Материал предоставлен журналом 
Консультант / 
Мария Кузнецова, 
начальник консультационного отдела аудиторской компании «Horwath МКПЦН»
  Затраты на  рекламу в некоторых случаях нормируются, а в некоторых нет. Все зависит от  способа рекламы. Поэтому прежде, чем выбрать тот или иной подход к рекламе,  руководство компании, вместе с главным бухгалтером, должно определить, какой из  них будет наиболее оптимален для предприятия с точки зрения налогов. 
      
Приведем небольшой пример. Торговая компания заказала рекламный  видео-ролик. Она должна была решить, где его показывать: в витрине  магазина или торговом зале. Выяснилось, что учесть затраты на создание ролика  полностью можно только при трансляции видео в витрине. Поэтому в торговом зале  рекламный ролик показывать не стали.
      
        Как видим, очень важно точно знать, какие рекламные  расходы нормируются, а какие нет. Ведь если фирма изначально учтет нормируемые  затраты в фактическом объеме, то налоговая инспекция может привлечь ее к  ответственности за неуплату налога на прибыль (ст. 122 НК РФ).
            
Особенности налогового учета
Расходы на рекламу входят в состав затрат, связанных с  производством и реализацией, в качестве прочих (пп. 28 п.1 ст. 264 НК РФ).  Перед тем, как установить дату признания расходов, бухгалтер должен определить,  являются ли они «длящимися». По общему правилузаказчик рекламы может учесть затраты в момент предъявления ему  документов, подтверждающих факт  оказания рекламной услуги (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Проще говоря, по  дате актов выполненных работ, отчетов и иных документов, подтверждающих факт  оказания услуг. Однако при этом следует учитывать условия размещения рекламы,  указанные в договоре.
  Пример 1
  ООО «Терция» разместило рекламные плакаты в вагонах метро на 3 месяца.  Сумма расходов составила 30 тысяч руб. (без НДС). «Терция» перечислила  стопроцентный аванс исполнителям 15 февраля 2006 года, плакаты были размещены 1  марта. Предположим, что норматив позволяет признать расходы на рекламу  полностью.
    В налоговом учете рассматриваемые расходы надо списывать  равномерно в течение срока размещения рекламы (п. 1 ст. 272 НК РФ). Стороны  договора установили срок в три месяца. Таким образом, ООО «Терция», начиная с  марта, ежемесячно уменьшает налоговую базу на 10 тысяч руб. в течение трех  месяцев.
Как уже  упоминалось выше, рекламные расходы могут быть нормируемыми и ненормируемыми.  Принцип их различия прост: те виды рекламных расходов, которые указаны в пункте  4 статьи 246 Налогового кодекса, не нормируются. Перечислены там следующие виды рекламных затрат:
  -  рекламные мероприятия через  средства массовой информации (СМИ) и телекоммуникационные сети; 
-  световая и иная наружная реклама (плакаты, стенды, световые табло);
-  участие в выставках, ярмарках,  экспозициях;
-  оформление витрин,  выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
-  уценка товаров, полностью или  частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
-  изготовление рекламных брошюр и  каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах,  оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой  организации. 
То есть  компания учтет эти расходы в сумме фактических затрат. А все остальные затраты  (например, на призы, вручаемые победителям конкурсов розыгрышей, проводимых в  рамках массовых рекламных кампаний) нужно признать в налоговом учете в размере  1 процента от выручки.
  Обратимся к  конкретным рекламным мероприятиям, реализуемым компаниями на практике.  Информация о нормировании (или ненормировании) расходов на них представлена в  таблице 1.
Таблица  1. Нормирование расходов на рекламные мероприятия
  
    | Рекламное    мероприятие | Нормированиев налоговом учете
 | 
  
    | Показ рекламного ролика в зале    розничного магазина на специально установленном мониторе | Да | 
  
    | Рекламные аудиообъявления в    розничном магазине | Да | 
  
    | Аудиореклама в метро, наземном    транспорте  | Да | 
  
    | Размещение рекламных плакатов в    вагонах метро, переходах метро  | Да | 
  
    | Реклама в сети Интернет | Нет | 
  
    | Распространение рекламных    каталогов | Нет | 
  
    | Размещение рекламы на бортах наземного    транспорта | Да | 
  
    | Рекламные растяжки в городе  | Нет | 
  
    | Почтовая рассылка рекламной    информации (письма УФНС по г. Москве от 16 марта 2005 г. № 20-08/16391, от 9    марта 2005 г. № 20-12/14600) | Да | 
  
    | Раздача рекламных листовок у    метро, магазинов | Да | 
  
    | Раздача пробников, образцов    продукции у станций метро | Да | 
  
    | Дегустация продукции, товаров    независимо от места ее проведения | Да | 
  
    | Раскладка информации почты по    почтовым ящикам физических лиц  | Да | 
  
    | Безадресная почтовая доставка    (раскладка по почтовым ящикам физических лиц) сотрудниками почты на основании    договоров возмездного оказания услуг, заключенных с ФГУП «Почта России» | Да | 
  
    | Расходы на приобретение    (изготовление) призов, вручаемых победителям конкурсов, проводимых в рамках    рекламных кампаний | Да  | 
Однако вопрос о нормировании необходимо решать  исходя из конкретных обстоятельств.
  Например, компания приняла участие в выставке. Она  провела для посетителей дегустацию своей продукции. Расходы на участие в  выставке являются ненормируемыми. Но по мнению автора, а к таким затратам  относятся траты, непосредственно на участие в выставке (например, аренда площади, стенда, взнос за участие). А  расходы на мероприятия, проводимые в рамках выставки, нельзя квалифицировать  как "затраты на участие", поэтому они нормируются.
  Может быть еще такая ситуация. Компания заключила  договор со службой курьерской доставки. Курьер должен был раскладывать  рекламные каталоги в почтовые ящики граждан. Расходы на раскладку по почтовым  ящикам нормируются, а расходы на изготовление каталога принимаются в сумме  фактических затрат.
  Для того,  чтобы компания верно рассчитала норматив для признания рекламных расходов в  налоговом учете, необходимо правильно определить базис такого расчета – сумму  доходов от реализации.
  К доходам от  реализации в налоговом учете относится выручка от реализации продукции,  приобретенных товаров, прочего имущества, работ, услуг, имущественных прав. При  этом не имеет значения, в денежной или натуральной форме получена выручка. В ее  состав не входят НДС и акцизы. Естественно, вместе с изменением суммы доходов  от реализации меняется и размер норматива.
Расчет НДС 
Фирма может возместить НДС по  ненормируемым расходам в общеустановленном порядке. А вот для нормируемых  расходов установлено особое правило: НДС принимается к вычету в размере,  соответствующим сумме расходов, признаваемым в налоговом учете (п. 7 ст. 171 НК  РФ). 
  Пример 2
  Норматив рекламных расходов в 1 квартале 2006 года у ЗАО «Бизнес»  составил 4860 руб., а по итогам полугодия - 10360 руб. ЗАО «Бизнес» в 1  квартале 2006 года в рамках рекламной акции провело розыгрыш автомобиля,  стоимость которого составила 212400 руб., в том числе НДС – 32400 руб. Приз  вручен победителю. Поскольку в целях уменьшения налоговой базы по налогу на  прибыль вся сумма фактических расходов принята быть не может, то и НДС принять  к вычету в полной сумме нельзя. 
    Предположим, что ЗАО «Бизнес»  представляет налоговые декларации по НДС поквартально.  (см. таблицу 2). Таким  образом, НДС в сумме 30535,20 руб. (32400 - 874,80-990) к вычету по итогам двух  кварталов не может быть принят.
Таблица 2. Расчет вычета НДС по  рекламным расходам ЗАО «Бизнес»
  
    | Период  | Расходы на рекламу, признанные    в налоговом учете (руб.) | Сумма вычета НДС по рекламным    расходам (руб.) | 
  
    | 1 квартал | 4860 | 874,80 (4860 х 18%)
 | 
  
    | 2 квартал | 5500 (10360 – 4860)
 | 990(5500 х 18%)
 | 
Законодатели  расширили состав необлагаемых операций (закон от 22 июля 2005 г. №  119-ФЗ). Так, с 1 января 2006 года была освобождена от налогообложения передача  в рекламных целях товаров (работ, услуг), которые стоят не дороже 100 рублей. 
  Контролирующие органы и раньше пытались передачу  товаров в рекламных целях облагать НДС как безвозмездную (письма Минфина РФ от  25 ноября 2004 г. № 03-04-11/209, от 16 августа 2005 г. № 03-04-11/205,  УМНС по г. Москве от 15 июля 2004 г. № 24-14/47585). Теперь  эта позиция законодательно закреплена. Включив в состав льготируемых операцию  по передаче недорогой продукции, законодатель тем самым косвенно указал на то,  что передача иных рекламных товаров НДС облагается.
  Пример 3
  Вернемся к примеру 2. Для  упрощения пренебрегаем нормами статьи 163 Налогового кодекса РФ и допускаем,  что налоговым периодом является квартал. Поскольку ЗАО «Бизнес» в 1 квартале  передало призовой автомобиль победителю, то в данном периоде необходимо  начислить НДС в сумме 32400 ((212400 – 32400) х 18%). 
    По общему правилу входной НДС по товарам (работам, услугам),  использованным для облагаемых НДС операций, принимается к вычету. Но принять  налог к вычету в полной сумме нельзя, поскольку в отношении входного НДС по  нормируемым расходам установлена специальная норма (п. 7 ст. 171 НК РФ). ЗАО  «Бизнес» в 1 квартале возместит НДС в сумме 874,80 (см. пример 2). 
 
Такая  ситуация влечет негативные налоговые последствия. Но если в итоге норматив  позволяет принять к вычету полную сумму НДС или при передаче, например,  рекламных каталогов, расходы на изготовление которых не нормируются, выгода  налогоплательщика очевидна.
  Пример 4
  Компания распространила рекламные каталоги, стоимость единицы которых  превышает 100 руб. За их изготовление фирма заплатила 11800 руб., в том числе  НДС – 1800 руб. Компания начисляет НДС со стоимости переданных каталогов – 1800  руб. ((11800 – 1800) х 18%). Поскольку изготовленные каталоги использованы для  облагаемых налогом операций, НДС по услугам изготовления каталогов в размере  1800 руб. может быть принят к вычету при наличии счета-фактуры. Таким образом,  по данной операции сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю. Но при  этом компания, рассчитывая налог на прибыль, учтет сумму начисленного НДС– 1800  руб. (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Итак, НДС в бюджет фактически платить не  нужно, а база по налогу на прибыль уменьшается на сумму начисленного НДС. 
Однако и с  дешевыми рекламными товарами не все так просто.
  Во-первых,  тем налогоплательщикам, которые решат воспользоваться льготой, придется  подтвердить, что расходы на создание единицы такого товара не превышают 100  руб. Для этого придется скалькулировать все затраты, связанные с созданием  рекламной продукции, а это порой нелегко.
  Во-вторых,  компания должна будет наладить раздельный учет входного НДС по необлагаемым  операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ). Делать это нужно для того, чтобы НДС в части  необлагаемых операций был отнесен в стоимость товаров (работ, услуг), а по  облагаемым – принят к вычету.
  Таким  образом, налогоплательщику необходимо просчитать, рационально ли применять  вновь введенную льготу. К тому же нужно учесть, что, облагая передачу рекламных  товаров, налогоплательщик вовсе не остается в накладе (см. пример 4).
  Поскольку  рассматриваемая льгота установлена пунктом 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ,  налогоплательщик вправе отказаться от ее применения. Такая возможность  предусмотрена в пункте 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Для этого компания  должна представить в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме.  Документ подается не позднее 1 числа налогового периода, с которого фирма  намерена отказаться от льготы.           
  Взаимная выгода в рекламе
  Валентина  Волчкова,  независимый консультант по вопросам налогообложения
    «Если производственная компания оказывает услуги  рекламной фирме, то она может оформить плату за рекламу в виде скидки на  собственные услуги. Такой дисконт по сути является фактической оплатой.  Следовательно, на сумму скидки можно снизить налогооблагаемую прибыль компании,  включив ее в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Конечно,  если затраты будут документально подтверждены».