Найти хорошего сотрудника всегда непросто. «Охота» будет удачной, если знать, где искать. Прислушайтесь к нашим советам, и тогда высококлассные работники будут толпами ходить у дверей вашей фирмы.
Юлия ЗУБКОВА, специально для ИА «Клерк.Ру»
Места «ловли»
Фирма может черпать свое кадровое пополнение из нескольких источников:
* по рекомендациям сотрудников;
* из других организаций, переманивая их персонал;
* с рынка труда по объявлениям в разных информационных каналах;
* из учебных заведений;
* на ярмарках вакансий;
* пользуясь услугами рекрутерских фирм или государственных служб занятости.
Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы.
«Чужие здесь не ходят!»
В прошлом бытовало мнение, что брать людей с улицы опасно, нужны свои. А сегодня набор персонала по знакомствам исчерпывает себя. Ведь ясно как день: людей рекомендуют, когда хотят им помочь. Почувствуйте этот нюанс: хотят помочь родственнику, другу, знакомому, а не фирме. Хорошо, если протеже прекрасно оправдает себя, но чаще бывает по-другому.
Чтобы избежать неприятных «сюрпризов», прежде чем брать кого-то по рекомендации, прислушайтесь к нашим советам:
1. Право «замолвить словечко» может быть только у сотрудников, уже проявивших себя. Допустим, проработавших в компании не менее года.
2. От рекомендаций высокопоставленных сотрудников, например, уровня заместителя генерального лучше корректно отказываться. В противном случае вы столкнетесь с проблемой веса авторитета. Если работник окажется не ахти какой, выгнать его или наказать рука не поднимется, а в коллективе из-за этого появятся основания для сплетен, возникнет напряженность.
3. Принимайте рекомендации только в письменном виде по специально разработанной для этого форме. «Хлопотник» должен подробно рассказать о характере и степени своего знакомства с будущим сотрудником, раскрыть его деловые и личные качества, а также расписаться за то, что берет на себя ответственность за выдвигаемого кандидата.
4. Если взятый на работу таким образом человек, действительно оправдает хороший отзыв и после испытательного срока будет принят на постоянную работу, рекомендателю можно выплатить премию.
Компании-«доноры»
Рынок труда чем-то схож с аукционом. Кто предложит большую зарплату, тот и побеждает. Поэтому, с одной стороны, переманивать хороших работников из других организаций – вполне честная игра. С другой, если служащий обитал до недавнего времени в стенах компании-конкурента, это пахнет шпионажем. Ведь помимо работника, с ним вы получите и массу ценной информации, которая может представлять собой коммерческую тайну. Например, один из популярных объектов перекупки – успешные менеджеры по продажам с наработанной клиентской базой.
Бывает и такое: вы берете в штат нового сотрудника, а он горячо убеждает вас переманить к себе других его коллег с прежнего места работы. Будьте внимательны, здесь есть риск, что в случае неудачи придется увольнять сразу всю команду.
Кстати, выгодным предложением от работодателя «со стороны» лояльный сотрудник может воспользоваться для того, чтобы повысить свой статус в родных стенах, что часто и происходит.
Вообще профессиональным переманиванием ценных кадров занимаются специализированные рекрутерские фирмы – «хэдхантеры», или «охотники за головами», но их услуги довольно дороги.
Набор из вузов
Можно пойти другим путем и прибегнуть к труду студентов на полставки. Как показывает практика, учащихся берут либо на неспециальную работу, либо близко к приобретаемой профессии с перспективой воспитать полноценного сотрудника. Если ваша компания готова пригласить молодого специалиста или даже студента последнего курса, целесообразно обратиться непосредственно в учебное заведение. Фирма может организовать свою презентацию, выступление руководства, продемонстрировать собственную продукцию, ответить на вопросы студентов, а также провести собеседования с будущими выпускниками, которые заинтересовались работой в фирме. Кроме того, вывесить соответствующие объявления в вестибюлях вузов, обратиться в Студенческую службы трудоустройства (они сегодня есть почти при каждом вузе, только могут по разному называться), посетить вузовские ярмарки вакансий.
Еще один канал – учебные заведения, где получают второе высшее образование. Однако большинство тамошних слушателей, как правило, уже имеют хорошую работу и даже обучаются на средства своих компаний.
Рекрутерские фирмы
Уже почти риторический вопрос – стоит ли обращаться в кадровое агентство или лучше искать «спецов» своими силами? Чтобы найти верный ответ, нужно произвести несложный экономический расчет. Проще говоря, выяснить – стоит ли услуга кадрового агентства запрашиваемой им суммы.
Допустим, вы владелец сети магазинов. Штат компании более 300 человек, половина из которых продавцы. Текучесть персонала большая – до 10 человек в месяц. Зарплата продавца 400 долларов. Рекрутинговая компания готова поставлять кандидатов за 3 месячных оклада для данной должности. Итак, 400 умножаем на 3 получается 1200 долларов на замену одного продавца через агентство, в месяц выходит – 12 000 долларов. Внушительная сумма! Ясно как день что выгоднее нанять собственного специалиста по набору персонала, который обойдется компании намного дешевле.
И наоборот, маленькая компания в 30-50 человек, руководитель обходится без помощников, поэтому сильно загружен работой, текучесть персонала невысокая – 1-3 вакансии в месяц, с заменой которых босс более-менее справляется. Сам проводит собеседования, отбор кандидатов, знакомит их с особенностями работы. И вдруг главный бухгалтер увольняется, и ей срочно надо искать замену. Это сложная вакансия – придется много потрудиться. Нанимать помощника по рекрутингу – значит сначала потратить время на поиск подходящей кандидатуры, затем организовать для него рабочее место, платить зарплату, продумать должностные обязанности помощника, на период после того как вакансии будет заполнена. Нетрудно подсчитать, что вкупе эти затраты укладываются в трехмесячную зарплату нового главбуха. Поэтому в такой ситуации выгоднее обратиться к рекрутерам.
Ловля на живца, или о формулировке объявления
Другой способ поиска новых сотрудников – это просмотр резюме в СМИ и интернете. Можно этим и ограничиться, если фирма не хочет «светиться». Однако этот способ очень трудоемкий. Поэтому лучше самим разместить объявления о вакансиях. Чтобы заинтересовать нужную аудиторию, его необходимо правильно составить. Критериев два: оно должно быть конкретным и понятным. Вот несколько советов.
В заголовке объявления дают самую важную информацию: название должности, размер заработной платы, место расположения фирмы. Далее указывают главные критерии отбора. Например, «высшее юридическое образование, отличное знание английского и французского языка, опыт работы». Прочитав эти строки, человек должен быстро понять, попадает ли он в число потенциальных кандидатов. В описание работы, которую предстоит выполнять новому сотруднику, включают основные должностные обязанности (в этом поможет должностная инструкция). Также информация о найме может включать следующее: особенности работы, безопасность условий труда, продолжительность рабочего дня, в какое время и где может произойти разговор с кандидатом.
Когда вы будете писать такое объявление, сосредоточьте свое внимание на том, чтобы должность выглядела наиболее привлекательной для кандидата. Вставьте в текст что-то такое, что вызвало бы интерес у людей: сообщение о стимулах, премировании, а также о возможностях служебного роста.
Порой, чтобы сэкономить время на чтении «бредовых» откликов, руководители «задают» в вакансии слишком жесткие требования. Но так могут остаться «за бортом» и кандидаты с потенциально пригодными данными, и вам будет не из кого выбирать. Поэтому старайтесь не ставить слишком строгие рамки, допускайте размытые формулировки, увеличьте возрастной барьер.
Кстати, сегодня самый перспективный канал размещения объявлений о вакансиях – это Интернет. «Работные» сайты настолько популярны, что сюда заходят не только те, кто активно ищет место работы, но и просто любопытные – те, кто пока только подумывает об этом. Так что поле охвата потенциальных кандидатов у всемирной сети намного больше, чем у печатных изданий, посвященных поиску работы.
Если говорить о каналах поиска будущего персонала в целом, то здесь все зависит от ваших потребностей и контингента кандидатов. Например, объявления на должности, не требующие большой ответственности, лучше размешать не в Интернете, а в газетах, посвященных поиску работы, в помещениях средних школ и общественных организаций или центров.