Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства (г. Санкт-Петербург)
Консолидированная отчетность по МСФО, в которой отражена справедливая стоимость гудвила, показывает реальный масштаб предприятия. Это, несомненно, повышает привлекательность компании в глазах акционеров и инвесторов. Однако рассчитать гудвил не просто.
Рассмотрим ситуацию, когда одна компания (материнская) приобретает другую (дочернюю). При этом в сумму, которую уплачивает материнская компания, входит не только стоимость материальных активов дочерней, но и стоимость нематериальных активов, в том числе деловой репутации (гудвила).
В контексте международных стандартов финансовой отчетности гудвил, приобретенный при объединении бизнеса, представляет собой плату материнской компании за ожидаемые экономические выгоды от активов, которые невозможно идентифицировать и признать отдельно.
Распределение гудвила на активы
Оценить величину гудвил в чистом виде очень сложно. Как правило, она привязана к определенной группе активов компании. Гудвил, приобретенный при сделках по слиянию и поглощению, относят на части бизнеса, которые в МСФО называют «единицами, генерирующими денежные средства» (Cash- g enerating Unit) (далее - ЕГДС).
«Единица, генерирующая денежные средства» – это наименьшая определяемая группа активов, которая при ее использовании создает приток денежных средств. Этот приток, в основном, не зависит от поступления денежных средств от других активов или групп активов. Для наглядности, в качестве примера ЕГДС можно привести аэропорт, так как отдельный самолет не сможет генерировать денежные средства без посадочной полосы.
Для того, чтобы проверить гудвил на обесценение, его нужно распределить на каждую «единицу, генерирующую денежные средства». Эту процедуру следует выполнять, начиная с даты приобретения дочерней компании.
Иногда первоначальное распределение гудвила, приобретенного в результате объединения бизнеса, не может быть завершено до окончания года, в котором произошло слияние или поглощение, например, если слияние произошло 1 декабря 2004 года. В этом случае данный процесс необходимо провести до конца года, следующего за тем, в котором произошло объединение бизнеса (в нашем примере до конца 2005 года).
Если в момент приобретения компании надежно оценить нематериальные активы невозможно, то их включают в гудвил. Он будет балансирующей суммой (иначе говоря разницей) между долей (например, процентом голосующих акций) материнской компании в чистых активах дочерней и справедливой стоимостью уплаченного в ходе приобретения вознаграждения. Такой гудвил называют приобретенным.
В МСФО 3 «Объединение компаний» сказано, что все активы, в том числе нематериальные, к которым относится и гудвил, нужно отражать в отчетности по справедливой стоимости на дату приобретения.
Как проверить гудвил на обесценение?
Различают два вида гудвила в зависимости от типов объектов собственности. Он может быть специфично присущ конкретному объекту собственности, либо быть полностью или большей частью индивидуальным. Например, гудвил автомобиля Audi не исчезнет при продаже этого автомобиля от одного собственника к другому. А гудвил предприятия по производству чипсов с владельцем Аллой Пугачевой вряд ли останется настолько значимым при продаже этого предприятия любому производителю продуктов питания. В последнем случае гудвил прекратит свое существование после продажи объекта собственности.
Гудвил нужно ежегодно тестировать на обесценение. Для оценки стоимости гудвила компания обычно привлекает независимого оценщика. Посчитать гудвил отдельно от ЕГДС трудно даже профессиональным оценщикам. В связи с этим практика теста на его обесценение сведена к тому, что рассчитывают возмещаемую стоимость (см. ниже) ЕГДС вместе с гудвилом. А затем ее сравнивают с балансовым значением ЕГДС без гудвила.
Если балансовое значение «единицы» больше, чем переоцененное, то признают убыток от обесценения гудвила, относящегося к этой ЕГДС. В этом случае убыток следует отразить в Отчете о прибылях и убытках. При этом в последующих периодах, например, в следующем году, восстанавливать ранее признанный убыток от обесценения гудвила в финансовой отчетности запрещено. В этом заключается важное различия теста на обесценения гудвила с тестами на обесценение других активов. Для последних в случае, если исчезли признаки обесценения актива, его обесценение может быть возвращено путем обратного увеличения балансовой стоимости (МСФО 36 «Обесценение активов»).
В МСФО 36 «Обесценение активов» сказано следующее. Если компания признает убыток от обесценения «единицы, генерирующей денежные средства», то в первую очередь она относит его на уменьшение гудвила, распределенного на эту «единицу» в момент объединения бизнеса. А уже затем, когда ясно, что сумма убытка превышает величину гудвила, распределяет оставшуюся часть убытка между всеми активами, входящими в ЕГДС, пропорционально их балансовой стоимости.
При расчете убытка от обесценения актива (ЕГДС) МСФО 36 требует, чтобы компания сравнила возмещаемую и балансовую стоимость актива (ЕГДС), на который распределен гудвил.
Возмещаемая стоимость – это большее из двух значений:
чистая продажная цена актива (или ЕГДС). То есть это справедливая стоимость актива за вычетом затрат на его продажу.
ценность его (ее) использования. Этот показатель рассчитывают как дисконтированную стоимость будущих потоков денежных средств от использования фирмой этого актива.
Если возмещаемая стоимость «единицы» превышает ее балансовую стоимость, то сама «единица» и гудвил, который на нее распределен, считают не обесцененными. Если возмещаемая стоимость «единицы, генерирующей денежные средства» меньше ее балансовой стоимости, то компания должна признать убыток от обесценения.
Так как в бухгалтерских книгах ЕГДС представлена как составляющие ее активы, признанный убыток от обесценения организация прежде всего должна распределить между ними . В отношении распределения убытка от обесценения «единицы» между составляющими ее активами, балансовая стоимость отдельных активов не должна оказаться меньше, чем наибольшая из следующих величин:
- справедливая стоимость этих активов за вычетом затрат на продажу (иначе говоря, чистая продажная стоимость),
- ценности использования,
- нуля.
Если балансовая стоимость для определенного актива будет меньше этих величин, то оставшуюся часть убытка надо распределять между другими активами, относящимися к этой же ЕГДС.
Рассчитать возмещаемую стоимость каждого отдельного актива в составе «единицы, генерирующей денежные средства» практически невозможно. Ведь они представляют собой целостный имущественный комплекс. Исключение составляет гудвил, относящийся на «единицу, генерирующую денежные средства», который оценщики умеют оценивать. Однако оценка гудвила обычно опять же исходит из сравнения оценки бизнеса (то есть ЕГДС) и оценки входящих в эту ЕГДС чистых активов.
Когда проводить тест на обесценение
Провести ежегодный тест на обесценение ЕГДС, на которую был распределен гудвил, можно в любое время в течение года. Например, в последнее число первого квартала, то есть 31 марта. Главное, чтобы такой тест компания проводила в один и то же период каждый год.
Различные «единицы» можно тестировать на обесценение в разное время. Однако в случае, если часть или весь гудвил, распределенный на ЕГДС, был приобретен при объединении бизнеса в течение текущего отчетного периода, то такую «единицу» нужно протестировать на обесценение до конца текущего года.
Методы оценки гудвила
Таким образом, для целей проверки гудвила на обесценение компании привлекают независимого оценщика. Теоретически можно провести оценку и своими силами, но при этом необходимо учесть, что квалификация независимых оценщиков будет выше, чем собственных специалистов. Это повлияет на подтверждение аудитором отчетности по МСФО, который по своим профессиональным стандартам должен скептически относиться к расчетам, сделанным компанией самостоятельно, потому что эти расчеты могут отличаться «необоснованно повышенным оптимизмом».
Основной метод оценки гудвила представлен выше. Он полностью соответствует требованиям МСФО. Однако существуют и другие оценочные модели. В зависимости от обстоятельств в каждом конкретном случае оценщик может «капитализировать» затраты на создание гудвила. Капитализация затрат означает процедуру накопления стоимости гудвила как актива затратным способом – то есть стоимость гудвила равна стоимости затрат на его создание. Учитывая нематериальность гудвила, весьма спорной задачей будет разграничение затрат, которые капитализируются и которые должны быть списаны в отчет о прибылях и убытках. Причем условием капитализации для первых будет вероятное увеличение будущих выгод для предприятия, связанных с использованием гудвила как актива.
Следующий способ - оценить гудвил с точки зрения его зарабатывающей способности. Например, проверить динамику такого показателя, как «приверженность клиентов продолжать совершать покупки в том же магазине на тех же условиях». Также оценщик может оценить бизнес целиком (доходным, сравнительным или затратным методом) и вычесть сумму справедливых стоимостей отдельных идентифицируемых чистых активов, входящих в бизнес (этот метод примерно соответствует рассмотренному выше способу проверке гудвила на обесценения по МСФО 36).
Нормативное сопровождение
Руководство к оценке гудвила, а также к проверке гудвила на обесценение, регламентируется как Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО 38 «Нематериальные активы», МСФО 36 «Обесценение активов»), так и Международными стандартами оценки (МСО 3 «Оценка для целей финансовой отчетности и смежной документации»).
Оценивая любые статьи международной финансовой отчетности, независимый оценщик обязательно должен опираться на ПМО 1 (применение международной оценки 1 «Оценка для целей финансовой отчетности» - IVA 1 Valuations for Financial Reporting ). Для того, чтобы оценить гудвил в целях МСФО, необходимо использовать указания по применению 4 «Оценка нематериальных активов» ( GN 4 Valuation of Intangible Assets ) и указания по применению 6 « Оценка бизнеса » (GN 6 Business Valuations).
«Неосязаемые» активы
На острие бухгалтерского и управленческого учета за рубежом – отражение «нестандартных», подчас «неосязаемых» активов в балансе предприятия.
Датское правительство предприняло эксперимент по этому поводу. Оно перевело 14 компаний на составление так называемого отчета об интеллектуальном капитале. В нем эти «неосязаемые» активы необходимо признавать в отчетности. На протяжении нескольких лет предприятия создают отчеты об интеллектуальном капитале, причем сложилась некоторая практика по содержанию таких отчетов. Содержание делится на три группы: «Что есть?», «Что сделано?», «Что получилось?». Нематериальные активы, в том числе знания сотрудников, базы данных, технологии, связи с клиентами фиксируются и оцениваются в группе «Что есть?». Затем руководство организации раскрывает свои действия, направленные на развитие интеллектуального капитала своего предприятия, то есть неосязаемых активов. На третьем этапе «Что получилось?» выводятся финансовые показатели влияния действий менеджмента на неосязаемые активы.
МСФО 3 «Объединение бизнеса» позволяет при объединении бизнеса выделять из гудвила такой неосязаемый актив, как связи с клиентами. Таким образом МСФО также движутся в направлении включения неосязаемых активов в отчетность фирм.