Письмо Минфина России от 05.04.06 № 03-03-04/1/322 "Об отнесении к рекламным расходам платы за право на размещение информации и рекламы"
Ирина Петухова, эксперт «УНП»
Плата за право на размещение вывески с названием магазина является рекламным расходом. К такому выводу пришли специалисты Минфина России в письме от 05.04.06 № 03-03-04/1/322. Соответственно в налоговом учете такие затраты можно списать единовременно (п. 4 ст. 264 НК РФ). Рассуждения финансистов свелись к тому, что сама вывеска на основании Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» является наружной рекламой. Это связано с тем, что вывеска направлена на поддержание интереса к ее обладателю или к его продукции. А это главные признаки наружной рекламы (Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»).
Такая позиция финансистов идет вразрез с устоявшейся практикой определения вывески и с мнением Высшего арбитражного суда по этому вопросу (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»). Так, суд признал, что указание своего наименования на вывеске по местонахождению преследует не рекламные, а иные цели. Например, обозначение места входа в занимаемое помещение. Поэтому вывеска не может рассматриваться как реклама. Более того, закон о защите прав потребителей обязывает доводить до потребителя наименование организации, адрес и режим работы (ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1).
В налоговом учете вывеска с наименованием организации стоимостью более 10 000 рублей и сроком эксплуатации свыше 12 лет всегда признавалась основным средством. Причем плата за право на размещение вывески увеличивает ее стоимость. Поэтому расход списывается путем начисления амортизации (ст. 256, 257 НК РФ). Если же цена вывески меньше 10 000 рублей, то это уже будет материальный расход. Он признается в полной сумме по мере передачи вывески в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Новое же мнение Минфина может послужить поводом для споров по вопросу учета вывески в налоговом учете. Тем более что действующее законодательство о рекламе не проводит четкую грань между вывеской и наружной рекламой. Правда, спорная ситуация продлится недолго. Ведь с 1 июля этого года вступает в силу новый закон о рекламе (Федеральный закон от 13.03.06 № 38-ФЗ). И в нем четко прописано, что он не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера (подп. 5 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ).