Зайцева Елена,
менеджер по персоналу сети фирменных магазинов одежды «Балтман»
«Балтман» - сеть фирменных магазинов мужской и женской одежды, на российском
рынке мы работаем уже 11 лет. На сегодняшний день наша сеть – это более 20 магазинов
по стране, от Москвы и Петербурга до Новосибирска. В российской сети магазинов
«Балтман» работает около 200 продавцов-консультантов. В Екатеринбурге «Балтман»
представлен 2-мя фирменными магазинами и 4-мя отделами в крупных торговых центрах.
Аттестация как процедура оценки торгового персонала в компании существует
уже несколько лет. Ее основными задачами являются:
-
определение уровня подготовки торгового персонала и его соответствия
требованиям компании;
-
ротация персонала в соответствии с уровнем профессионализма;
-
формирование эффективных коллективов продавцов;
-
повышение/понижение оклада торгового персонала;
-
определение потребности в обучении.
Аттестация, как правило, планово проводится раз в полгода,
это, прежде всего, связано с тем, что в магазинах полностью обновляется ассортимент
(коллекции «весна-лето» и «осень-зима»), появляются новые ткани, модели, и от
продавцов требуется в полном объеме владеть новой информацией. На каждое полугодие
составляется график проведения подготовительных и аттестационных мероприятий.
Сама процедура аттестации состоит из нескольких этапов:
1. Определение
круга необходимых для торгового персонала знаний и умений – теоретических и
практических.
2. Разработка
критериев оценки.
3. Сбор
необходимой информации для проведения аттестации (оценочные листы продавца-стажера,
сведения о динамике продаж по каждому продавцу-консультанту, отзывы независимых
консультантов).
4. Формирование
аттестационной комиссии (как правило, в комиссию входят директор компании, региональный
менеджер, продакт-менеджер региона и менеджер по персоналу компании, а в последние
полгода мы стали привлекать еще и независимых консультантов).
5. Собственно
проведение аттестации.
6. Подведение
итогов.
Круг необходимых теоретических и практических знаний и умений
прописан в Корпоративной книге продаж. В книгу также включено и «Положение об
аттестации торгового персонала сети фирменных магазинов «Балтман»», с которым
может ознакомиться каждый продавец-консультант. Кроме того, все требования в
виде знаний и умений сформулированы в вопроснике, который мы используем на аттестации.
В процессе аттестации применяются следующие документы:
оценочный лист продавца-стажера (если аттестация проводится впервые и у сотрудника
закончился испытательный срок), сведения о динамике продаж за последние полгода
(по каждому продавцу) и отзывы независимых консультантов, с которыми мы работаем
по проекту «Таинственный покупатель».
Определение уровня теоретических знаний является первым
этапом процедуры оценки. Но это не просто ответы на уже известные заранее вопросы
о конструктивных особенностях коллекций, составе тканей, способах ухода за изделиями
и пр. Продавец-консультант – это тот, кто непосредственно каждый день работает
с нашим покупателем, и он, как никто другой, знает, какие модели, размеры пользуются
особым спросом, как та или иная модель смотрится на разных типах фигур, какие
трикотажные изделия и аксессуары можно предложить к костюмам разных моделей
и пр. Эта информация крайне важна для тех специалистов компании, которые непосредственно
работают с товаром.
Второй этап – оценка практических умений работы с покупателем
в соответствии с требованиями, принятыми в компании.
Процедура аттестации за последний год претерпела некоторые изменения:
если раньше в качестве практического задания мы использовали тестовую продажу
(искусственно созданная игровая ситуация «покупатель-продавец»), то сейчас используем
так называемую систему оценки персонала Mystery
shopper» («Таинственный покупатель»), принятую во многих компаниях с
мировым именем, например, «Kodak», SAS, Scandic Hotel. Цель системы MS – оценить
качество обслуживания через призму клиента и получить таким образом обратную
связь об уровне обслуживания в данный момент. MS может дать ответы на такие
вопросы, как: в какой области персонал нуждается в дополнительных знаниях, какие
навыки нужно исправить или что нужно изменить в поведении… Это один из достаточно
эффективных вариантов изучения удовлетворенности клиента.
Консультанты приходят в магазин как покупатели, а затем
заполняют форму установленного образца, по итогам которой мы делаем анализ сильных
и слабых сторон в обслуживании покупателей. Причем, консультанты выступают не
только (и не столько) в роли простых наблюдателей, а активно участвуют в процессе
продажи «от» и «до», совершая покупки. География «Mystery shopper» значительно расширилась: т.к.
у нас есть магазины во всех крупных городах Уральского региона, мы проводим
подобную оценку и в региональных магазинах, сотрудничая с местными консультантами.
Для заведующих магазинами существует своя процедура
оценки. На основе должностной инструкции мы создали очень удобный инструментарий,
куда включены три основных блока: административно-хозяйственные функции, работа
с персоналом, работа с товаром. С каждой заведующей проводится собеседование
именно по этим блокам.
Процедура аттестации воспринимается продавцами как стрессовая
ситуация, как и любой экзамен. На мой взгляд, чтобы процедура аттестации воспринималась
сотрудниками положительно, необходим ряд постоянных мер: отработка практических
навыков работы с клиентами, разбор «сложных» ситуаций, которые могут возникать
(и возникают) при работе в покупателями, работа с ассортиментом, формирование
у торгового персонала чувства значимости, вовлеченности - все это позволяет
развить чувство уверенности в себе как в профессиональном «продажнике» и успешно
пройти аттестацию. И самое главное – каждый сотрудник должен четко знать все
требования, которые предъявляются к нему как к профессионалу определенного уровня,
знать критерии оценки и то, на что он может рассчитывать по итогам аттестации.
Увязка результатов аттестации с уровнем оплаты крайне
важна: именно успешное прохождение аттестации является поводом для повышения
уровня оклада. По итогам аттестации продавцам присваиваются внутренние категории,
от присвоенной категории зависит уровень оклада, который может, как повышаться,
так и понижаться. Также по итогам аттестации возможны изменения штатных расписаний
магазинов. И практически только по итогам аттестации мы можем сделать выводы
о необходимости проведения обучения для торгового персонала, определить круг
задач и грамотно разработать программу обучения.
Процесс аттестации можно сделать наименее трудоемким не в ущерб эффективности
оценки, если четко прописать все требования к должности, критерии оценки и разработать
удобный инструментарий. Вся эта информация должна быть доступна сотрудникам.
Четко разработанные стандарты оценки позволяют избегать возможных ошибок субъективного
характера при проведении аттестации.