Интервью
с Юлией Александровной Авериной,
Генеральным директором Кадрового Центра ЮНЕСКО "Метрополис", Екатеринбург
С 2003 года Кадровый Центр ЮНЕСКО "Метрополис" предлагает новую услугу
- разработку
и реализацию специальных программ по работе с выпускниками ВУЗов.
Что представляет собой программа Graduate Recruitment?
Graduate - в переводе с английского - выпускник. Соответственно, Graduate Recruitment
означает рекрутмент выпускников. Изначально, Graduate программы стали возникать
внутри предприятий для привлечения молодых специалистов.
Например, такие программы существуют в крупных транснациональных компаниях,
таких как Mars, Danone, Nestle и крупных консалтинговых компаниях.
В мире: за рубежом, а сейчас уже и в Москве стали появляться компании, оказывающие
услуги по разработке и реализации Graduate программ.
Почему КЦ "Метрополис" заинтересовала программа Graduate Recruitment?
Уже 4 года ведется работа с подростками в рамках взаимодействия КЦ и Международной
Открытой школы ЮНЕСКО, где занимаются ребята 8-11 классов. Организаторы школы
ставили цель - подготовить молодых лидеров для международных организаций. Но
вскоре мы поняли, что в последствии не все выпускники выбирают международную
деятельность. Большинство остается здесь и перед ними встает задача трудоустройства.
Функцию связки между школой и Кадровым Центром и выполняет программа Graduate
Recruitment.
Мы сопровождаем ребят во время их обучения в нашей школе, затем во время поступления
и учебы в ВУЗах. Первоначально программа была рассчитана только на выпускников
Международной открытой школы, которым КЦ помогал найти работу или подработку.
По мере того, как мы стали развивать направление Graduate Recruitment, к нам
стали поступать предложения о сотрудничестве от различных ВУЗов. Сейчас, участниками
программы становятся не только учащиеся нашей школы.
Программа Graduate Recruitment приобретает большую масштабность, но для воплощения
всех идей нам просто не хватает ресурсов, в том числе и человеческих.
С какими ВУЗами Вы работаете?
Мы открыты для сотрудничества со всеми ВУЗами. В настоящий момент мы работаем
с УГТУ-УПИ, УрГУ, УрГЮА, Горной Академией.
Как только нам позволят ресурсы, мы сможем выйти на большее число ВУЗов.
Какие мероприятия проводятся в ВУЗах?
Мы проводим презентацию нашего КЦ и программы Graduate Recruitment. Специалисты
КЦ "Метрополис" рассказывают студентам о методах поиска работы, учат
правильно составлять резюме, объясняют основные ошибки при прохождении собеседования.
Ребята, заинтересованные в поиске работы, обращаются к нам. Они присылают свои
резюме, мы их анализируем, помогаем исправить ошибки. Резюме заносятся в нашу
базу. И студенты становятся потенциальными кандидатами на открывающиеся вакансии.
Для студентов мы проводим тренинги по самопрезентации, правильному прохождению
собеседования, по развитию навыков публичного выступления. То есть студенты
получают все необходимые знания для правильного поиска работы и прохождения
всех этапов отбора.
С другой стороны, мы работаем с компаниями по предложению молодых специалистов.
Пока мы осуществляем эту работу не на коммерческой основе.
Сотрудничаете ли Вы с компаниями, работающими с программой Graduate Recruitment?
Проблема трудоустройства молодых специалистов, студентов существует во всем
мире. Так как программа Graduate Recruitment реализуется по линии ЮНЕСКО, с
лета 2003 года мы поддерживаем контакты с аналогичными центрами за рубежом.
Сейчас мы сотрудничаем с болгарским центром информационной поддержки студентов.
Совместно с этим Центром был сделан CD-Rom на английском языке, где собраны
все рекомендации для студентов по поиску работы и трудоустройству. Планируется
сделать аналогичный диск на русском языке.
Зачастую поиск работы усложняется завышенными ожиданиями российских студентов
и выпускников. Насколько это значимое препятствие?
Да, мы столкнулись с этой проблемой. Не соответствие ожиданий студентов и,
особенно, выпускников, и реальной ситуации на рынке труда это одна из причин,
побудивших нас развивать направление Graduate Recruitment.
В резюме студенты указывает ожидания по заработной плате от 200$ и выше, предложения
компаний ниже процентов на 40.
Мы начали просветительскую работу потому, что важно состыковать ожидания выпускников
и реальные возможности рынка труда. Студент в полной мере должен осознавать,
что ему необходимо для получения той должности и зарплаты, на которые он претендует.
За рубежом студенту легче найти работу. На западе хорошо налажена информационная
система помощи студентам в трудоустройстве и карьере. Практически в каждом ВУЗе
есть Центры Карьеры, где студент получает всю необходимую для трудоустройства
информацию. Эти центры организуют встречи студентов с представителями компаний,
заинтересованных в привлечении молодых специалистов. Это обеспечивает практически
100% трудоустройство выпускников по окончании ВУЗа. Студент уже во время учебы
получает несколько предложений от компаний, и после окончания ВУЗа может выбирать
наиболее интересную работу.
В программе Graduate Recruitment могут участвовать студенты любой специальности?
Мы готовы сотрудничать со студентами любой специальности, не зависимо от степени
ее востребованности на рынке труда. Наша задача реально помочь студентам, рассказать
им о возможностях и способах достижения целей при выборе работы.
Именно поэтому мы планируем проводить профориентационные занятия еще и в школах,
чтобы ребенок, поступая ВУЗ, задумывался о том, что выбирает профессию, с которой
потом будет выходить на рынок труда. В идеале, хотелось бы представить школьникам
прогноз наиболее востребованных профессий через 5 лет. Чтобы студенты не разочаровывались
после того, как проучились несколько лет и поняли, что специальность не востребована
и найти работу сложно.
Например, в Англии, уже создана методика для составления такого прогноза. Выпускники
школ и их родители при выборе будущей специальности используют, в том числе
и данные прогноза. К сожалению, в России методику пока не применяют.
Как проводится мониторинг рынка труда молодых специалистов?
Весной 2004 года мы планируем собрать и проанализировать данные реального трудоустройства
выпускников 2003 года. Мы хотим провести исследование по нескольким направлениям:
каким образом, в какие компании, по специальности или нет и как быстро устраиваются
выпускники на работу.
Сложность такой работы в том, что не все ВУЗы готовы идти на контакт и предоставить
списки выпускников.
С какими сложностями пришлось столкнуться, реализуя программу Graduate Recruitment?
Достаточно высокий процент студентов не заинтересован в получении информации
и реальной помощи в трудоустройстве. В суждениях и жизненных установках студентов
присутствует инфантилизм. Часть ребят надеются на помощь родителей, часть -
на случай. Ребят, которые активно занимаются своим трудоустройством, немного.
Уже на третьем курсе в каждой группе есть 5-6 человек, которые работают, они
нашли свой путь и им практически не нужна помощь.
Основная масса студентов делится на несколько групп: на тех, кто еще не знает,
как правильно искать работу и им, действительно, нужна помощь, и тех, кто не
заинтересован в поиске работы. Возможно, причина такой пассивности этих молодых
людей в менталитете, который сформировался в период, когда развлечения стали
доступны и активной пропаганды важности работы и карьеры не было. На западе
людей постоянно призывают строить свою жизнь и карьеру, занимать активную жизненную
позицию. В нашей стране этого еще нет.
Находят свой путь и успешно устраиваются на работу те ребята, в которых родители
заложили осознание важности карьеры, профессиональной реализации.
Большая проблема в том, что ребята, которые сами не стремятся реализовать себя,
не нужны современному рынку. Работодателям сейчас нужны сотрудники "с горящими
глазами". Таких всего 2-3%, а остальные оказываются невостребованными.
Именно в них нужно пробудить самосознание.
Какие компании заинтересованы в притоке молодых специалистов?
Потенциально - любые. В крупных предприятиях потребность выше, они уже создают
внутри Graduate-программы, сотрудничают с ВУЗами. Важно, чтобы компании правильно
вводили молодых специалистов в работу, чтобы они как можно раньше начинали приносить
пользу. Для этого в компаниях необходимы программы адаптации, процедура наставничества.
Юлия Александровна, можно ли говорить о преимуществах программы Graduate
Recruitment, реализуемой внутри компании, своими силами?
Есть определенные преимущества и в самостоятельной работе компании, так как
у многих есть уже наработанные связи с ВУЗами. Но не всегда у компании есть
возможность оценки молодых кадров.
Специалисты нашего КЦ используют различные методы оценки: интервью, психологическое
или профессиональное тестирование, Assessment Center (Центр Оценки), Case Study
или профессиональные ролевые игры, проверку рекомендаций. Переадресация поиска
молодых специалистов Кадровому Центру экономит время и может быть более эффективной.
Ведь наши выпускники проходят своего рода отбор, благодаря тренингам, подготовке
к реальным требованиям рынка труда.
Когда предприятию в большом количестве нужны узкие специалисты - лучше работают
внутренние программы по привлечению выпускников. Многие предприятия приглашают
на работу уже студентов старших курсов, в основном технических специальностей.
Подбор через Кадровый Центр больше подходит, если необходимы единичные специалисты
(например, экономист, маркетолог).
Для студентов важно то, что, устраиваясь на работу с помощью Кадрового Центра,
они защищены от обмана при трудоустройстве. Мы предоставляем кандидатам всю
необходимую информацию о компании.
Благодаря программе, выпускники Graduate Recruitment более адаптированы к ситуации
на рынке труда.
Интервью подготовила Ю. Александрова,
редактор сайта ЧРУ.