Лилия ИЗОТОВА
Скоро 1 октября. Именно с этой даты разрешено подавать заявления о переходе на упрощенную систему. Прежде чем сменить режим налогообложения, разберитесь, какими будут правила работы на нем с 1 января 2006 года. А если вы уже работаете на упрощенке, – подумайте, хотите ли вы оставаться на этом режиме. На то, чтобы передумать, у вас еще есть время до конца года.
Новые условия работы на упрощенном режиме законодатели утвердили Законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ. Внесенными в главу 26.2 Налогового кодекса поправками они нашли ответы к задачам, которые раньше решены не были.
Задача № 1. Кому быть упрощенцем, а кому нет
Дано: Сейчас предельный размер дохода, при котором фирма или предприниматель могут переходить на упрощенный режим, – 11 миллионов рублей (п. 2 ст. 346.12 НК). А размер дохода, при котором налогоплательщик теряет право на упрощенку – 15 миллионов рублей (п. 4 ст. 346.13 НК).
Проблема: Цены на товары, работы и услуги постоянно растут. Поэтому многие малые предприятия «слетают» с упрощенки исключительно из-за инфляции.
Решение: С 1 января 2006 года границы вырастут. До 15 миллионов рублей увеличен предельный размер дохода для вступления в ряды упрощенцев (новая редакция п. 2 ст. 346.12 НК). Если доход перевалил отметку в 20 миллионов рублей, придется переходить на другой режим налогообложения (новая редакция п. 4 ст. 346.13 НК).
Более того, предельные суммы будут ежегодно индексироваться. Для этого Правительство разработает специальные коэффициенты (новая редакция п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК).
Дано: Рассчитывая предельный доход, при котором можно перейти на УСН, нужно учитывать только доходы от реализации (как в ст. 249 НК). А вот чтобы определить лимит для лишения права на спецрежим, надо брать весь доход, включая внереализационный.
Фирмы и предприниматели, которые одновременно с упрощенкой применяют ЕНВД, должны включать в расчет лимитов еще и доход, который относится к этому режиму.
Проблема: Налицо несоответствие методики расчета предельных доходов. Плюс явное завышение лимитов на сумму доходов от вмененной деятельности.
Решение: С 1 января 2006 года в лимите на доходы нужно будет учитывать и доходы от реализации и внереализационные доходы (новая редакция п. 2 ст. 346.12 НК). А вот доход от деятельности, переведенной на ЕНВД, включать в расчет не придется (новая редакция п. 4 ст. 346.12 НК).
Дано: Право на упрощенный режим теряется, если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (рассчитанная по правилам бухгалтерского учета) превысит 100 миллионов рублей.
Проблема: Перечень основных средств, которые нужно брать расчет, не ограничен. Получается, что остаточную стоимость нужно считать по всему имуществу.
Решение: Список имущества ограничили только амортизируемым (новая редакция подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК). Руководствоваться надо 25 главой Налогового кодекса. Например, основные средства, кото- рые по решению директора находятся больше года на реконструкции, из состава амортизируемого имущества исключают (п. 3 ст. 256 НК).
Дано: Существует перечень фирм и предпринимателей, которые не могут перейти на упрощенный учет (п. 3 ст. 346.12 НК).
Проблема: В этом перечне есть некоторые нелогичные моменты. В частности, не запрещена упрощенка для частных нотариусов, хотя это противоречит статье 1 «Основ Законодательства о нотариате».
Решение: Воспользоваться упрощенным режимом с 1 января 2006 года больше не смогут: филиалы и представительства иностранных организаций, адвокаты, имеющие адвокатские кабинеты, а также бюджетники (новая редакция подп. 10, 17, 18 п. 3 ст. 346.12 НК).
Запрет больше не распространяется на некоммерческие организации и общества потребкооперации. Ограничение в 25 процентов по участию в них других фирм будет отменено (новая редакция подп. 14, п. 3 ст. 346.12 НК).
Дано: Налоговый кодекс требует подавать заявление о переходе на упрощенку вместе с документами о постановке на учет (п. 2 ст. 346.13 НК).
Проблема: Это не всегда удобно. Тем, кто про такое заявление забудет, потом год придется работать в обычном режиме, до следующей возможности воспользоваться упрощенной системой.
Решение: Закон № 101-ФЗ дал фирмам и предпринимателям пять дней на размышление. Но специальный налоговый режим для них начнет действовать все равно с даты постановки на учет.
Другие сроки перехода будут разрешены тем, кто перестал быть плательщиком ЕНВД. Например, если в автотранспортной организации количество машин перевалило за двадцать, то с вменненкой придется расстаться. По новому закону с начала того месяца, когда фирма перестала попадать под единый налог на вмененный доход, она может перейти на упрощенку (новая редакция п. 2 ст. 346.13 НК).
Дано: Лишить фирму или предпринимателя права на упрощенку могут только два показателя: величина дохода и остаточная стоимость основных средств. (п. 4 ст. 346.13 НК).
Проблема: Чиновники из Минфина считали, что это неправильно. По их мнению право на спецрежим должны терять все, кто перестал соответствовать условиям, необходимым для перехода на упрощенку (письма Минфина от 5 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/2, от 13 октября 2004 г. № 03-03-02-04/1/26).
Решение: С 1 января 2006 года такой подход узаконен. Теперь поводом к отказу от упрощенки будет нарушение всех критериев из пунктов 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса (новая редакция п. 4 ст. 346.13 НК).
Задача № 2. Что включать в базу для расчета налога
Дано: Налоговый кодекс строг. Выбрали объект налогообложения (доходы или доходы минус расходы), поменять решение нельзя (ст. 346.14 НК).
Проблема: Чаще всего правильный выбор можно сделать не сразу, а лишь «примерив» к своему бизнесу «правила игры».
Решение: По новым правилам изменить базу для расчета налога можно через три года с начала применения упрощенки (новая редакция п. 2 ст. 346.14 НК).
Те, кто с 1 января 2003 года выбрал «доходы», могут уже с начала 2006 года платить налог с разницы между доходами и расходами. Нужно только до 20 декабря 2005 года подать в налоговую заявление (ст. 5 Закона от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).
Дано: В Налоговом кодексе есть «лазейка», позволяющая участникам простого товарищества существенно экономить на налогах. Она позволяла им платить всего лишь 6% налога, причем с разницы между доходами и расходами.
Проблема: Чиновников это не устраивает.
Решение: «Лазейки» больше не будет. Участникам простого товарищества или доверительного управления имуществом запретили платить единый налог с доходов. Только с доходов за минусом расходов (новая редакция п. 3 ст. 346.14 НК).
Задача № 3. Как подсчитать доходы
Дано: Фирмы должны определять доходы по правилам 25-й главы Налогового кодекса о налоге на прибыль (п. 1 ст.346.15 НК).
Проблема: Непонятно, как определять доходы предпринимателей. А именно они берутся за основу при расчете базы для упрощенной работы индивидуалов (п. 2 ст. 346.15 НК).
Решение: С 1 января 2006 года порядок и для фирм, и для предпринимателей будет одинаковый, по 25-й главе (новая редакция ст. 346.15 НК).
Дано: Непонятно, кто должен платить налог с дивидендов.
Проблема: Возможно двойное налогообложение дивидендов. Первый раз у источника выплаты дивидендов. Второй – у его участника, если он перешел на упрощенку, но не предоставил об этом документы (письмо Минфина от 27 августа 2004 г. № 03-03-02-04/1/10).
Решение: Дивиденды, с которых уже удержаны налоги, разрешили не включать в доходы «упрощенцев» (новая редакция ст. 346.15 НК).
Задача № 4. Что учесть в расходах
Дано: «Закрытый» перечень расходов слишком узок (ст. 346.16 НК)
Проблема: Из-за этого многих фирмам и предпринимателям упрощенка просто невыгодна.
Решение: Перечень расходов сильно вырастет. В него войдут бухгалтерские и юридические услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.12 НК), расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений, на услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, на экспертизы и обследования, на переподготовку кадров, судебные некоторые другие расходы (подп. 24–34 п. 1 ст. 346.16 НК).
Дано: По основным средствам и нематериальным активам можно учесть лишь расходы на их приобретение (подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК).
Проблема: Нельзя учесть расходы на сооружение, изготовление основных средств, создание нематериальных активов (письмо Минфина от 19 апреля 2004 г. № 04-02-05/2/15).
Решение: Со следующего года такого ограничения больше не будет (новая редакция подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК). При этом можно будет учесть лишь амортизируемое имущество (новый п. 4 ст. 346.16 НК).
Дано: Доход можно уменьшить на расходы по купленным для перепродажи товарам (подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК).
Проблема: Налоговики считают, что купленное имущество можно списать на расходы только после того, как оно будет продано (письмо МНС от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/ 657). А Минфин полагает, что дожидаться реализации не надо (письмо Минфина от 13 мая 2005 г. № 03-03-02-02/70).
Решение: С 1 января 2006 года позиция налогового ведомства узаконена. Учесть в расходах закупленные товары можно будет только по мере их реализации. Определены и методы списания расходов: по стоимости единицы, средней стоимости, ФИФО, ЛИФО (новый подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК).
Дано: К расходам можно отнести всю сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) при условии, что они оплачены (подп. 8 п.1 ст. 346.16 НК).
Проблема: Минфин разрешает уменьшать доходы на НДС по оплаченным товарам. Причем неважно, списана ли на расходы стоимость этих товаров (письмо Минфина от 3 марта 2005 г. № 03-03-02-04/ 1/52). Налоговая служба считает это «непозволительной роскошью».
Решение: С 1 января 2006 года НДС с закупленных товаров попадет в расходы при выполнении двух условий. Первое – оплата товаров, второе – их реализация покупателю (новая редакция подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Торговать будет выгоднее
Дано: В Налоговом кодексе не сказано, что к расходам на реализацию относятся затраты по транспортировке, хранению и обслуживанию товаров. Поэтому Минфин считает, что их нельзя учесть при расчете единого налога (письмо от 10 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/47, письмо МНС от 15 сентября 2003 г. № 22-1-14/2021-АЖ397).
Проблема: Торговые фирмы считают это неправильным и доказывают это в суде (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2004 г. № Ф04/596-60/ А03-2004).
Решение: Этого противоречия больше не будет. В следующем году все расходы, связанные с реализацией товаров, можно будет учесть при расчете налоговой базы (новый подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК).
Задача № 5. Как упростить жизнь предпринимателям
Сейчас предприниматели платят единый налог по тем же правилам, что и фирмы.
С 2006 года будет действовать новый упрощенный режим для индивидуальных предпринимателей – на основе патента (новый п. 1 ст. 346.25.1 НК). Решение о вводе патента будут принимать региональные власти.
Они же определят конкретный перечень видов деятельности, выбрав из предложенного кодексом (новый п. 2 ст. 346.25.1 НК).
Здесь и пошив одежды, и ремонт обуви, и фото-, кино-, видеоуслуги, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, изготовление мебели. Всего их 58.
Желающим работать на патенте запрещено использовать наемный труд, в том числе и по гражданско-правовым договорам. Остальные ограничения те же, что и у других упрощенцев (ст. 346.11– 346.25 НК).
Заявление в налоговую индивидуал должен подать за месяц до начала применения патентного режима. В десятидневный срок инспекторы обязаны либо выдать патент коммерсанту, либо объявить об отказе (новый п. 5 ст. 346.25.1 НК).
Годовая стоимость патента будет определяться по формуле:
П = 6% x Д / 100%,
где П – годовая стоимость патента, 6% – налоговая ставка (ст. 346.20 НК), Д – потенциально возможный к получению годовой доход (определяется региональной властью).
У предпринимателя есть возможность приобрести патент на более короткий срок: квартал, полугодие, девять месяцев. Тогда стоимость будет соответственно пересчитана (новый п. 6 ст. 346.25.1 НК).
Оплата разбивается на две части: 1/3 не позднее 25 дней после начала работы по патенту. 2/3 не позднее 25 дней после окончания действия патента (новые п. 8, 10 ст. 346.25.1 НК).
Если предприниматель нарушит условия работы по патенту, например возьмет на работу сотрудников, то право на специальный режим он теряет. Оплаченную часть стоимости патента ему не вернут (новый п. 9 ст. 346.25.1 НК).