рекомендации заведующих может
быть сделано исключение. Получение следующей категории дает прибавку к окладной
части и, соответственно, возрастает общая зарплата, ведь сумма премиального
процента считается от размера оклада и тоже возрастает. Вы спрашивали, как
удалось достаточно безболезненно внедрить систему аттестации?
Во-первых, к моменту разработки системы в компании уже реально
назрела потребность в изменении заработных плат, и аттестация могла реально
в этом помочь . К первой аттестации готовились примерно полгода и невольно получилось,
что интерес к ней «подогревался», так что сотрудники уже сами спрашивали, когда
же она будет? Самое трудное было вовлечь в это заведующих магазинами, убедить,
что это необходимо. Но когда они ощутили пользу от аттестации, пошла волна
заинтересованных в обучении, ведь от умения продать в итоге зависит выручка
магазина.
Во-вторых, для начала мы пошли на «послабление»- более высокая категория
могла присваиваться даже с условием «подтянуть» определенный блок вопросов
в течение недели.
Позже мы ушли от этой системы, потому что опыт показал, что
в течение недели это сделать не удается, «досдача» переносится на другой срок
и в итоге «подвисает». Но на тот момент это помогло настроить персонала на
новую систему и смягчить сопротивление , уменьшить страх перед новым и неизвестным.
.
Как удалось добиться того, что персонал стал ждать аттетсации?
Благодаря опять же двум важным моментам.
- Аттетсации в компании ДОБРОВОЛЬНАЯ, только для желающих.
При этом выяснилась такая закономерность. Сотрудники, которые из раза в раз
не хотели проходить аттестацию - в итоге все равно увольнялись сами, потому
что они оказывались не пригодными к торговле. Ведь у хорошего продавца желание
зарабатывать, азарт- здоровые и ведущие. И даже есть такие случаи, когда продавец
хочет сдавать на более высокую категорию, но ему не разрешают, так как самое
основное- продажи- «хромают».
Обязательная аттестация только для стажеров, при выходе на
ставку.
- Аттестация носит ОБУЧАЮЩИЙ характер. В каждом магазине хранится список определенных
тем (вопросов) и компетенций, которые необходимы для сдачи на каждую
категорию. «Технические» вопросы : знание товара ( цвета, модели, фасоны),
тенденций моды , знание товара , знание законов, которые имеют к нам отношения,
умение работать с покупателем, знание инструкций и положений. Кроме того,
на каждой «точке» имеются методические материалы для подготовки. Материалы
мы составляли сами, основываясь на каталогах и методических пособиях производителей,
а так же опыте старейших работников компании, уже являющихся экспертами в
своей области. Обычно, за полгода известна дата проведения аттестации ( как
правило, это «глухие» для продаж месяцы), а в перерывах проходят регулярные
учебы, как правило, 1 раз в 2 месяца. На занятиях продавцы разбирают сложные
ситуации, ищут вместе пути выхода, разбирают техники продаж и когда приходит
момент аттестации, то решение сложных вопросов уже не является неожиданностью
. К тому же на период между учебами продавцам дается задание, на освоение
тех умений, которые пока не получаются. В саму аттестацию входит оценка практической
деятельности плюс теоретический блок с практическим заданием . Практические
вопросы взяты из реальной работы. Например, предлагается одеть клиентку (
клиента) с нестандартной фигурой: женской по мужскому типу, мужской с «брюшком»
и т.д. Или предъявляется проблема: клиент примеряет брюки, а сзади залом.
Чем это может быть вызвано? Выявляется также практическое умение продать
дорогой, неходовой товар.
Итоги аттестации оценивается специальной комиссией, все результаты
фиксируются в специальном бланке
( заключение о проведении аттестации)и остаются до следующей аттестации.
Как показывает постаттестационный анализ протоколов, нередко замечания к
продавцам – одни и те же и это позволяет сформировать последующую программу
обучения. Так, мы столкнулись с тем, что речь некоторых продавцов была бедна
и им было сложно продавать товар, не хватало слов для описания . Стали работать
по составлению специального словаря. Писали название иностранных марок в
русском произношении, включали в словарь образные выражения, описания комплектов.
Постепенно речь продавцов стала гораздо богаче и выразительней. Стало легче
продавать, научились подбирать аргументы в пользу того или иного товара. аргументы.
Если говорить о формализации фиксации результатов
аттестуемого, то мы остановились на описательном характере «заключения», до
«баллов» мы не дошли. Но так как коллективы в магазинах небольшие и все на
виду, то «осечек» с присвоением квалификации не было. Вместе с тем, очевидно,
что для крупных компаний, продающих сложный продукт, необходим более формализованный
подход к аттестации.
Сейчас, в сети магазинов «Лидер», я разрабатываю более четкий подход
к аттестации персонала, с однозначно прописанными параметрами и критериями оценки.
Может ли быть в крупных торговых компаниях аттестация торгового
персонала на добровольной основе? Оправдан ли такой подход? Что думают коллеги?