Правительство готово снизить тарифы по "автогражданке"
14/07/05, http://www.autonews.ru/
Два года прошло с того момента, когда правительство, желая, чтобы в России было "все как у всех", спешно приняло закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" (ОСАГО). И только сейчас чиновники прислушались к мнению большинства автовладельцев, недовольных реализацией идеи в жизнь и, главным образом, размерами тарифов. Уже осенью (до 1 октября) этого года россиянам будут представлены новые коэффициенты страховых тарифов по автогражданке. Правительство обещало вернуться к вопросу корректировки тарифов по ОСАГО после двух лет действия закона, т.е. после 1 июля текущего года. Формальным объяснением неприкосновенности тарифов в первые годы было поначалу то, что рынок, мол, для России новый, и его игрокам надо притереться друг к другу, понять специфику рынка. Страховщики поняли специфику довольно быстро. Каково было удивление даже пессимистов, когда по итогам первого года действия ОСАГО страховщики выручили на продажах полисов в 5,5 раз больше, чем выплатили по страховым случаям. Всего, по данным Минфина, с начала действия закона об ОСАГО объем страховых премий составил 86,9 млрд руб., а страховых выплат - 26,3 млрд руб. Явный дисбаланс между суммами премий и выплат дал повод к разговорам о завышении тарифов. Между тем, страховщики стремились к их еще большему увеличению. По их мнению, тарифы на ОСАГО необходимо повысить в среднем на 20%, введя при этом безлимитную ответственность по имущественному ущербу и увеличив лимит ответственности по ущербу жизни и здоровью до 400 тыс. руб., иначе до 90% страховых компаний разорится на ОСАГО. По мнению многих чиновников, снижение тарифов на "автогражданку" может не только резко сократить количество занимающихся ей страховщиков, но и ударить по создающемуся Российским союзом автостраховщиков (РСА) резервному фонду компенсационных выплат. Напомним, его размер на сегодняшний день составляет около 1,8 млрд. рублей, а создавался он, в том числе, для обеспечения гарантий обанкротившихся страховщиков. Поэтому в мае, накануне признания Конституционным Судом РФ закона об ОСАГО не соответствующим главному закону страны, замдиректора Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева уже высказала мнение о том, что базовую ставку тарифа по ОСАГО в ближайший год повышать не следует. По ее словам, в прошлом году средний размер страховой премии составлял порядка 1.930 рублей, что практически равно базовой ставке тарифа (1.980 рублей). Похоже, правительство все же решилось пойти навстречу автовладельцам. Правда, в финансовом министерстве подчеркивают, что редакции подвергнутся поправочные коэффициенты. В частности, это касается коэффициента по возрасту и стажу вождения, по мощности двигателя транспортного средства, территориальных коэффициентов и ряда других. Проект соответствующего постановления сейчас находится на согласовании в министерствах и ведомствах, после чего он будет внесен в правительство. Поэтому в абсолютном значении у многих россиян появляется надежда на снижение стоимости страховки. Кроме того, к середине осени Минфину, МЭРТ, МВД и Минюсту необходимо дополнительно проработать вопросы о повышении ответственности страховых компаний за нарушение условий и сроков осуществления страховых выплат. Еще одним важным нововведением, как ожидается, станет упрощение процедуры выплат по страховым случаям. А именно — россиянам впредь не придется томиться на месте ДТП в ожидании сотрудников ГИБДД, а также пребывать на грани нервного срыва в группах административного разбора. Напомним, что подобная процедура урегулирования ДТП без участия ГИБДД предусмотрена действующим законодательством об ОСАГО. Однако фактически страховщики готовы рассматривать документы для выплаты лишь в случае, если авария оформлена сотрудниками ДПС, а страхователь признан виновным группой разбора или судом. Среди прочих обсуждаемых новшеств стоит отметить и досрочное прекращение договора ОСАГО и порядок продления договора на новый срок, атакже повышение ответственности страховых компаний за нарушение условий и сроков осуществления страховых выплат. В законопроектах должна быть предусмотрена организация проведения независимой технической экспертизы автомобилей, проработаны вопросы определения процедуры передачи страхового портфеля при отзыве соответствующей лицензии у страховой компании. Наконец, в случае прохождения поправок у автовладельцев появится возможность обращаться с требованием о выплатах непосредственно к страховщику, с которым у обидчика в ДТП заключен договор ОСАГО. При этом страховые компании должны будут урегулировать вопрос выплат между собой. Обсуждаемые правительством поправки тем более актуальны, если учесть, что из 440 полученных РСА за первые 6 месяцев прошлого года жалоб владельцев полисов ОСАГО на своих страховщиков в 45,6% случаев обратившиеся были недовольным умышленным затягиванием выплат. Еще в 19,3% случаев недовольные сообщали и вовсе об отказе страховой компании от выплат возмещения, а 12% позвонивших, по их мнению, явно недополучили по страховке. Поэтому обиженным ранее автовладельцам осталось совсем немного — дождаться декабря, когда готовящиеся поправки обретут юридическую силу. Артур Саруханов
|
|
|