07/06/2006, В.А. Лабзенко, генеральный директор компании «Современное право»,
В России издавна существовали три беды: дураки, дороги и налоги. И если с первыми двумя нужно бороться физическими методами, то с последней — только интеллектуальными. Вот поэтому и стали появляться схемы, которые впоследствии были названы налоговыми.
На сегодняшний день существует множество схем, с помощью которых предприниматели пытаются снизить налогооблагаемые базы своих предприятий. Даже книги об этом писать умудряются. И основой большей части таких схем является переложение налогового бремени на специально созданные для этого юридические лица, которые называют по-разному (фонари, помойки, тюльпаны, лютики, технологи и т.п.) и которые зачастую создаются на короткий промежуток времени (отсюда и основное их название — фирмы-«однодневки»).
О том, как предприниматели применяют на практике налоговые схемы с участием технических фирм (фирм-«однодневок») и какие бывают за это правовые последствия, наш обобщенный материал.
Для любого бюджета
Итак, для организации самым распространенным способом снизить налоги является внедрение в ее финансовую деятельность так называемых «технических» фирм, которые, сами по себе, деятельности никакой не ведут, а создаются и используются исключительно для «теневых» операций. Суть участия технических фирм понятна и прозрачна — схемы изначально выстраиваются так, что основное налоговое бремя ложится именно на них. При этом деньги в безналичной форме проходят через такие организации, а затем в безналичной или наличной формах возвращаются к своим истинным владельцам (в чем и заключается смысл операций по обналичиванию).
Само по себе обналичивание денег — полностью законная операция, которая заключается в том, что безналичные деньги проходят по счетам нескольких юридических лиц, а затем снимаются с расчетного счета по чековой книжке руководителем последней фирмы в цепочке (или индивидуальным предпринимателем). Но, рассматривая все эти операции в совокупности, налоговые и правоохранительные органы (кстати, небезосновательно) делают вывод о том, что они производились не для целей хозяйственной деятельности организации, а с целью уклонения от уплаты налогов.
Многообразие схем, внедряемых предпринимателями, поражает. Самые простые из них заключаются в приобретении у технических фирм (естественно, только на бумаге) товаров, работ или услуг. Входящий НДС по таким операциям бизнесмены успешно ставят к зачету, а налогооблагаемые базы по налогу на прибыль уменьшают на суммы этих «приобретаемых» товаров, работ, услуг.
Более сложные схемы (используемые, как правило, в торговле) — это комиссия или агентирование. Смысл их в том, что вся прибыль от сделки, за исключением комиссионного (агентского) вознаграждения, принадлежит хозяину сделки, который дает поручение на ее реализацию (комитент или принципал). Комитентом (принципалом) в этом случае будет выступать техническая фирма. Предприниматели по таким схемам становятся комиссионерами (агентами), а сделки заключают по поручению «однодневки». Налогами по таким операциям облагается только сумма комиссионного (агентского) вознаграждения, которая составляет малую часть от всей суммы сделки.
В сфере производства нередко встречаются еще более сложные схемы, когда технические фирмы по документам осуществляют переработку сырья. В действительности же переработка сырья производится своими силами, а на расчетный счет «однодневки» по договору подряда перечисляется вознаграждение, которое потом возвращается предпринимателям в той или иной форме.
В большинстве своем компании-«однодневки» не имеют ни офиса, ни телефона, ни директора. Этих фирм, как таковых, в природе не существует. Кроме того, через них, как правило, проводят операции тысячи и тысячи предприятий: оборот у них колоссальный. Отсюда и вытекает большинство проблем работы с ними. Перечислим основные из них:
— руководители организаций хранят печати фирм-«однодневок», справки, накладные, счета-фактуры и другие документы, связанные с ними, но не имеющие никакого отношения к организации, у себя в офисе, где сотрудники ОБЭПа регулярно находят их при проведении проверок хозяйственной деятельности;
— учредитель и директор «однодневки» зачастую и не знает, что у него есть фирма и что через нее проходят огромные деньги. Более того, иногда сам директор и заявляет в правоохранительные органы о том, что его имя недобросовестно используют для регистрации технических фирм;
— «однодневка» не имеет каких-либо координат (ее нет в природе), и вопросы о том, когда, где и с кем велись переговоры перед подписанием контракта на большую сумму, остаются без ответа.
Конечно, есть на рынке и еще более сложные схемы, в которых контрагентами выступают технические фирмы с живыми директорами, телефонами, офисами, интернет-сайтами и другими атрибутами хозяйствующих субъектов. Такие компании сдают бухгалтерскую и налоговую отчетность, платят небольшие налоги и выдерживают встречную налоговую проверку.
Встречается даже такая услуга, как «выезд директора компании» на встречу, в налоговую инспекцию, в милицию и т.д. Естественно, подобные схемы более безопасны, поскольку фирма-контрагент на самом деле существует. Но нужно иметь в виду, что их стоимость на порядок дороже стандартных схем, так как бремя содержания этих фирм (зарплата директору, налоги, абонентская плата за телефон, аренда офиса, содержание интернет-сайта и т.п.) полностью ложится на бизнесмена, использующего такую схему.
Не пойман — не вор
При работе с такого рода контрагентами нужно постоянно помнить о том, с чем имеете дело и какие при этом бывают правовые последствия. И, как ни странно, руководители организаций часто являются причинами всех своих несчастий. В большинстве случаев сами предприниматели (или их бухгалтеры) помогают налоговым и правоохранительным органам раскрывать свои же налоговые схемы. «Каким образом?!» — спросите вы.
1. Обнаружение печатей фирм-«однодневок» в офисах компаний. Понятно, что само по себе хранение печатей криминалом не является. Но зачем давать сотрудникам государственных органов лишний повод или намек на то, чем компания занимается в свободное от основной деятельности время?
2. Сомнительность или нестандартность операций для конкретного вида бизнеса. Сотрудники Федеральной налоговой службы или милиции порой удивляются, какие операции и в каких количествах осуществляют предприниматели при использовании налоговых схем (например, одна торговая компания по документам ежемесячно «закупала» маркетинговые исследования на сумму 50–70 тыс. долларов США. Ну кто в это поверит?).
3. Отсутствие каких-либо координат или контактных лиц со стороны контрагента. Какой сотрудник милиции или налоговой инспекции поверит в то, что предприниматель регулярно платил огромные суммы своему контрагенту, которого он даже в глаза ни разу не видел, да к тому же и не помнит номер его телефона и место нахождения?
4. Регулярная (раз в 2–3 месяца) смена контрагентов без каких-либо на то объективных причин. Очень неубедительно звучит история о том, что «нас перестало удовлетворять качество оказания той фирмой услуг и мы выбрали вот эту!» в то время, когда форма договора абсолютно не изменилась, все накладные и акты были подписаны одной рукой, обе фирмы не сдают отчетность, не подают налоговые декларации, не платят налоги и имеют директоров, которые находятся в федеральном розыске.
5. Незнание директора (учредителя) фирмы-«однодневки» о его отношении к некой компании, «успешно работающей на рынке». Сотрудников милиции или налоговой инспекции особенно настораживают ситуации, когда предприниматель изо всех сил старается доказать свою добросовестность в сотрудничестве с технической фирмой в то время, когда директор последней пишет в милицию заявление с просьбой пресечь недобросовестное использование неустановленными лицами его имени в сомнительных операциях, утверждая при этом, что все договоры, акты, накладные и другие документы подписывал не он.
6. Разговоры по телефону (мобильному, городскому) — одна из причин всех бед, которые с нами случаются. Простой пример — Содбизнесбанк. При постановлении обвинительного приговора суд обосновал свою позицию, ссылаясь, в том числе, и на распечатки телефонных разговоров сотрудников банка со своими клиентами.
7. Встречные проверки, во время которых устанавливается, что обнаружить такую фирму просто невозможно, так как ее не существует в природе.
Это лишь малая часть признаков, по которым сотрудники государственных органов распознают налоговые схемы, внедренные на предприятиях. Но мало установить факт, что тот или иной предприниматель является недобросовестным налогоплательщиком, это еще нужно грамотно доказать. Сотрудники контролирующих (правоохранительных) органов и это делать научились.
Для этого они в первую очередь принимают от директора (учредителя) фирмы-«однодневки» заявление, в котором тот сообщает о существовании неизвестного ему юридического лица, где он является учредителем и/или директором, и просит пресечь дальнейшие попытки использования его имени и паспортных данных для ведения хозяйственной деятельности этого юридического лица.
Затем сотрудники милиции делают запрос в налоговую инспекцию по месту учета технической фирмы, которая дает официальный ответ: «ООО «Фонарь–2005» не представляет бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Установить его реальное место нахождения невозможно».
Иногда сотрудники государственных органов делают запрос в банк на получение выписки по расчетному счету. Большой объем операций и огромное их разнообразие прямо говорят, что фирма используется как техническая. Ну не может реально живущая компания одновременно оказывать маркетинговые услуги и торговать цементом!
Далее делается запрос собственнику здания по месту нахождения «сомнительной» фирмы. Владелец помещения присылает ответ:«Никаких отношений с ООО «Рога и копыта» не существует и никогда не существовало, договор аренды нежилых помещений не заключался, юридический адрес указанному юридическому лицу не предоставлялся».
Иногда даже бывают случаи, когда сотрудники милиции отправляют запрос в ЗАГС и получают ответ о том, что учредитель (он же директор) умер задолго до регистрации на его имя юридического лица.
И, наконец, сотрудники экспертно-криминалистического центра МВД проводят экспертизу подписи на договорах, актах, накладных и других документах и выдают справку об исследовании подписи, из которой следует, что подпись на документах выполнена не официальным директором юридического лица. Имея в наличии такую информацию, вряд ли кто из сотрудников милиции или налоговой инспекции усомнится, что контрагент организации является фирмой-«однодневкой».
Главное — безопасность
Процедура обнаружения схем по уклонению от уплаты налогов и привлечения должностных лиц предприятия к ответственности весьма простая.
Сначала руководитель налоговой инспекции выносит решение о проведении выездной налоговой проверки организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Причем, очень часто в состав проверяющих вводятся сотрудники милиции (отдела или управления по налоговым преступлениям).
По итогам проведения проверки, после установления фактов отношений организации с «нехорошими» компаниями, сотрудниками налоговой инспекции и милиции составляется акт, после чего руководитель (его заместитель) налоговой инспекции выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности (доначисляются налоги, начисляются пени и штрафы). В случае, если имеются данные о неуплате больших сумм налогов (более 500 000 руб.), данный материал передается в следственные органы МВД для принятия решения о возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов.
Самый страшный документ для любого предпринимателя — постановление о возбуждении уголовного дела, поскольку это означает не только огромные моральные и психологические неудобства, но и череду предстоящих допросов и обысков, а это для любой компании — уже непосредственные физические убытки. Более того, очень часто уголовные дела заканчиваются предусмотренными в соответствующих статьях Уголовного кодекса наказаниями.
Статистика — вещь упрямая: 99,7 процентов всех приговоров, постановленных судами по уголовным делам, — обвинительные.
Таких последствий не пожелаешь никому, поэтому есть несколько правил для предотвращения их наступления.
Во-первых, все шаги, направленные на оптимизацию налогового бремени,обязательно согласовывайте с вашим юристом. Только он сможет подсказать, какие схемы можно внедрять на предприятии и к каким последствиям это приведет.
Во-вторых, безопасных на 100 процентов схем не бывает. В любом случае готовьтесь к тому, что сотрудники налоговых (правоохранительных) органов рано или поздно попросят вас описать отношения со всеми вашими контрагентами.
В-третьих, помните, что дешевые схемы вообще не могут быть безопасными, дешевизна несет в себе больше рисков, чем выгод. Более-менее безопасные схемы очень сложные и дешевыми быть не могут по определению.
В-четвертых, никогда не держите у себя в офисе печати и иные атрибуты сторонних организаций, чтобы при проверке не вызывать у проверяющих лишних вопросов.
И, наконец, в-пятых, если уж и работаете с такими фирмами, ни за что не признавайтесь в этом проверяющим. Помните, чистосердечное признание — самый короткий путь в…