Материал подготовила С.В. Князева, эксперт «УНП»
На сегодняшний день упрощенная система налогообложения содержит очень много неясностей. Именно их этим летом и попытались устранить законодатели, издав Федеральный закон от 21.07.05 № 101-ФЗ. Что ожидает в следующем году «упрощенцев», рассказал на своем семинаре заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.
«Федеральный закон от 21.07.05 № 101-ФЗ внес изменения практически в каждую статью главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Сразу скажу, что изменения значительны. И хотя действовать они начинают с 1 января 2006 года, приступить к их изучению нужно уже сейчас» - с таких слов начал свой семинар Юрий Подпорин.
Нюансы перехода
Одной из самых важных поправок является увеличение предельного размера доходов для перехода на упрощенную систему. Предел поднят с 11 млн до 15 млн рублей. Эта сумма подлежит ежегодной индексации на индекс-дефлятор. Его каждый год будет утверждать Правительство РФ. Так что каждый год этот предельный показатель будет автоматически увеличиваться.
Но Юрий Васильевич предупредил, что воспользоваться новым предельным размером доходов можно будет только тем организациям и предпринимателям, кто соберется переходить на спецрежим с 1 января 2007 года. «Наше ведомство выпустило по этому поводу письмо от 26.09.05 № 03-11-02/44».
Что касается других ограничений для перехода на упрощенную систему, то все они действуют только в отношении организаций. Индивидуальные предприниматели должны выполнить только одно требование: среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. С 1 января 2005 года средняя численность работников определяется в соответствии с постановлением Росстата от 03.11.04 № 50.
Кто может применять
В статье 346.12 НК РФ приведен перечень тех организаций и предпринимателей, которые не могут применять упрощенную систему. Федеральный закон № 101-ФЗ внес в него свои коррективы. Так, подпункт 14 пункта 1 статьи 346.12 НК РФ (в действующей редакции) запрещает применять «упрощенку» организациям, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов.
«В течение всего периода действия упрощенной системы налогообложения постоянно возникали вопросы о том, что следует понимать под словом «участие»? Участие в уставном капитале фирмы или же любое иное участие, например при создании некоммерческих организаций?» - отметил Юрий Подпорин.
Специалисты налоговых органов давали разъяснения, что это ограничение следует распространять и на некоммерческие организации. Однако по этому вопросу Конституционный суд РФ в определении от 18.01.05 № 8-О указал, что некоммерческие организации имеют такое же право на применение упрощенной системы. И на них не распространяется запрет о 25 процентах участия других организаций. С 1 января 2006 года некоммерческие организации любых форм могут применять этот спецрежим.
Обратная ситуация сложилась с бюджетными организациями. До выхода Федерального закона № 101-ФЗ считалось, что бюджетные организации могут применять этот спецрежим. Поскольку учредителями у них являются территориальные образования разного уровня. Но со следующего года бюджетные организации не смогут применять «упрощенку».
НДС восстанавливать надо
«Теперь при переходе на упрощенную систему вы должны восстановить и перечислить в бюджет НДС, зачтенный ранее по основным средствам и остаткам товарно-материальных запасов. Такой порядок предусмотрен подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, введенным в действие с 1 января 2006 года». Правда, сразу же Юрий Подпорин отметил, что восстановленные суммы НДС можно будет учесть в составе расходов по подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Этот вопрос до недавнего времени вызывал массу споров. Налоговые органы и Минфин России говорили, что восстанавливать налог нужно в обязательном порядке. Арбитражные суды, напротив, занимали сторону налогоплательщиков. Аргументация последних была проста: ни глава 21, ни глава 26.2 НК РФ не содержат норм, обязывающих восстанавливать налог.
С нового года в этом споре поставлена точка. Законодатели четко прописали в Налоговом кодексе, что налог с остаточной стоимости основных средств и товарно-материальных запасов при переходе на «упрощенку» подлежит восстановлению.
Взносы в ПФР
Несмотря на то что организации и предприниматели, применяющие «упрощенку», освобождены от уплаты ЕСН, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет взносов в ПФР за ними сохраняется. Это сказано в статье 346.11 НК РФ. Базой для расчета взносов является налоговая база по ЕСН.
«В связи с этим есть такая точка зрения, что пункт 3 статьи 236 НК РФ должен действовать и в упрощенной системе налогообложения. Напомню, что по этой норме кодекса не учитываются при расчете ЕСН выплаты работникам, которые не уменьшают налог на прибыль. Однако официальная позиция Минфина России и налоговых органов сводится к тому, что пункт 3 статьи 236 НК РФ не распространяется на организации, применяющие «упрощенку». Поэтому с любых выплат сотрудникам должны быть начислены и перечислены взносы в ПФР. Исключения составляют только выплаты, перечисленные в статье 238 НК РФ».
Меняем объект
На сегодняшний день в упрощенной системе нельзя поменять объект налогообложения. Но со следующего года налогоплательщикам дано право изменить первоначально выбранный объект налогообложения. Правда, только спустя три года с начала применения «упрощенки». Те организации и предприниматели, кто работает на «упрощенке» с 1 января 2003 года с объектом налогообложения «доходы», могут изменить его уже с 1 января 2006 года. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию до 20 декабря 2005 года.
Юрий Подпорин обратил особое внимание на то, что в законе ничего не сказано про тех налогоплательщиков, кто с 2003 года работает на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». «Минфин России считает, что и в этом случае можно изменить объект налогообложения с 1 января 2006 года. Эта позиция изложена в письме от 26.09.05 № 03-11-02/44. В нем сказано, что в этом случае уведомить налоговые органы о смене объекта организации и предприниматели обязаны до 1 января 2006 года».
Новшества в отношении объекта налогообложения затронули и налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках простого товарищества. С 1 января 2006 года они должны использовать объект налогообложения «доходы минус расходы».
Учет доходов...
Организации учитывают доходы по правилам статей 249 и 250 НК РФ, с учетом статьи 251 НК РФ.
На индивидуальных предпринимателей в настоящее время такой порядок учета доходов не распространяется. При этом Юрий Подпорин отметил неясную формулировку статьи 346.15 НК РФ. Там указано, что предприниматели учитывают доходы от предпринимательской деятельности. И ссылок на статьи 249, 250 НК РФ нет.
«Что конкретно включается в понятие предпринимательской деятельности, в кодексе не сказано, как и не дано понятие самой такой деятельности. Его нужно взять из Гражданского кодекса. Это деятельность, направленная на получение прибыли и носящая систематический характер».
С 1 января 2006 года предприниматели будут учитывать свои доходы так же, как и организации. То есть по правилам статей 249, 250 и 251 НК РФ.
...и расходов
Статья 346.16 НК РФ, которая определяет правила учета расходов в «упрощенке», претерпела значительные изменения. Особенно это касается учета расходов на приобретение основных средств. Сейчас можно учитывать стоимость только купленных основных средств. С 2006 года можно будет списать и расходы по строительству и иному возведению объектов.
«Обратите особое внимание на переходный момент! Он касается тех налогоплательщиков, которые начнут работать на упрощенной системе с 2006 года. Если объект построен в 2005 году, но расходы будут оплачены и документы на госрегистрацию будут поданы только в 2006 году, то всю стоимость основного средства можно будет списать полностью в расходы в 2006 году.
Если же основное средство оплачено в 2005 году, а документы на госрегистрацию поданы после 1 января 2006 года, то стоимость объекта будет учитываться по подпункту 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ равномерно в течение ряда налоговых периодов, в зависимости от срока полезного использования. Такая позиция Минфина России изложена в письме от 21.10.05 № 03-11-04/2/108. Это правило в полной мере относится и к нематериальным активам».
Далее Юрий Подпорин рассмотрел порядок учета материальных расходов и покупной стоимости товаров. «В настоящее время материальные расходы учитываются в порядке, который установлен статьей 254 НК РФ. В пункте 5 этой статьи сказано, что не учитываются в расходах стоимость сырья и материалов, списанных в производство, но не использованных в нем на конец отчетного периода. С 2003 года налоговики давали разъяснения, что материальные расходы учитываются по мере списания сырья и материалов в производство. И именно такой порядок закрепили в Федеральном законе № 101-ФЗ».
Также возникала проблема и со списанием на расходы стоимости покупных товаров. Налоговые органы с самого начала действия главы 26.2 НК РФ считали, что стоимость товаров можно списать на расходы только после их реализации. Хотя Налоговый кодекс такого требования и не выдвигал. Для списания товаров достаточно было их оплатить и принять к учету. Именно такой позиции придерживался и Минфин России. Однако с 2006 года ситуация изменится. Стоимость купленных для перепродажи товаров можно будет учесть в составе расходов только после их реализации.
Патент для предпринимателей
С нового года вводится новая форма упрощенной системы - на основе патента. Для этих целей в главу 26.2 НК РФ введена новая статья - 346.25.1. Использовать новый порядок смогут только индивидуальные предприниматели, которые не используют в своей работе наемных работников, в том числе и по договорам гражданско-правового характера. Патент может выдаваться на квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Причем Налоговый кодекс не оговаривает, с какого момента должен отсчитываться этот период. Поэтому индивидуальный предприниматель может получить с 1 апреля 2006 года патент на год и он будет действовать до 1 апреля следующего года.
В статье 346.25.1 НК РФ приведен перечень видов деятельности, при которых можно использовать режим налогообложения в виде патента. «Вводиться патент будет по решению субъектов РФ. Для этого должны быть выпущены соответствующие законы. В настоящее время многие субъекты РФ разрабатывают законопроекты».