Пока коммерческая деятельность постоянно подвергается внешней и внутренней опасности, экономика нашей страны не сможет укрепиться на уровне, необходимом для притока иностранных инвестиций. Широкое обсуждение вопроса обеспечения безопасности бизнеса в России с привлечением к дискуссии всех заинтересованных сторон — наиболее эффективный путь формирования общей социально ответственной и консолидированной стратегии решения проблем. C этой целью 20 апреля была в третий раз проведена Всероссийская конференция «Безопасность бизнеса (Национальные проекты. Антикоррупционные программы)».
Ольга Сизова, эксперт «Консультанта»
Способы захвата собственности становятся все изощреннее, а действия организованных преступных группировок масштабнее, количество корпоративных и внутрикорпоративных конфликтов неуклонно растет.
В такой ситуации позиция невмешательства государства и общества вредна. Например, с одной стороны, мы наблюдаем активную реализацию национальных проектов (только на четыре проекта в прошлом году было затрачено в общей сложности около 3 млрд руб.). С другой стороны, непосредственно до объектов инвестирования средства доходят далеко не в полном размере. Официально это называется «нецелевое использование выделяемых средств», неофициально — политика взяток и откатов. И ответственность за возникновение данной ситуации несут все, кто наживается на «растаскивании» бюджетов. На конференции были озвучены мнения представителей власти, прокуратуры и общественных организаций по этому поводу.
Куда утекают бюджетные средства...
Средства, выделяемые государством на национальные проекты, подвергаются посягательствам как со стороны предпринимателей, так и со стороны чиновников, что, естественно, мешает успешной реализации программ. Прокуратурой сейчас ведется около 800 процессов по фактам хищений бюджетных средств и превышения служебных полномочий. Но самое страшное в данной ситуации, что основной опасности подвергается население, причем и материально, и физически. Так, в рамках реализации национального проекта «Здоровье» в Липецке прокуратура возбудила уголовное дело по сбыту медицинской продукции ненадлежащего качества, а именно антисептиков. В результате подмены пострадали несколько человек.
Менее опасные физически, но весьма существенные в остальных отношениях проблемы возникают с оценкой земель. Монополия на данный вид деятельности приводит к тому, что суммы, которые тратятся на эту услугу, во много раз превышают ее себестоимость. И если это утверждение не вполне справедливо к участкам в востребованных регионах, где цена земли достигает заоблачных высот, то оно вполне адекватно отражает ситуацию в Сибири и вообще на территориях с предельно низкой степенью освоения (тайга или степь). Таким образом, стоимость земли, с одной стороны, совершенно необоснованно возрастает, а с другой — кто-то, безусловно, обогащается за счет полученных за оценку участка средств, и этот «кто-то» явно не участвовал в замерах лично.
Это только два примера из множества, и обязанность государства — предотвращать возникновение подобных ситуаций, закрывая пробелы в российском законодательстве.
...и почему так происходит
Очередные попытки в данном направлении делаются сегодня в сфере защиты интеллектуальной собственности. На настоящий момент это одна из наиболее «шатких» и «дырявых» зон в отечественной правовой структуре. Однако настоящая ситуация совершенно не удивительна, более того, перекладывать ответственность за это на государство в полном объеме несколько несправедливо. Полностью построить за 15 лет правовую структуру в стране, где собственность на протяжении 80 лет была коллективной — невыполнимая задача. С правовой точки зрения само понятие собственности в Советском Союзе было практически уничтожено, и «сверху» регулировалось все, включая курсы валют и банковские ставки. И если сегодня даже в ведущих странах не существует четкого определения интеллектуальной собственности, то что удивляться, что оно не сформировалось в России.
Интересно, что примерно такова же ситуация с землей — она не описана как объект собственности. Правда, в данном случае есть с кого брать пример — в Европе, в том числе в Восточной Германии, земельное законодательство упорядочено, и со специалистами из этих стран осуществляется плотное сотрудничество.
А в отношении рейдерства опыт перенимать уже гораздо сложнее. В Европе и США большинство аспектов корпоративных и внутрикорпоративных отношений не закреплено не только законодательно, но и письменно. При этом отношения по большей части основываются на негласном, но при этом общеизвестном и в некотором смысле неприкосновенном деловом обычае. К примеру, известно, что решение о дополнительном выпуске акций общества должен принимать собственник, оспаривать данное утверждение никому не придет в голову, но законодательно это нигде не закреплено. В России такая система прижиться не может, потому что нашему менталитету ближе постулат «Что не запрещено, то разрешено». Таким образом появляется необходимость закреплять законодательно любую мелочь после возникновения соответствующего прецедента.
Опасная профессия — бизнесмен
Говоря о безопасности бизнеса, необходимо отдавать себе отчет, что речь идет не только о материальных ценностях. Корпоративные захваты — это не просто борьба за деньги и власть, в стремлении завладеть чужой собственностью человеческие жертвы некоторым не кажутся чем-то недопустимым. Да, сегодня борьба за контроль над предприятиями постепенно переходит в правовую плоскость, и за 10 лет количество убийств бизнесменов сократилось в 10 раз. Но только с 2000 года в России было «устранено» 1156 предпринимателей, и большая часть из этих преступлений осталась нераскрытой.
Как штопают дыры в законодательстве
Вспоминая изменения в законодательстве вообще и в сегменте, касающемся борьбы с рейдерством, в частности, первое, на что хочется обратить внимание, — это действие закона о банкротстве. Если раньше захватчики, чтобы завладеть предприятием, банкротили его, то теперь данный путь в 99 случаях из 100 недоступен. Это практически не изменило общее количество захватов, но все-таки закон о банкротстве выполнил свою функцию и перекрыл данный путь для рейдеров. Они стали использовать другие возможности, которые им дают «дыры» в законе об акционерных обществах и смежных с ним актах. Значит, следующий шаг, который должны предпринять законотворцы, — изменить эти документы, чем они сейчас уже и занимаются.
Впрочем, борьбу с корпоративными конфликтами необходимо вести с двух сторон. Так, одновременно с изменениями, направленными на предотвращение захватов, необходимо совершенствовать цивилизованные способы слияний и поглощений. Законодательство в этой области в России еще настолько «сырое», что в некоторых случаях предпринимателю удобнее и быстрее осуществить недобросовестный захват, чем долго и упорно пытаться разобраться в действиях, документах и проверках, которые необходимо соответственно произвести, собрать и пройти, чтобы поглотить вожделенный бизнес. И все это опять же связано с отсутствием у нас в стране такого культурно-правового пласта, как обычай делового оборота.
Но «штопать» законодательные «дыры» бесполезно, если одновременно не бороться с коррупцией. Безнаказанность порождает вседозволенность, а в том, что у российских чиновников полномочия избыточны, сомнений не возникает. Поэтому в первую очередь необходимо избавить их от лишней «нагрузки», тем самым резко сократив возможность злоупотреблять служебным положением. Другой вопрос, что принимать такое решение должны сами чиновники, а самостоятельно лишить себя власти захотят немногие.
Верхи не хотят, а низы не могут?
Предприниматели, столкнувшиеся с коррумпированными должностными лицами при решении самых разных вопросов — начиная с налоговых проверок и заканчивая переделом собственности, — регулярно обращаются в общественные организации и контролирующие органы, уголовные дела по факту взяточничества возбуждаются постоянно, но результативного способа искоренить это явление пока не нашлось. В развитых странах уже накоплен значительный опыт противодействия коррупции. Среди наиболее авторитетных организаций, занимающихся этой проблемой, можно выделить Международную торговую палату (МТП) и ее Антикоррупционную комиссию, которая на протяжении 25 лет специализируется на выработке предложений по противодействию коррупции для международных организаций, национальных правительств и бизнес-сообщества. Различные документы, разрабатываемые комиссией и одобряемые на уровне ООН, относятся к конкретным рекомендациям в таких сферах, как политика, экономика и государственное регулирование. Данные рекомендации могут лечь в основу правил деловой этики российского бизнеса, что, в свою очередь, существенно повлияет на культуру поведения предпринимателей и сократит масштабы коррупции, так как взятка — это все-таки двусторонняя сделка, и она не может осуществиться, если предприниматель откажется платить нечистому на руку чиновнику. В числе прочего рекомендации МТП по борьбе с вымогательством и взяточничеством содержат такие положения:
* о необходимости привлечения к дисциплинарной и иной ответственности сотрудников компаний, использующих коррупционные и иные незаконные методы ведения бизнеса;
* о включении вышеуказанных условий в трудовые договоры;
* об обязательствах каждого сотрудника сообщать в установленном порядке о ставших ему известными проявлениях коррупции и т. д.
Из всего изложенного выше можно сделать четкий вывод, что борьба должна идти как сверху, так и снизу и добиться ощутимых результатов можно только одновременной двусторонней работой. Это касается не только коррупции, но и рейдерства, и многих других проблем государственного значения. Пока бизнес пеняет на власть, а власть на бизнес, ситуация в стране будет изменяться гораздо медленнее, чем это необходимо.