С начала года во Владивосток было ввезено порядка 47 автомобилей, излучающих радиацию. В прошлом году общее количество опасных японских авто составило почти полсотни. Российская таможня отправила официальный запрос в Японские порты, на что был получен ответ, что экспортируемые авто не тестировались на радиоактивность. Политика страны такова, что проверке подвергают только импорт.
По приходу товарного корабля, прежде чем отравить машины в региональные автосалоны, весь товар тщательно проверяется сотрудниками российских таможенных органов. Для этого используются специальные дозиметры, которые при поднесении к предмету реагируют на его повышенный радиоактивный фон. Если прибор срабатывает, то машину-виновницу изымают из всего ряда автомобилей и отправляют на подробное исследование в санитарно-карантинный пункт.
Если до лета 2011 года автомобили, по которым установлен повышенный радиоактивный фон, дезактивировали, то сегодня к ним применяют более радикальные меры воздействия. Конечно, их не разбирают на автозапчасти, которые потом продают на внутреннем рынке, и не отправляют автомобили на утилизацию – их просто возвращают обратно поставщику тем же судном, на котором они поступили из-за границы.
Такая политика российских таможенников более чем оправдывает себя, ведь «фонящие» машины отравляют не только своих владельцев, но и окружающих. Собственники таких машин, сами не подозревая об уровне опасности, которой они подвергаются каждый раз, садясь в салон, беспечно посещают автосервисы, паркуют машины в общественных местах, отвозят их на мойку. Везде с машинами контактирует обслуживающий персонал, который получает дозу облучения.
Всё это подтолкнуло российскую сторону иметь «коротки разговор» с заражёнными машинами. Отправляя их назад, импортёры дают понять поставщику, что с ними такой номер не пройдёт, и что если те хотят сохранить свой рынок сбыта в России, то им придётся как следует потрудиться с проверкой экспортируемых в нашу страну машин на предмет радиологической безопасности. Если эти условия не будут соблюдены, то возвраты автомобилей за счёт экспортёра продолжаться и дальше, и поставщики понесут убытки от сокращения продаж и непредвиденных транспортных и таможенных расходов.