Владимир Фомин.
Генеральный директор агентства HUMAN CAITAL
В
октябре 2002 гола судьба забросила меня далеко от дома, а конкретно -
в США, штаты Калифорния, Невада и Флорида. Главным объектом моего интереса был,
конечно же, рекрутмент во всех его ипостасях. Надо сказать, что при том уровне
развития, который достигнут в США, рекрутмент не показался мне каким-то более
развитым и изощренным, чем, скажем, в Москве. Честное слово, здесь коллегам
приходится вкалывать тяжелее и, скажем прямо, изобретательнее.
Было
много запланированных встреч, разумеется, очень важных. Я тоже надувал щеки
как мог и даже научился выговаривать ключевые слова с этаким прононсом: "И-э-кзекыо-тифф
сеч", - давая понять, что инвестиции в миллионы долларов не спасут отца
русской демократии.
Но
Бог с ними, с инвестициями. Я не мог спокойно пройти и мимо скромной конторы,
если на ее дверях, красовалась надпись, что здесь подбирают персонал.
Об
одной такой конторе и расскажу.
О
встрече с бранч-менеджером сети LaborFinders мы договорились быстро.
Услышав, что рекрутер из России хочет посетить его офис, Аэнни Ханкок тут же
назвал время, сказал, что у нас будет 35 минут, и сразу, без прощаний и реверансов,
положил трубку.
Офис
оказался одноэтажным домиком в жилом квартале города. На Украине такие называют
хибарами. Я бы его даже не заметил, но механический голос системы GPS, установленной в автомашине, настаивал, что мы прибыли
к точке назначения. Выхожу, осматриваюсь.
В
тени окружающих деревьев прямо на земле сидят несколько американцев с темным
цветом кожи и азартно режутся в кости. По внешнему виду они легко вписались
бы в коллектив русских сантехников. Судя по вытоптанной траве, здесь иногда
собирается человек пятьдесят.
Захожу
в офис.
Большая
комната, разделенная прилавком. Менеджер, с которым я договаривался о встрече,
оказывается здесь же. Выдав какую-то бумажку рабочему в желтой каске, он коротко
с ним прощается и, как мне кажется, тут же о нем забывает. Мне он предлагает
пройти на его сторону прилавка (под прилавком есть подходящее отверстие).
Пролезаю. Разговор начинается сразу и по-деловому. Выяснив, что меня интересует,
он отвечает на заданные вопросы в той же последовательности, как я их задал.
В
офисе Дэнни работает один. Есть еще водитель, но в данный момент он на задании.
Заказы
в офис поступают по факсу, по электронной почте, а чаше заказчики просто звонят.
Если
заказ поступает от другого офиса сети LaborFinders, то он выползает в бумажном
виде из принтера.
Офис
занимается только временным персоналом.
Выглядит
это так.
Заказчик
звонит и говорит, что, например, завтра к 8 утра ему нужны 15 бетонщиков на
пересечение дорог US11 HFL138. Будем ремонтировать мост.
Есть,
сэр! Дэнни открывает базу данных и обзванивает 15 бетонщиков, назначая им встречу
в офисе завтра на 7 утра.
Надо
сказать, что и сама база данных, и компьютеры, на которых она работает, произвели
на меня неизгладимое впечатление. Алфавитно-цифровые дисплеи из пожелтевшей
пластмассы (многие читатели таких уже и не застали). Принтер с лентой, помните,
игольчатый, который громко верещит, когда печатает. Таких уже давно не выпускают,
а тут, надо же, работает!
База
представляет собой простейшую таблицу в пять колонок. Имя, квалификация, телефон,
отметка работает или свободен, примечание. Все!
Как бы то ни было, наутро 15 бетонщиков толпятся у дверей. Каждому выдается
так называемый «джоб тикет» - бланк на полстранички, на котором написано, куда
направляется работник, сколько ему будут платить денег и прочее. Каждому выдается
каска с фирменной символикой (каски, как оказалось, были сложены под прилавком).
Затем бетонщики садятся в микроавтобус и водитель везет их на объект. Сколько
они там проработают - не важно, но по окончании прораб проставляет в «джобтикете»
количество отработанных часов, а также пишет отзыв, хорошо ли работал присланный
бетонщик. Если работал хорошо, то его снова позовут. А если курил в канаве,
то в следующий раз могут и не позвонить.
С
заполненным «джоб тике-том» работник приходит в офис, где ему сразу же выплачивают
зарплату. "Закон запрещает платить меньше 5 долларов в час, - говорит
Дэнни, - все конторы типа нашей платят по 5.10 - 5.20. Мы же платим 6.20 - на
доллар больше, чем все остальные. Квалифицированные рабочие за нас держатся".
С фирмами-заказчиками офис рассчитывается раз в 2 недели.
Задаю
каверзные, как мне кажется, вопросы.
А
если вместо 15 человек придут 13? Вопрос Аэнни не понятен, как это 13? Ну, поясняю,
один заболел, а другой... проспал.
Ответ
звучит жестко. Тот, который заболел, должен будет принести справку от врача.
(А справку, как я понимаю, в Штатах не особо купишь. Я даже не спрашиваю об
этом Дэнни, это-то он точно не поймет.)
А
тот, который проспал, может спать дальше. Больше ему не позвонят.
Хорошо,
продолжаю я. А что делать, если не окажется в базе 15 свободных бетонщиков?
Вот все вдруг взяли и нашли постоянную работу.
Оказывается,
если работник нашел постоянную работу, то по соглашению с конторой он должен
в течение 3 дней позвонить и сообщить об этом. А как только потерял работу,
то тоже должен звонить и говорить, что на него можно рассчитывать. Если он в
этом вопросе проявляет разгильдяйство, то его удаляют из базы. Вот так поссоришься
с парой-тройкой рекрутеров - останешься без дохода. А потерять работу в Америке
- проще простого. Так что 15 бетонщиков есть всегда. Ну а если нет, то фирма
почувствует это первой и примет меры, чтобы пригласить людей из другого региона.
Ежедневно
на различные объекты Дэнни оправляет 40 -60 человек. В основном это квалифицированные
рабочие, обслуживающий персонал отелей, шустрые молодые люди, проверяющие
билеты в Диснейленде.
Казалось
бы, требования к такому "текучему" персоналу не должны быть высокими.
Не скажите! Те же бетонщики должны уметь управляться с очень сложным оборудованием,
ведь в Штатах давно уже не укладывают бетон лопатами.
Во
время разговора нам периодически приходилось прерываться. Только «джоб тикетов»
при мне Дэнни распечал и выдал три. А еще был звонок от клиента и вернулся с
задания водитель, чтобы тут же отправиться куда-то еще.
Встреча
продолжалась, как и договаривались, 35 минут. По окончании - выдача фирменных
ручек, наклеек и блокнотика. И до свидания! Вылезая обратно из-за прилавка,
я уже слышал сзади, как бранч-менеджер разговаривает по телефону, а принтер
печатает очередной «джоб тикет».
Вернувшись
в Москву, я теперь другими глазами смотрю на "бесконечно занятых"
рекрутеров и руководителей кадровых агентств. Когда для решения какого-то вопроса
предлагают созвониться недели через две, так и хочется рассказать о маленькой
рекрутинговой конторе в придорожном американском городке, а затем спросить:
"А работать не пробовали?"