Автор статьи: Елена Крюкова
Эксперт журнала «Sales business/Продажи»
Прибыль компании можно повысить как увеличением продаж, так и снижением убытков. Одна из «расходных» статей – воровство персонала. Как с ним бороться?
Oбычно торговые сети ежемесячно недополучают в среднем 1–2% прибыли, что уже считается «нормой». Причина – кражи персонала. Если этот показатель превышает 7%, то эксперты по безопасности рекомендуют увольнять не только низовой персонал, но и менеджеров, при чьем попустительстве совершаются хищения.
Утечка прибыли происходит по двум каналам. Если воровство руководителей, менеджеров помогает выявить внутренний аудит (для этого достаточно одного квалифицированного специалиста), то вскрывать факты хищения товара рядовым персоналом более хлопотно и дорого.
Воровство в торговом зале
Есть несколько «щелей» в каждом торговом предприятии, и обычно они известны опытным руководителям. Это служебные выходы, кассы, транспортные выезды, через которые воры могут пронести украденный товар. Бороться с ними помогает техника и особенно самый популярный ее вид – телекамеры.
Средняя стоимость охранной техники – не менее 2000 долларов за каждые 100 м обзора. В зависимости от задач, бюджета и рекомендации специалиста по безопасности можно установить «частокол» из стационарных недорогих (по 500 долларов) камер, видимых покупателям и персоналу, или «купольную» камеру с большим обзором. А можно приобрести за 20–35 тыс. долларов рельсовую скрытую камеру, позволяющую делать «наезд» на особо подозрительный объект – по длине более 250 м.
Даже муляж камеры над рабочим местом снижает воровство, потому что создает видимость постоянного наблюдения за персоналом. Реально работающие приборы сегодня пресекают до 80% хищений, но техника дает значительный эффект только в сочетании с работой опытных охранников, которые по скупым жестам работника могут понять, что он совершает преступление.
Сегодня есть не только обычные стационарные камеры, но и с дистанционным управлением – на поворотных шарнирах. Есть новинки – рельсовые – для скрытого подъезда к выбранному объекту, с объективом, позволяющим приблизить изображение нужного объекта. Ранее были камеры, которые включались автоматически как только человек проходил между стеллажами.
В последнее время разработаны такие камеры, которые включаются автоматически в тот момент, когда человек касается товара на стеллажах склада (они подают сигнал охраннику, наблюдающему за мониторами).
Камеры устанавливают в разных точках, открытых для покупателей и клиентов, примерно на расстоянии 100 м друг от друга, между стеллажами – камеры «прицельного наведения» стационарные или поворотные; «купольные» – на открытых местах для широкого обзора; «с наведением» (особенно дорогие – до 5000 долларов) – над ценными товарами. Они помогают выявить воров не только среди покупателей, но и среди сотрудников, но только в том случае, если охрана на пульте наблюдения хорошо знакома с обязанностями персонала, то есть знает, кому положено находиться в торговом зале и в каких местах.
Для охраны внутренних помещений камеры устанавливаются над входом в торговый зал и складские помещения, в разделочных цехах, на входе в магазин, включая крыльцо, стоянку и мусорные баки, где порой прячут украденные вещи сотрудники фирмы (в основном уборщики и грузчики).
ACCESS позволяет создать систему разных допусков, чтобы работники не заходили в помещения, в которых хранятся товары и где им по технологическому процессу нечего делать.
У каждого свой «фирменный способ» воровства с использованием служебного положения.
Мошенничество кассиров
Воровство в одиночку совершается при «доработке» установленной электронной программы на кассах таким образом, что к каждой покупке клиента добавляется несколько рублей. При этом редкий покупатель замечает разницу между ценниками и чеком. Нечестный кассир обычно «снимает» себе в карман около 2–5% от общей суммы покупки.
Кассир может пробить дважды товар, при этом один из них берет себе. Такое правонарушение чаще всего совершается в отношении владельцев пластиковых карточек.
С данными хищениями помогают бороться:
проверки программ электронных касс;
надзор старшего кассира;
использование «тайного покупателя», совершающего контрольную покупку.
ВОРОВСТВО С СООБЩНИКОМ происходит следующим образом: кассир по договоренности со знакомым принимает его как рядового покупателя, берет выбранные им продукты, но не все товары пропускает через кассу – он имитирует жест, как будто подносит штрихкод к прибору, снимающему с него информацию. Благодаря такой имитации покупатель оплачивает только несколько недорогих товаров.
Знакомый покупатель берет несколько одинаковых предметов, а кассир принимает к оплате только один из них, вместо того чтобы умножить на количество предметов, остальные пропускает без оплаты.
Манипуляции с чеком возможны в том случае, если покупатель оставляет его на кассе. Вместе с сообщником (чаще всего со старшим кассиром), предоставляющим документы, кассир оформляет ложный возврат денег.
Против воровства кассира помогают бороться:
камеры над кассой;
система ASURA;
контроль старшего кассира и охранника за кассами.
Продавцы-злоумышленники
Они в одиночку выносят товары в служебное помещение, а затем, спрятав под одеждой или в сумке, – через служебный вход. Они также не пробивают вовремя чек покупателю, а нарочно продлевают обслуживание, например уточняют цену, ищут упаковку, отвлекаются на разговоры с клиентами или коллегами так, чтобы покупатель ушел, не дождавшись, когда ему отдадут чек. Злоумышленники оплату кладут себе в карман. При сговоре с охранником или кассиром товар проносят через выход для покупателей.
С этими хищениями помогают бороться:
камеры, расположенные в помещениях магазина, на выходе из торгового зала в служебное помещение и над кассой, для наблюдения «неслужебных» перемещений продавцов;
периодические или постоянные проверки на выходе, личный досмотр;
в фирмах и небольших магазинах «таинственный покупатель» делает контрольную закупку.
Что делают в фирмах с пойманным вором?
– Вора увольняют сразу после обнаружения факта кражи, как это делают в западных компаниях, например IKEA, в отношении персонала любого уровня. При этом чаще всего используется формулировка «увольнение по соглашению сторон» (в соответствии со статьей 78 Трудового законодательства РФ), позволяющая расстаться немедленно, без отработки двухнедельного срока.
– Вора оставляют «под присмотром» на рабочем месте и постоянно высчитывают из зарплаты определенный процент «за принесенные убытки», как это делается во многих российских компаниях, особенно малоизвестных и с небольшим фондом заработной платы (чаще всего в отношении кассиров, особо дефицитных на рынке труда).
– Вора увольняют в течение двух недель «по собственному желанию», но при этом проводится инвентаризация товаров и материальных ресурсов, которые были ему доступны. Если нет возможности подсчитать ущерб, то руководитель предлагает немедленно для покрытия ущерба вернуть сумму, которую определяют условно.
– Вора передают в милицию сотрудники самой фирмы или ЧОПа (частного охранного предприятия, курирующего работу данной компании), и сотрудники МВД возбуждают уголовное дело. Но это делается в крайних случаях, так как обычно руководители фирмы не желают подключать «органы» к внутренним делам фирмы, хотя милиция охотно принимает такие практически раскрытые дела. Один случай передачи уголовного дела в милицию имеет большой резонанс для остального персонала – воровать начинают меньше.
Как уволить вора из компании
Если вор пойман при свидетелях и с поличным, о чем был своевременно составлен соответствующий акт, и принесенный ущерб превысил сумму примерно 100 долларов, то увольнение возможно с соблюдением всех формальностей по статьям 243 и 244 Трудового законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми на работников может быть возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю при исполнении ими трудовых обязанностей – при условии, если с ними предварительно был заключен договор об этой ответственности. Такой договор можно подписывать со всеми, кто связан с обслуживанием материальных ценностей – хранением, обработкой, отпуском материальных ценностей на различных производственных участках, с продажей товаров, с сопровождением и доставкой груза, багажа и т. п.
Есть образцы типовых договоров, составленные в соответствии с постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Уволить сотрудника можно при наличии такого договора, а также учетных записей, в которых указано, что работник такой-то товар или деньги принял (естественно, что решение принимается после выяснения причин, почему сотрудник не обеспечил сохранность данных материальных ценностей).
Возможно также увольнение работника на основании «утраты доверия со стороны работодателя» (в соответствии с п. 7 ст. 81 ТК РФ)
Личный опыт
Проблемы безопасности – проблемы людей, и источниками их являются люди
Александр Митрофанов
Директор Центра аналитических исследований группы охранных предприятий «МИГ»
Установить безопасность невозможно, поскольку это не памятник, а процесс управления деятельностью фирмы – всеми факторами, как внутренними, так и внешними.
Проблемы безопасности – это проблемы людей, и источниками их являются люди. С людей и надо начинать (в зависимости от подобравшегося коллектива). При этом надо учитывать не только сотрудников, но иногда и акционеров компании, которые воруют у своих же партнеров, или топ-менеджмент, который уводит у акционеров всю компанию.
Превентивно бороться с воровством в фирме помогают гармоничная корпоративная культура, тщательный подбор персонала, достойная оплата труда сотрудников и работников охраны (отсутствие мелочной скупости в этих вопросах), правильное построение бизнес-процессов (например, исполнение и контроль – это РАЗНЫЕ функции РАЗНЫХ людей, а не одного-единственного охранника).
Вопрос об управлении безопасностью – очень конкретный. Для каждой компании – свой рецепт. Нет средства, которое могло бы помочь во всех случаях жизни. Не спасает даже применение «детектора лжи», а потом медленное «обжаривание на углях» непонравившихся работников и нарушителей.
Методы проверки могут быть разными для каждого конкретного случая и человека: проверка данных, которые сотрудники о себе сообщают, – это первый этап. И контроль за ситуацией. Для этого и существует корпоративная разведка.
Но управлять-то собственной безопасностью все равно придется вам самим как руководителю. И ответственности с вас никто не снимет...