Юлия Перебейнос, эксперт «Консультанта»
Скоро в России появятся особые экономические зоны (ОЭЗ). Опыт их создания в нашей стране уже был. И недавно законодатели снова обратились к идее выделения «привилегированных» территорий.
Законопроектам, направленным на создание в России особых экономических зон, была посвящена пресс-конференция Валерия Драганова, председателя комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму. Это мероприятие состоялось во второй половине июня.
Точечные меры оживления экономики
Первоочередная цель особых экономических зон – создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, стать точками экономического роста. В последние годы государство многое предложило бизнесу, и иностранным инвесторам в том числе. Г-н Драганов упомянул снижение налогового бремени, административную и муниципальную реформы. По его словам, данные инициативы начали приносить свои плоды. Но сейчас требуются уже более конкретные меры, имеющие адресную направленность.
Второй аргумент в пользу создания ОЭЗ – ожидается, что они станут инструментом развития депрессивных регионов и позволят диверсифицировать отечественную экономику за счет стимулирования высокотехнологичных отраслей. То есть будет делаться все возможное, чтобы на территории ОЭЗ создавались не только «легкие»» производства, которые в любой момент могут быть свернуты, а наукоемкие. Хотя в отношении развития депрессивных территорий, по словам Валерия Драганова, однозначный прогноз пока сделать нельзя. Ведь наверняка ОЭЗ будут лучше развиваться в наиболее благополучных регионах.
Поощрение инноваций, коммерциализация научно-технических разработок - самое важное ожидание, которое связывается с данным проектом. Это очень болезненная проблема, по мнению г-на Драганова. На его взгляд, в отношении наших научных достижений «есть некое обольщение». Они, даже если и есть, то наверняка либо морально устарели, либо нуждаются в серьезном развитии.
Суть инициативы
Затем г-н Драганов вкратце рассказал о том, что предполагается сделать. Особые экономические зоны будут двух типов: технико-внедренческие (технопарки) и промышленно-производственные. Первые из них будут занимать площадь не более двух гектаров, вторые – не более десяти. И те, и другие могут быть созданы на срок, не превышающий 20 лет.
Законопроект «Об особых экономических зонах» вводит новое понятие – резидент ОЭЗ. Им может стать компания или предприниматель, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена данная зона. Статус резидента дает определенные преимущества, но параллельно накладывает и ряд ограничений. В частности, он не имеет право создавать филиал или представительство вне своей ОЭЗ. А работать в зонах могут не только ее резиденты, но и нерезиденты. Правда, законопроект «Об особых экономических зонах» запрещает ведение на их территории некоторых видов деятельности. Например, добычу и переработку полезных ископаемых или производство подакцизных товаров. Кроме того, чтобы стать резидентом промышленно-производственной зоны, необходимо будет сделать капитальные вложения на сумму не менее 10 миллионов евро. Выдвигая такое условие, государство хочет обезопасить себя от недобросовестных компаний, желает убедиться в «серьезности намерений» потенциальных инвесторов. Но, с другой стороны, ОЭЗ, как правило, создаются для взращивания фирм, работающих в малом бизнесе. Понятно, что такие организации не могут себе позволить столь значительных инвестиций.
Налоговый и таможенный режимы
В промышленно-производственных зонах ставка делается на минимизацию издержек по налогу на прибыль. В частности, резидентам этих зон разрешат применять по основным средствам ускоренную амортизацию с коэффициентом два. Также планируется снять ограничение по переносу убытков на будущие налоговые периоды. Помимо этого, будет установлен ускоренный порядок признания расходов на НИОКР.
В технико-внедренческих зонах резиденты смогут применять пониженную ставку единого социального налога. Она составит 14 процентов и останется регрессивной.
Кроме перечисленного, резидентов обоих типов ОЭЗ освободят от налога на имущество организаций и земельного налога на пять лет с момента регистрации в качестве резидента.
ОЭС будут являться свободными таможенными зонами. Фактически таможенное законодательство не будет распространяться на ввезенные на территорию зоны товары до тех пор, пока они эту зону не покинут.
Иностранные товары будут поставляться в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. А ввоз российских товаров будет осуществляться в режиме экспорта с уплатой акциза, но без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Ввозные же таможенные пошлины, НДС и акцизы уплатить придется только в одном случае: при перемещении любых товаров - иностранных или российских – за черту ОЭЗ на остальную территорию России. То есть порядок точно такой же, как если бы эти товары поступали бы на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы.
Естественно, при вывозе любых товаров за пределы таможенной территории России вывозные таможенные пошлины нужно будет уплатить в обычном порядке.
Выигрыш для резидента
В ходе пресс-конференции г-н Драганов озвучил цифры, которые показывают преимущества получения статуса резидента ОЭЗ. Снижение издержек у обладающих им компаний и предпринимателей, произойдет за счет:
- уменьшения административных барьеров;
- наличия развитой инфраструктуры в зоне;
- концентрации производства;
- налоговых льгот и упрощения таможенного режима.
Расходы на преодоление административных барьеров у компаний, которые будут работать в промышленных зонах, снизятся на пять-семь процентов. Для технико-внедренческих зон этот показатель составит три-пять процентов. Предвосхищая вопрос журналистов о том, как рассчитывались расходы на административные преграды, г-н Драганов пояснил, что взятки «тоже держались в уме».
За счет хорошей инфраструктуры издержки резидентов снизятся на 10-12 процентов, за счет концентрации производства – на пять-семь. Налоговые послабления принесут компаниям экономию в размере всего лишь около трех-пяти процентов по промышленным зонам, и пяти-семи - по технико-внедренческим. Как резюмировал г-н Драганов: «Итого в совокупности мы прогнозируем снижение у резидентов издержек примерно на 29-30 процентов. Согласитесь, это немало. Я думаю, что если зоны заработают, мы сможем потом смело планировать для них и более льготные условия. Хотя, может быть, и не нужно будет этого делать. Время покажет».
Перспективы Калининграда
Коснувшись вопроса о Калининграде, г-н Драганов отметил, что его месторасположение должно рассматриваться не как недостаток, а как преимущество геополитического положения. Российский анклав имеет все возможности для развития активного сотрудничества с ЕЭС. Как сказал Валерий Драганов: «Мы очень постараемся, чтобы продукт, произведенный в Калининградской области, признавался европейским. Не может Калининградская область, находясь в составе России и в то же время в Европе, не сыграть эту роль, я бы даже сказал, не выполнить эту миссию». В Калининграде необходимо создавать все условия для производства продукции, предназначенной на экспорт. В противном случае регион «обречен на бесконечные дотации». Заметим, что пока в Калининградской области еще на 10 лет продлится действие старого закона об особой экономической зоне для ныне работающих юридических лиц.
Закон об ОЭЗ не выдерживает никакой критики
Юрий Авдеев, директор аудиторской фирмы «Авдеев и К» (г. Калининград):
«Я положительно оценивают саму идею создания в России особых экономических зон. Но вот практическое ее воплощение я бы назвал неудовлетворительным. Для таких регионов, как Калининградская область ОЭЗ не роскошь. Это средство решения объективных экономических проблем, связанных с оторванностью региона от основной территории России. В Калининградской области ОЭЗ существует уже многие годы, что позволяет местным производителям хотя бы на равных конкурировать с российскими предприятиями. В настоящее время в Госдуму внесен проект нового закона об ОЭЗ в Калининградской области, который, к сожалению, не выдерживает никакой критики.
Если говорить о налоговых льготах, то они не являются самоцелью создания ОЭЗ. Ведь сделав их слишком большими, мы получим оффшор, а не ОЭЗ.
Вообще очень важен целостный продуманный подход, при котором ОЭЗ будут направлены на решение проблем региона, улучшение перспектив его социально-экономического развития. Но все будет зависеть от того, в какую форму облекут законодатели это благое намерение».