Бизнесу определили «особые зоны»
11/07/05, Rbc Daily
Закон об экономических зонах подается как способ простимулировать экономику, но в утвержденном виде он вряд ли способен реализовать возлагаемые на него надежды В пятницу Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект «Об особых экономических зонах в РФ». Учитывая скорость прохождения законопроекта через Охотный ряд (внесли 28 апреля) можно не сомневаться, что Совет Федерации его одобрит, а Владимир Путин – подпишет без особых проволочек. Новое детище Минэкономразвития должно продемонстрировать бизнесу внутри России и за ее пределами, что правительство готово всеми силами содействовать его процветанию и развитию. Однако статус и ограничения, наложенные на функционирование «особых экономических зон», отдаленно напоминают другие особые зоны, в которых бизнес обычно наказывают. Новый закон предполагает создание двух типов особых экономических зон (ОЭЗ): технико-внедренческие (площадь – не более 2 кв. км) и промышленно-производственные (площадь – не более 20 кв. км). ОЭЗ создаются в пределах одного муниципального округа на 20 лет. Срок их деятельности продлению не подлежит. На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Для первых депутаты внесли поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми для налогоплательщиков, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, устанавливается ускоренный порядок амортизации расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также позволяется перенос убытков на последующие налоговые периоды (без ограничений). Устанавливается ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам. Для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (14% вместо 26%). Нерезиденты ОЭЗ ведут экономическую деятельность на ее территории на общих основаниях. Государство будет определять конкретные цели для каждой зоны. Предусматривается, что для управления ОЭЗ будет создано специальное федеральное агентство. Прежде, чем закон об ОЭЗ начнет работать, правительству придется принять около 10 нормативных актов, регулирующих их деятельность. Но уже сейчас многие регионы намерены принять участие в конкурсе по отбору площадок для ОЭЗ, который во втором полугодии намерен провести МЭРТ. Так, Самарская область желает создать ОЭЗ в Тольятти, чтобы помочь «АвтоВАЗу». Конкуренцию ей составят Чувашия, Московская и Ленинградская области, а также Санкт-Петербург, Красноярский край, Томская и Новосибирская области. «Вначале планируется создать до 10 технопарков, каждый из которых, по расчетам правительства, потребует вложений 100-150 млн долл.», – поделился планами вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. По его словам, ОЭЗ «станут инкубатором передовых технологий, идей, наукоемких производств, для реализации которых будут созданы все благоприятные условия». Стоит отдать должное депутатам, они смогли исключить или поправить в законе об ОЭЗ много несуразностей МЭРТ, хотя и привнесли свои. Для начала они увеличили площадь промышленно-производственных зон вдвое (до 20 кв. км), что выгодно прежде всего крупным машиностроительным предприятиям, которые теперь могут использовать новый закон на свое усмотрение. Кроме того, народным избранникам показались недостаточными налоговые послабления для резидентов ОЭЗ. Герман Греф в марте, докладывая о законопроекте, обещал правительству, что новые ОЭЗ не станут «налоговыми дырами», но депутаты внесли свои коррективы и дали резидентам льготы по налогу на прибыль и имуществу, тогда как глава МЭРТ предлагал ограничиться только ускоренной амортизацией и скидками по ЕСН. Настораживает в принятом законе и другое. Жесткое ограничение площади зон и возможности открывать их только на землях, принадлежащих государству или муниципалитету. В результате это может привести к тому, что участки ОЭЗ будут находиться на значительном расстоянии от крупных городов, вокруг и внутри которых будет трудно найти 20 км «государевой земли», незанятой частной недвижимостью, а на создание инфраструктуры на «пустом месте» могут потребоваться колоссальные средства, которые должен будет предоставить бюджет. Последний, как известно, очень прижимист на инвестиции. Несмотря на то что земля в зонах будет принадлежать муниципалитету или государству, депутаты позаботились об ее арендаторах, освободив их от земельного налога (!). Не успев внедрить закон в жизнь, МЭРТ уже строит планы в осеннюю сессию внести в него первые поправки. «Они будут касаться регулирования особых экономических рекреационных зон», – заявил Герман Греф, проникшись в пятницу красотами Красноярского края. По его словам, сейчас в ряде сибирских регионов есть большой потенциал для развития туризма, в частности на Алтае и на озере Байкал. Отдел компаний Владислав Серегин
|
|
|