Анастасия Дагаева
Мария Подцероб
Более половины соискателей в качестве главного мотива поиска новой работы называют необходимость расстаться со старой. При этом мало кто может сформулировать, чем же он действительно хочет заниматься.
Один из кандидатов на позицию в отдел персонала Deloitte в СНГ рассказал, что всего несколько месяцев проработал в HR-службе дилерского центра крупной автомобильной компании и решил искать новую работу, рассказывает Екатерина Ширяева, директор по персоналу Deloitte СНГ. Столь непродолжительный срок службы обычно настораживает нового работодателя. “Выяснилось, что сотрудник, придя в HR-службу дилерского центра, ждал интересной работы с людьми. Он хотел заниматься подбором персонала, разработкой системы мотивации, — рассказывает Ширяева. — На самом деле ему пришлось заниматься бумажной работой. Он так и сказал, что ушел от культа бумагооборота”. Ширяева посчитала такое объяснение вполне разумным.
Больше половины кандидатов, обращающихся в Deloitte, признаются, что они пришли сюда, так как хотят уйти со старого места работы, рассказывает Ширяева. “Но для меня важен не сам факт смены работы, а причины, побудившие это делать”, — добавляет она.
Примерно о 80% кандидатов на рынке труда можно сказать: “Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше”, утверждает Павел Безручко, исполнительный директор “Экопси Консалтинга”. Люди часто выбирают работу спонтанно, ориентируясь на более высокий уровень зарплаты, лучшие условия, хороший характер начальника, дружный коллектив и т. п. Эти показатели существуют в голове соискателя в весьма хаотическом, неупорядоченном состоянии, отмечает Безручко.
Поэтому соискатели часто затрудняются ответить на вопрос “Почему эта работа, а не другая?”. Дефицит понимания своих целей и мотивов в карьере создает проблемы. “Можно сказать, что самый распространенный принцип выбора работы сводится к рассуждениям о том, что в другой компании газон зеленее. Почему бы не пойти туда работать?” — отмечает Безручко. Очень немногие имеют четкий карьерный план и хорошо понимают мотивы переходов с одной работы на другую. Такие люди не мечутся, а последовательно идут к намеченной цели, добавляет Безручко.
На 180 градусов
Не слишком четкое представление о собственных карьерных целях и возможностях рынка труда часто приводит к трудноисправимым ошибкам. У одного торгового представителя крупной западной фармацевтической компании была репутация очень успешного продавца. Но однажды ему предложили должность регионального менеджера по продажам в большой фармацевтической компании. На старом месте работы торговый представитель никогда не обсуждал свои перспективы роста, а на новой работе можно было развиваться дальше. Это и послужило поводом перехода. Вскоре выяснилось, что в новой организации нужно было решать весьма специфические менеджерские проблемы, а не только встречаться с клиентами. Бывший “чемпион продаж” не обладал навыками управления людьми и его мотивация к занятию менеджерской роли была скорее внешней, поверхностной (“добрые” советы коллег и друзей), чем внутренней, рассказывает Безручко. Разумеется, вскоре его уволили. К счастью, прошлый работодатель взял его обратно. Сейчас этот человек вновь успешно продает фармацевтическую продукцию и весьма доволен своей работой.
Директор по продажам телекоммуникационной компании Кристофер Джонс несколько лет назад мечтал уйти с нелюбимой работы. К тому же его компания переживала не лучшие времена. Когда ему предложили должность вице-президента в другом секторе той же отрасли, он тут же ухватился за эту возможность. Теперь в его обязанности входило отслеживание слияний компаний. Впервые за всю свою карьеру он не занимался продажами и вдруг понял, насколько привязан к этому виду деятельности. “Но, чтобы понять, в чем мое призвание, мне нужно было расширить свой опыт”, — говорит он.
Он начал искать другую работу. Но теперь он точно знал, чего хочет. Вскоре он устроился в крупную технологическую компанию на несколько более низкую должность и немного более низкую зарплату. Он продолжает работать в этой компании уже больше пяти лет. Недавно его выдвинули на должность регионального менеджера. Теперь он понимает, насколько важно заблаговременно изучить корпоративную культуру нового работодателя. До этого “я недооценивал того, как много значат для меня подобные вещи”, замечает он.
Расставить приоритеты
Спонтанные переходы с одного места работы на другое редко приводят к положительным результатам. Сотрудник довольно быстро понимает, что ушел совсем не туда, куда бы хотел, и разочаровывается новым местом работы, считает Татьяна Андреева, руководитель направления консультирования по организационному развитию исследовательско-консультационной фирмы “Альт”. Как же в таком случае сделать выбор? Андреева напоминает один простой способ самоанализа: взять лист бумаги, разделить его на две части, в одной — записать преимущества сегодняшнего места работы, в другой — недостатки. “А дальше постараться честно ответить, что принципиально тебя не устраивает, а с чем можно смириться, — говорит Андреева. — При этом стоит помнить и о преимуществах, например, о том, что работа в этой компании позволяет брать банковские кредиты”.
Разобраться в собственной мотивации соискателю может помочь неожиданный кризис. Один инженер хорошо справлялся со своими обязанностями, но работал без увлечения, только для того, чтобы прокормить семью, рассказывает Безручко. Несколько лет назад его работодатель разорился. Инженер остался без работы, и у него появилось время (и необходимость) подумать, чем он хочет заниматься дальше. Его всегда интересовала психология, и поэтому он решил пойти учиться на психологический факультет. “Сейчас он мой коллега и совершенно блестящий консультант, влюбленный в свое дело, — говорит Безручко. — Не случись кризиса, он так бы и остался на нелюбимой работе”.
Чтобы определиться с выбором, нужно начать с определения собственных долгосрочных целей. Если новая работа приближает вас к их достижению, то, возможно, стоит выбрать именно ее. Так лучше поступить, даже если вы довольны вашим нынешним местом работы, советует Джеки Барретт, тренер в области карьеры из Оверленд-Парка (штат Канзас).
Для начала полезно составить список критериев, по которым вы выбираете работу, рекомендует Безручко. Очень важно расставить критерии по степени значимости. Затем нужно определить, насколько нынешнее место работы соответствует этим критериям и что можно сделать, чтобы оно им соответствовало лучше. Возможно, вам надо попросить расширить ваши полномочия или повысить зарплату, а может, перевести в другой отдел.
Если нынешняя работа не удовлетворяет вашим критериям, то ее надо менять. Но прежде чем устроиться на новое место, следует исследовать рынок, оценить все возможности и ограничения, поговорить с уже работающими людьми, чтобы понять, действительно ли вы хотите работать на конкретной позиции в конкретной компании, предостерегает Безручко.