Андрей Руденко
Специалисты, которым настало время искать новую работу, часто задаются вопросом, стоит ли обращаться в кадровые агентства и если да, то в какие. Эксперты отвечают однозначно: работу надо искать повсюду, но рассчитывать следует только на себя.
На российском рынке представлены компании массового рекрутинга и компании, оказывающие услуги по поиску топ-менеджеров. Хедхантинговые компании, как правило, работают по принципу “бутика” и выполняют сложные, точечные заказы. Обращаться в известный бутик не имеет смысла, если перед вами стоит сиюминутная проблема поиска новой работы, говорит Михаил Елизаров, управляющий партнер хедхантинговой компании Head Solutions. “В таких компаниях работа строится под заказчика, поэтому вероятность того, что для вас будет подходящая вакансия, крайне мала”, — добавляет он.
Кроме того, напрямую обращаться в известные хедхантинговые агентства имеет смысл только в том случае, если ваш годовой доход превышает $50 000, утверждает Валентина Янкина, менеджер проектов компании Ward Howell International. “Начинающий профессионал вряд ли сможет стать объектом внимания хедхантеров”, — утверждает эксперт.
Однако вакансии для руководителей высшего звена появляются не так часто. И если менеджер не попал в поле зрения консультантов, он вполне может упустить свой шанс. Поэтому Елизаров рекомендует кандидатам поддерживать контакты с хедхантерами. “Как только вы выходите на уровень зарплаты в $5000-6000 в месяц, желательно составить список надежных агентств и разослать в них свое резюме”, — советует Елизаров.
Впрочем, контакты с хедхантерами стоит заводить аккуратно. “Нередко кандидаты всеми силами хотят подружиться”, — говорит Янкина. Однако, по ее словам, излишняя настойчивость только раздражает. “Не стоит переходить грань. Если вы интересны консультанту с профессиональной и личностной точки зрения, более тесные отношения возникнут сами по себе”, — говорит Янкина.
Как правило, к успешным менеджерам хедхантеры обращаются сами и это идеальный вариант сотрудничества, полагает Илья Серов, директор департамента брэнд-менеджмента компании “Спортмастер”. После этого отношения складываются сами собой. Уже после того, как Серов вышел на работу в “Спортмастер”, управляющий партнер компании, устроившей его на новую работу, “в течение двух месяцев следил за достигнутыми успехами, интересовался впечатлениями, регулярно давал советы, успокаивал, обнадеживал, мотивировал”, рассказывает Серов.
Одним из преимуществ небольших хедхантинговых компаний обычно считают близость к заказчику. “Если мы приглашаем менеджера на собеседование, это означает, что разговор будет вестись о конкретной позиции в конкретной компании”, — добавляет Елизаров.
Но у небольших специализированных компаний есть и серьезные недостатки. Если менеджер решил сменить не только компанию, но и отрасль, вряд ли небольшая хедхантинговая компания сумеет ему помочь, говорит Янкина. “В этом случае полезнее обратиться в крупное кадровое агентство, услуги которого покрывают весь рынок”, — говорит она. Не исключено, что консультанты такой компании имеют более полное представление о рынке труда, способны комплексно оценить кандидата и предложить ему неожиданный поворот карьеры.
Но и в этом случае не обходится без накладок, утверждает Михаил Торчинский, управляющий партнер хедхантинговой компании Marksman. “Нередко кандидаты считают, что в известных кадровых компаниях с них будут сдувать пылинки, поэтому, когда работодатель отказывает кандидату, тот начинает винить в этом агентство”, — говорит эксперт. Еще одна беда массового рекрутинга — отсутствие обратной связи. Евгений Корнев, генеральный директор курганского филиала ФГУП “Почта России”, вспоминает, что, когда он устраивался на работу, примерно половина рекрутеров после собеседований неожиданно исчезала из виду. “На все звонки им отвечали: вопрос рассматривается”, — говорит он. К тому же Корнев отмечает, что компании, ориентированные на массовый рекрутинг, часто формально подходят к оценке кандидата.
Крупные рекрутинговые компании выполняют большой объем заказов. “Они работают по принципу конвейера и не способны уделить должного внимания каждому кандидату”, — говорит Елизаров. Однако спектр заказов крупных агентств настолько велик, что даже случайно может попасться именно “ваша” вакансия.
Только не стоит забывать, что и рекрутеры, и хедхантеры в первую очередь обслуживают работодателя. Поэтому Елизаров советует своим кандидатам относиться к себе как к товару. “Может, это звучит цинично, однако ключевым для роста объемов продаж является дистрибьюция”, — говорит эксперт. Поэтому, если вы хотите быстро решить проблему трудоустройства, стоит задействовать максимально возможное количество каналов, добавляет Елизаров.