Пензенскому рынку алкогольной продукции предстоит "ломка"
26/07/05, "Пенза-Онлайн"
22 июля председатель Комитета Пензенской области по лицензированию В.И.Чучелов собрал совещание с предпринимателями, торгующими алкогольной продукцией на территории области. Присутствовал также начальник отдела регионального правительства А.В.Заложников; в президиум была приглашена и начальник сбыта ОАО “Пензаспиртпром” С.В.Романенко. Надо сказать, что подобное совещание вполне назрело. У власти есть претензии к предпринимателям, но есть что сказать и у предпринимателей - власти. Претензии власти известны: есть случаи грубого нарушения правил торговли. Выявлено 19 фактов продажи в закусочных, кафе и пр. поддельной водки на основе спирта, денатурированного диэтилфталатом. У 180 торговых точек приостановлено действие лицензии за различного рода нарушения. Есть случаи продажи спиртных напитков несовершеннолетним. При проверках нередко выявляется либо отсутствие документов, удостоверяющих легальность алкогольной продукции, либо неправильное или небрежное их оформление. Напомнил В.И.Чучелов предпринимателям и о необходимости блюсти новейшие нормативные разработки. В частности, сейчас ГОСТ обязывает именовать заведение, скажем, не просто “рестораном”, а “рестораном I класса”, или “II класса”, или “рестораном люкс”, и иметь соответствующую посуду, кухню и пр. Конечно, против хорошей кухни возразить что-либо трудно, но вывеска типа “Ресторан I класса” будет смотреться слегка непривычно: “Дорогая, мы сегодня в первый класс, или во второй?” Завершилась вводная часть совещания соответственно крупной и жирной “точкой над i”: “Продавцы обязаны принимать все меры для защиты жизни и здоровья граждан, совершающих у них покупки”. Причем ответственность несут и в том случае, если негодной или опасной для жизни оказывается продукция, приобретенная на оптовом складе и произведенная на государственном заводе. Не надо удивляться, такое случается даже при всех тех мерах и гарантиях, которые дает государство, проверяя и перепроверяя ЛВЗ и оптовые склады, контролируя их всеми возможными способами и т.д. Единичный случай такого рода признал и В.И.Чучелов, сообщив, правда, что инцидент удалось разрешить в течение часа, собрав за одним столом представителей завода, оптового склада и розничного бизнеса. Но, видимо, чтобы не подставляться в дальнейшем, бизнесу в будущем придется организовать что-нибудь типа “входного контроля” алкогольной продукции – что делать, если государство оказывается не в состоянии организовать “выходной контроль”? Кстати, на совещании зашла речь о создании Ассоциации предпринимателей, торгующих алкогольной продукцией, - возможно, создание такого “входного контроля” как раз и станет задачей, достойной данной ассоциации. *** Претензии предпринимателей озвучивать пришлось также В.И.Чучелову. Претензии эти понятны: государство своими акцизами и налогами взвинтило цену на водку до 80-85 руб. за поллитра, в то же время в каждом городе, в каждом селе существует целая нелегальная сеть торговли ворованным спиртом, денатуратом и прочими алкогольными радостями по цене 20 руб. за ту же бутылку. При этом местные начальники еще и требуют с бизнеса планов по реализации водки, налогов и пр. - Почему молчите-то? – обратился к предпринимателям В.И.Чучелов. - Боимся, - глухо ответили из зала. Причины этой боязни также пришлось расшифровывать В.И.Чучелову: на нелегальном рынке алкоголя случайных людей нет – сплошь “сват, брат”, причем “сватьями и братьями” эти люди приходятся далеко не рядовым нашим согражданам, у которых, в свою очередь, есть еще более высокопоставленные “сватья-братья”. Не случайно Виктор Иванович процитировал ответ хозяйки одного из сельских магазинов районному начальнику, собравшему предпринимателей на очередную проработку: “Вокруг моего магазина пятнадцать шинков – что же вы с ними-то не боретесь?” Вот и получается в нашем любимом отечестве парадоксальная ситуация, когда законопослушный гражданин, пытаясь вести легальный и прозрачный бизнес, платит огромные налоги, его прессуют все, кому не лень, на него возлагают моральную ответственность, если какой-нибудь наш земляк травится в подворотне неизвестно где приобретенной денатуркой. В то же время “сват-брат” никаких налогов не платит, травит людей, чем хочет, никто его не тревожит и живет он припеваючи. Если же бизнес, общество, СМИ пытаются протестовать против такого порядка вещей, то им приходится сталкиваться со всем “междусобойчиком” локального истеблишмента, на них обрушиваются проверки, возникают уголовные разборки, а в последнее время выявилась тенденция так вообще переводить подобного рода инциденты в “политическую плоскость”: при малейшей попытке протеста заводить песню про “связи с олигархами”, “оранжевую революцию”, “влияние Запада” и т.п. Чтобы покончить с печальной темой, сообщим: В.И.Чучелов объявил на собрании, что к прокуратуре было сделано обращение с просьбой проверить деятельность как районных начальников, так и руководителей милиции по линии их борьбы с нелегальным оборотом спиртосодержащей продукции. Подождем, посмотрим, удастся ли таким образом прорвать “междусобойную” линию обороны. *** Самое интересное на этом совещании, как и полагается, было оставлено напоследок. Слово взял А.В.Заложников и сообщил, что принято решение о разделе рынка сбыта продукции ОАО “Пензаспиртпром” между тремя пензенскими дистрибьюторами алкогольной продукции в лице оптовых складов “Порт”, “Табалко” и “Дионис”. Все районы и города областного подчинения нашего региона поделены между этими тремя компаниями, каждая из них будет реализовывать пензаспиртпромовскую продукцию только на отведенных ей территориях. По мнению власти, эта мера поведет к повышению ответственности руководства оптовых складов за “насыщение” прилавков продукцией “Пензаспиртпрома” - областное начальство встревожено тем, что в последнее время лишь каждая пятая легально приобретаемая бутылка спиртного выпущена предприятиями, входящими в ОАО. Мнение бизнесменов, которым и раньше-то, когда оптовики конкурировали между собой, не просто было находить с ними общий язык, как-то зависло в воздухе. Впрочем, А.В.Заложников заявил, что конкуренция для оптовых складов не отменяется: если какой-то из них не сможет добиться должного насыщения пензаспиртпромовской продукцией магазинов на подведомственной территории (на совещании это было названо “качеством дистрибьюции”), то его районы будут передаваться другому оптовому рынку. Любопытно, согласится ли с такой трактовкой конкурентной борьбы пензенское подразделение федеральной антимонопольной службы? С.В.Романенко, взяв слово, начала говорить о том, что будут проводиться некие проверки совместно с другими инстанциями (надо так догадываться, “Спиртпром” будет проводить проверки розничной торговли?), и на вопросы о том, почему нельзя повысить сбыт чисто рыночными мерами – повышением качества, изменением дизайна тары, проведением рекламных акций, применением систем бонусов и т.п., сообщила, что все это уже делается, но что сейчас - некий “переходный период”, и даже не совсем понятно завершила фразу, начатую словами: “Мы все понимаем, что это ломка рынка…” Очевидно, просто надо понимать так, что все, что хорошо “Пензаспиртпрому”, хорошо и Пензенской области?
|
|
|