28/02/2005, Наталия Арефьева, Психолог, бизнес-консультант, АКГ "Что Делать Консалт", СПб
Еще с советских времен девиз "Кадры решают все!" не вызывает сомнений у тех, кто занимался организацией бизнеса. У вас может быть перспективная бизнес-идея, передовое оборудование, эксклюзивное сырье, но если работники недостаточно квалифицированы или работают "в полсилы", ваше преимущество будет значительно снижено, а то и вовсе "сойдет на нет". Вопрос профессиональной квалификации достаточно специфичен, а организация бизнес-процесса и мотивация работников касается, пожалуй, любого руководителя. Однако проблема стимулирования персонала - это сложная система взаимосвязанных вопросов, по-этому различные аспекты этой сферы я рассмотрю в нескольких статьях. Сразу приходит на ум деление на материальное и нематериальное стимулирование. Исследования показывают, что только около 20% работоспособных людей в ситуации, когда они будут полностью мате-риально обеспечены, не станут больше работать. Это говорит о том, что в большом количест-ве случаев материальная мотивация не имеет решающего значения.
В литературе существует несколько определений двух основных понятий, касающихся сферы стимулирования персонала. На первом из них - организационной культуре предпри-ятия - базируется мотивация и стимулирование персонала (речь об этом понятии подробнее шла в предыдущем номере бюллетеня), второе - кадровый консалтинг - это инструментарий для оптимизации работы с персоналом. В своей работе я руководствуюсь следующим их по-ниманием:
Организационная культура предприятия - уникальная для каждой организации сово-купность формальных и "неписаных" норм поведения и взаимодействия, которым подчиня-ются члены организации, структура управления, система вознаграждений и способов их рас-пределения, ценности, уникальные для данной организации, модели коммуникации, базисные убеждения, которые разделяются членами организации, действующие подсознательно и оп-ределяющие способ видения себя и окружения. Организационная культура (определяющая организационную структуру предприятия и взаимодействующая с ней) есть тот элемент орга-низации, который позволяет сделать бизнес-идею реализуемой и эффективной, достичь эф-фективности труда и извлечь выгоду из использования человеческого ресурса.
Кадровый консалтинг - это система организационно-психологических мероприятий по диагностике и, при необходимости, коррекции организационной структуры и/или культуры предприятия (организации) с целью улучшения производственных показателей, оптимизации социально-психологического климата, усиления мотивации персонала.
Чтобы организация работала четко и слаженно, чтобы специалисты отдавали работе максимум сил и способностей, где надо четко исполняли указания, а где надо - проявляли творческий подход к делу, и оставались верны своей организации, нужно, чтобы организация удовлетворяла их потребности. Соответственно, чтобы предприятие было заинтересовано в удовлетворении потребностей работника, необходимо, чтобы и он удовлетворял потребности предприятия.
Потребности предприятия в отношении работника это:
- работник должен зарабатывать для предприятия денег больше, чем тратится на его зара-ботную плату;
- работник должен делать точно то, что ему предписано технологией;
- работник должен быть адекватно инициативен, в нужное время использовать творческий подход к реализации своих функций;
- работник должен уметь в нестандартной ситуации принять и реализовать оптимальное решение.
Потребности работника в отношении предприятия - это:
- предприятие должно обеспечить материальный уровень работника;
- предприятие должно обеспечить работнику определенную степень психологического ком-форта (это очень многофакторное требование);
- кроме того, работник стремится к минимизации затрат своего труда.
Если по профессиональным качествам работник соответствует своему рабочему месту и работа на предприятии удовлетворяет его ведущие потребности, такой работник будет отда-вать своему предприятию максимум своих сил, знаний и способностей. Он будет зарабаты-вать для предприятия много больше, чем предприятие потратит на него и организацию его работы. Звучит перспективно! Но учесть особенности и индивидуальность каждого работника предприятия - очень и очень сложная задача.