Зевакина Ирина Анатольевна,
ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
С начала 2006 года Управление ФНС РФ по г. Москве ведет активную работу по выявлению организаций, работающих по «теневым» схемам выплаты заработной платы. Многим нашим читателям было бы интересно узнать о действиях столичных налоговиков, направленных на легализацию «серой» зарплаты, и принимаемых ими мерах воздействия на нарушающих закон налогоплательщиков.
Иногда организации в целях экономии налогов показывают официальную заработную плату в районе 2000–3000 руб., а все остальное выплачивают работникам в конвертах. По убеждению некоторых работодателей, при этом достигается существенная экономия ЕСН и взносов в ПФР – в размере 26 процентов от «серой» заработной платы, а также сумм больничных и отпускных. Вполне естественно, что Управление ФНС обеспокоено недополучением сумм налогов и взносов в Пенсионный фонд РФ. Поэтому и вышло в свет Письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.05.2006 N 15-11/290 «О работе налоговых органов г. Москвы по обеспечению полноты уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда».
Как следует из данного документа, налоговое управление столицы разработало порядок автоматизированного отбора и мониторинга налогоплательщиков с низким уровнем официальной заработной платы. Особо пристальным вниманием налоговых органов будут пользоваться организации, зарплата в которых составляет менее 4814 руб. 14 коп., то есть менее величины прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения города Москвы1. По состоянию на начало 2006 г. выявлено 58 516 таких организаций, из них в 15 615 заработная плата ниже минимального размера оплаты труда – 1100 руб. Но зарплата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда, здесь имеет место прямое нарушение трудового законодательства2. Поэтому с такими организациями станут разбираться правоохранительные органы и Инспекция труда г. Москвы.
В настоящее время при Управлении ФНС России по г. Москве создана специальная Комиссия по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда, в состав которой входят представители Правительства Москвы, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ и ФОМС г. Москвы. При каждой московской инспекции действует рабочая группа этой комиссии.
Из 524 организаций, вызванных для объяснения причин низкой заработной платы, почти 400 сообщили о решении повысить зарплату сотрудникам в ближайшее время, а более 70 сделали это до заседаний. К организациям, не повысившим зарплату, налоговые органы станут применять все предусмотренные Налоговым кодексом РФ меры воздействия, в частности:
за грубое нарушение правил учета доходов и расходов – штраф в размере 5000 руб.3;
за неуплату или неполную уплату сумм налога – штраф в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога4;
за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, – штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению5.
Но все эти санкции грозят налогоплательщикам только тогда, когда проведенная налоговая проверка выявит и докажет сам факт недоплаты налогов. По словам налоговиков, для выявления нарушений будет активно использоваться практика совместных проверок налоговых служб и органов внутренних дел. В рамках поставленных задач к организациям, не упорядочившим выплату заработной платы и расчеты по налогам, могут применяться более жесткие меры воздействия, в том числе ограничивающие их финансово-хозяйственную деятельность на территории столицы.
Обратите внимание: к административной ответственности могут привлекаться лишь организации, установившие зарплату работникам ниже 1100 руб. Нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
на должностных лиц – от 5 до 50 МРОТ;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток6.
Когда же организация выплачивает заработную плату выше 1100 руб., но ниже 4815 руб., ее руководители не могут быть привлечены к ответственности только за низкий уровень заработной платы. Но лишь до тех пор, пока сотрудники налоговых служб не докажут, что организация выплачивает «серую» зарплату.
Несмотря на то что налоговые органы не имеют полномочий производить перерасчет зарплаты работников исходя из уровня прожиточного минимума в целях доначисления сумм налогов, администрациям организаций, предприятий или различных фирм следует еще раз вспомнить, что тайное всегда становится явным.
--------------------------------------------------------------------------------
1) Постановление Правительства Москвы от 28.02.2006 N 135-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за IV квартал 2005 г.»
2) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; ст. 133 ТК РФ
3) ст. 120 НК РФ
4) ст. 122 НК РФ
5) ст. 123 НК РФ
6) ст. 5.27 КоАП РФ