Мы продолжаем серию публикаций, посвященных теме подбора персонала в крупных компаниях, работающих на российском рынке (напоминаем, что наши статьи основаны на результатах специально проведенного статистического исследования). В предыдущих выпусках CF шла речь о методах отбора кадров (CF, № 15) и формализации требований, предъявляемых к кандидатам (CF, № 17). Сегодня же подробно поговорим о требованиях, предъявляемых к интервьюеру.
В различных теоретических разработках по вопросам управления персоналом часто говорится, что собесе-дование является «слабым» средством выявления подходящих кандидатов, так как в процессе собеседования кандидат оценивается, как правило, лишь по первому впечатлению. Кроме того, многие отборочные собеседования проводятся людьми, которые не имеют специальных знаний по подбору персонала и четкого представления о последствиях принимаемых ими решений.
В то же время большинство респондентов - практикующих менеджеров по управлению персоналом - считают интервью самым эффективным методом оценки кандидата, но только в том случае, если процессу проведения интервью уделяется максимальное внимание, и к интервьюеру предъявляются определенные требования.
Какими же специальными знаниями и навыками, по мнению наших респондентов, должен обладать настоящий интервьюер?
- опытом проведения интервью (39%);
- интуицией, умением «чувствовать» человека (28%);
- ясным представлением о специфике бизнеса компании и ее структуре (22%).
Интересно, что 33% опрошенных считают, что интервьюеру достаточно иметь лишь опыт в управлении персоналом вообще. 22% придают особое значение личностным характеристикам и компетенциям - интервьюеру необходимы прекрасные коммуникативные навыки, доброжелательность по отношению к собеседнику и умение избегать возможных конфликтов.
Что касается специального образования интервьюера (психологического, социологического и т.п.), то 17% приветствуют специалистов такого профиля. В то же время некоторые респонденты поставили в «минус» наличие у интервьюера именно психологического образования, так как эти специалисты рассматривают кандидатов под определенным углом, с «клинической» точки зрения. С другой стороны, есть и компании, которые в некоторых случаях специально приглашают на собеседование профессиональных психологов.
Среди участников опроса 17% отмечают тот факт, что интервьюер должен задавать вопросы таким образом, чтобы получить на них исчерпывающие ответы кандидата.
Кроме того, 11% респондентов утверждают, что сотрудник, проводящий собеседование, является для кандидата, в первую очередь, «лицом» компании. Поэтому интервьюер должен производить хорошее впечатление на кандидатов, в том числе и на тех, кто не подошел на вакантную позицию, - они не должны покидать компанию с чувством неудовлетворенности и обиды. Нельзя забывать и то, что каждый кандидат является потенциальным клиентом компании, ведь впоследствии он может стать ее деловым партнером. Поэтому интервьюер должен общаться с кандидатом «на равных», не принимая покровительственный тон по отношению к кандидату и собеседование должно проходить «на равных».
Как отметили 6% респондентов, необходимым качеством для любого интервьюера является объективность. К тому же, чтобы быть профессиональным интервьюером, нужно иметь своего рода «призвание». Поэтому сотрудников, имеющих способности к проведению интервью, следует развивать в данном направлении с помощью специальных тренингов, семинаров, стажировок.
Требования к интервьюеру могут быть формализованы или не формализованы - это зависит от политики конкретной компании. Наличие определенных навыков и компетенций, как правило, прописывается в должностных инструкциях и описаниях рабочих мест. Примечательно, что в ответ на наш вопрос о требованиях к интервьюеру, большинство респондентов пришли в некоторое замешательство. В большинстве своем, они не готовы были перечислить необходимые данному специалисту качества, считая сотрудников своей компании профессионалами в проведении интервью.
Итак, на первое место среди требований к интервьюеру участники опроса поставили наличие опыта управления персоналом вообще и проведения интервью в частности, которое приводит к формированию определенного «чувствования» людей, интуиции, и лишь немногие из них отметили объективность как необходимое условие для успешного интервью.
Марина Прибылова