Н. Коршунова, налоговый консультант
Не позднее 20 апреля фирмам и предпринимателям, которые платят НДС поквартально, предстоит впервые сдать налоговую декларацию по измененной форме. В статье мы расскажем о заполнении этого отчета, а также об официальных разъяснениях Минфина по новому порядку расчета НДС.
Форма декларации по НДС, применяемая с 2006 года, утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 163н. То есть те, кто отчитывается ежемесячно, за январь 2006 года должны были представить отчет уже по новой форме. А вот малым предприятиям, которые сдают декларации поквартально, можно сказать, подфартило: они смогли спокойно изучить утвержденную форму, так как на подготовку отчета за I квартал 2006 года им отведен срок до 20 апреля.
Прежде всего напомним, какие фирмы имеют право сдавать декларацию по НДС не ежемесячно, а лишь раз в квартал. Единственный критерий поквартальной сдачи отчетов – выручка без учета НДС за каждый месяц квартала. Она не должна превышать двух миллионов рублей. Учтите, что такой лимит установлен новой редакцией статьи 163 Налогового Кодекса.
Обратите внимание: предупреждать инспекцию о том, что вы отчитываетесь поквартально, не нужно. Это правило применяется «автоматически» на основании данных о выручке.
Справкам быть или не быть?
Вместе с отчетом по НДС за первый налоговый период фирмам и предпринимателям рекомендовано сдать справки о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности на 1 января 2006 г. Такое пожелание было высказано в письме ФНС России от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85@. Кстати, вдогонку к этому документу налоговая служба выпустила письмо от 31 января 2006 г. № ММ-6-03/100@, в котором предложен доработанный вариант справки о состоянии кредиторской задолженности.
На семинаре, который состоялся уже после того как «первопроходцы» сдали декларации за январь 2006 года, бухгалтеры смогли поделиться впечатлениями. Выяснилось, что в некоторых ИФНС инспекторы наотрез отказывались принимать декларации без справок, а в других, наоборот, были крайне удивлены тому, что бухгалтеры приложили указанные документы к декларации.
И хотя форма справок да и сама процедура их представления являются лишь рекомендацией ФНС, пренебрегать ими не стоит. Такое мнение высказал ведущий семинара, аудитор, налоговый консультант Михаил Юльевич Скапенкер. По его словам, при первой же камеральной проверке инспекторы смогут потребовать данные справки в качестве документов, подтверждающих расчет налога. Также он отметил, что тем, кто уже сдал справки, но обнаружил в них ошибки, ничто не мешает сдать уточненные расчеты.
Сэкономьте свое время
Теперь обратимся непосредственно к изменениям, которые претерпела форма отчета по НДС. Подробная инструкция по заполнению отчета приведена в приказе Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 163н. Обновление декларации связано прежде всего с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2006 года. В результате некоторые строки отчета поменяли свое предназначение, а сам он стал тоньше: количество листов в «обычной» декларации сократилось с 13 до 10, а отчет по нулевой ставке «похудел» сразу с 14 до 5 страниц.
Надо заметить, что многие бухгалтеры по привычке представляют в инспекцию все листы декларации по ставке 18 и 10 процентов, хотя требуется это далеко не всегда. Если вы не хотите усложнять себе работу, вам будет полезно узнать следующее. Любой плательщик налога должен заполнить и сдать в ИФНС следующие обязательные разделы отчета:
титульный лист;
раздел 1.1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»;
раздел 2.1 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета)».
Сдавать или нет остальные разделы? Это зависит от того, какие операции фирма провела в отчетном периоде (месяце или квартале).
Две составляющие налоговой базы
Теперь подробнее остановимся на том, как именно изменения в законодательстве 2006 года повлияли на форму декларации по ставке 18 и 10 процентов.
В связи с обязательным переходом всех фирм с 2006 года на политику «по отгрузке», у предприятий, которые ранее определяли НДС «по оплате», в раздел 2.1 попадет налоговая база по продаже товаров (работ, услуг), образовавшаяся:
при отгрузке товара (выполнении работ, оказании услуг) в 2006 году;
при получении платы за товар (работу, услугу), отгруженный в 2005 году или ранее.
Сумму налога по последней операции нужно раскрыть в отдельной строке 070. Как сказано в инструкции по заполнению декларации, в нее вписывают «сумму налога при погашении дебиторской задолженности за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права». Это как раз и касается случая, когда фирма до 2006 года работала «по оплате», в предыдущие годы реализовала товар, а оплату получила лишь в этом году. Если вы до 2006 года начисляли НДС «по отгрузке», тогда строку 070 заполнять не нужно.
Обратите внимание, что в строки 010 – 070 не включают операции:
по реализации товаров, которые не подлежат налогообложению;
по реализации товаров, которые облагают по нулевой ставке налога;
по передаче товаров другим лицам, если эта операция не признается реализацией.
Восстановление НДС
В новой форме декларации появилась строка 170. В ней отражают сумму НДС, подлежащую восстановлению, которая ранее была правомерно принята к вычету. Это связано с тем, что с 2006 года все основания для восстановления НДС четко прописаны в статье 170 Налогового кодекса. Так, фирме необходимо восстановить налог, если она:
передала имущество в уставный капитал другой организации;
ввела в эксплуатацию основное средство или нематериальный актив, поставила налог к вычету, а спустя какое-то время начала использовать имущество в не облагаемых налогом операциях (например, получила освобождение от уплаты НДС, начала реализовать продукцию, освобожденную от налога и др.);
купила какое-то имущество, находясь на традиционной системе налогообложения, приняла налог к вычету, а начала использовать это имущество, перейдя на спецрежим («упрощенка», ЕНВД).
В рядах агентов пополнение
Раздел 2.2 декларации заполняют фирмы, которые удерживают и уплачивают НДС за другие организации (то есть являются налоговыми агентами). Роль агента фирма должна выполнить в следующих случаях:
при покупке товаров (работ, услуг) на территории России у иностранной компании, которая не стоит на налоговом учете в России;
при аренде государственного имущества;
при продаже конфискованного, бесхозного или скупленного имущества;
при участии в расчетах в качестве посредника и продаже имущества иностранной компании, не зарегистрированной в России.
Обратите внимание, что последний вид налоговых агентов появился только с 2006 года.
Если фирма удерживает налог более чем у одного налогоплательщика (иностранного лица, арендодателя и др.), тогда раздел 2.2 нужно заполнить на каждого в отдельности. Если она удерживает налог лишь у одного лица, но по разным договорам, тогда раздел 2.2 она заполняет на одном листе.
В предыдущей версии раздела 2.2 декларации были прописаны основания для удержания агентом НДС в отдельных строках. В новой версии раздела 2.2 эти основания зашифрованы кодами. Значения кодов приведены в Инструкции по заполнению декларации.
Внимание: экспорт
Экспортеры, которые реализуют товар в режиме экспорта, как обычно, заполняют отдельную «нулевую» декларацию. Главное отличие новой декларации в том, что в разделах 2 и 3 виды реализации зашифрованы кодами. Каждой операции присвоен свой код. Расшифровку этих кодов вы можете найти в приложении 1 к порядку заполнения декларации.
Стоит обратить внимание на раздел 4 «нулевой» декларации. Этот раздел полностью совпадает с одноименным разделом предыдущей версии отчета. В нем по-прежнему нужно указывать стоимость товаров, по которым предполагается применение нулевой ставки НДС и налоговые вычеты, связанные с этой реализацией. Раздел 4 заполняют отдельно по каждому факту состоявшейся отгрузки товаров на экспорт. Единственное отличие новой формы в том, что теперь этот раздел заполняется не справочно, а наравне с остальными листами декларации и требует заверения руководителем и главным бухгалтером фирмы.
Ловите письма
Как заметил г-н Скапенкер, нововведения 2006 года по НДС несут в себе много неясностей. И следить за письмами официальных ведомств сейчас полезно, как никогда, ведь для фирм это прежде всего возможность узнать позицию проверяющих по спорному вопросу. Получив информацию, компании смогут оценить вероятность претензий со стороны налоговиков в будущем.
Остановимся подробнее на двух официальных разъяснениях Минфина по новому порядку расчета НДС, которые попали в распоряжение организаций в начале этого года.
По многочисленным просьбам читателей
Как известно, пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ для фирм и предпринимателей, применявших до 2006 года учетную политику «по отгрузке», установлен полугодовой переходный период по вычетам. Напомним: упомянутый порядок предусматривает, что НДС по неоплаченной задолженности поставщикам может быть принят к зачету равными долями в течение I полугодия 2006 года вне зависимости от факта оплаты.
Это правило мгновенно вызвало у бухгалтеров вопрос: если в одном из месяцев фирма оплатит поставщикам товаров (работ, услуг) больше чем на 1/6 от общей кредиторской задолженности, то можно ли будет поставить в зачет всю сумму оплаченного вычета и как распределять незачтенную часть на оставшиеся месяцы?
Специалисты Минфина не стали перекладывать решение этого вопроса на плечи налоговых инспекторов на местах и выпустили в качестве разъяснения письмо от 10 февраля 2006 г. № 03-04-15/31, числовой пример из которого мы приводим ниже.
Пример
Фирма применяла до 2006 года учетную политику «по отгрузке». Налоговым периодом по НДС признается календарный месяц. Сумма кредиторской задолженности с учетом НДС на 1 января 2006 года составила 3933 руб. (в том числе НДС – 600 руб.). В течение I полугодия 2006 года данная задолженность погашалась следующими платежами. В январе организация оплатила 472 руб. (в том числе НДС – 72 руб.), в феврале -1180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.), в марте 1416 руб. (в том числе НДС – 216 руб.), а в апреле, мае и июне оплата кредиторской задолженности не производилась.
Сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона № 119-ФЗ, составляет 1/6 от 600 руб., то есть по 100 руб. ежемесячно в течение первого полугодия 2006 года. Однако в связи с тем, что фирма гасила кредиторскую задолженность неравномерно, в данной ситуации, по мнению Минфина, предъявлять к вычету НДС можно в следующих суммах. Налоговый период (месяц) 2006 года
Сумма НДС, фактически уплаченная налогоплательщиком
Сумма НДС, на которую налогоплательщик вправе произвести вычет
январь
72
100
февраль
180
180
март
216
216
апрель
-
100
май
-
4
июнь
-
-
Итого
468
600
В указанном письме специалисты финансового ведомства делают следующие выводы:
если в налоговом периоде поставщикам перечислен НДС в сумме, меньшей 1/6 от общей кредиторской задолженности, то к вычету ставится расчетная величина налога (1/6) (в примере – январь);
если в налоговом периоде уплаченная сумма НДС превысит расчетную величину (1/6 от общей кредиторской задолженности), то фирма вправе поставить к зачету фактически уплаченную сумму НДС (в примере – февраль, март). При этом перерассчитывать размеры долей неоплаченных сумм НДС, подлежащих вычету в последующих периодах, не нужно (в примере – апрель);
если впоследствии расчетная величина (1/6 от общей кредиторской задолженности) превысит остаток НДС по кредиторской задолженности, то к вычету можно поставить только оставшуюся непредъявленную часть налога (в примере – май, июнь).
Отдельно Минфин разъяснил порядок предъявления вычетов по основным средствам и нематериальным активам, которые до 1 января 2006 года поставлены на учет, но к началу года оплачены были лишь частично. В прошлом году НДС с частичной оплаты оставался «зависшим», поскольку поставить в зачет разрешалось только всю сумму НДС сразу при полной оплате приобретаемого имущества. По мнению финансистов, сумму НДС по частичным оплатам, не принятую к вычету до 2006 года, отражают по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» в месяце, когда будет предъявлена последняя сумма НДС по кредиторской задолженности, которая числится по данному активу на 1 января 2006 года.
Письмо счастья
Проблема суммовых разниц при реализации по договорам в условных денежных единицах до 2006 года касалась только тех, кто рассчитывал НДС «по отгрузке». С этого года данный метод применяют все фирмы и предприниматели без исключения, и поэтому никто не останется в стороне от вопроса уплаты НДС с суммовых разниц.
С момента введения в действие главы 21 Налогового кодекса в 2001 году, вопрос корректировки базы по НДС на величину суммовых разниц оставался открытым. Многочисленные разъяснения налоговой и финансовой службы были противоречивы и менялись во времени.
Однако в начале этого года было опубликовано письмо Минфина России от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116, которое, по-видимому, поставит точку в этом спорном вопросе. В письме говорится о том, что база по НДС, рассчитанная в момент отгрузки, не может быть уменьшена на отрицательную суммовую разницу в случае, когда к моменту оплаты поставки курс иностранной валюты снизился. Хотя при повышении валютного курса положительная разница должна облагаться налогом на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса. На практике это означает, что фирме не придется корректировать базу периода, в котором произошла отгрузка, и подавать уточненную декларацию, а нужно лишь увеличить на суммовую разницу базу периода, когда поступила плата за поставку.
Но, пожалуй, самым ценным в этом письме является абзац, который гласит следующее: «Одновременно сообщаем, что применение НДС по указанным в настоящем письме вопросам производится без проведения перерасчетов за истекшие налоговые периоды при применении налогоплательщиками иного порядка на основании разъяснений Минфина и налоговых органов».
По сути эта фраза дает своеобразную «индульгенцию» тем фирмам, которые, несмотря на существование противоположных разъяснений, применяли письма чиновников, выгодные для себя. То есть, несмотря на позицию, изложенную в указанном письме, штраф по прошлым периодам организациям платить не придется.
Благодарим за помощь при подготовке материала группу компаний «Элкод».
внимание
Фирмы и предприниматели, которые закупают товары в республике Беларусь, заполняют отдельную форму декларации по НДС и косвенным налогам. С 2006 года применяется новый бланк, утвержденный приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 163н.