Реклама банковских услуг: распространенные ошибки и нарушения
13/08/12,
Реклама пронизывает все сферы экономики, связывает ее с обществом и потребителями товаров и услуг. Реклама во многом формирует спрос и предложение на товары и услуги.
Как и все организации, заботящиеся о продвижении на рынке своих услуг, банки тоже прибегают к рекламе. Цель такой рекламы - привлечение внимания потребителей к банку и его услугам. Основные требования к рекламе банковских услуг приведены в статье 28 Федерального закона «О рекламе». Но зачастую реклама не дает полной информации об услугах банков. Как следствие – граждане или организации считают себя обманутыми или не полностью информированными.
Практика показывает, что, чаще всего, в рекламе банковских услуг упускаются из вида следующие требования законодательства.
1. Реклама банковских услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги. Организации часто рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на банк, который его предоставляет. Но торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, поэтому при сообщении сведений о предоставлении кредита без указания на банк реклама будет нарушать Закон о рекламе.
Реклама должна содержать сведения, которые позволяют отличить финансовые услуги от продажи не финансовой организацией товаров в рассрочку или кредит. Но если кредитование покупок или услуг будет осуществляться не торговой или сервисной организацией, а банками-партнерами, то в такой рекламе нужно указать наименование банка.
2. Реклама банковских услуг не должна содержать гарантии или обещать в будущем доходность вложений, если они не могут быть определены на момент заключения соответствующего договора.
Гарантируя такие условия при рекламировании, банк может не достигнуть желаемого результата. В рекламе допустимо сообщать только о тех показателях эффективности деятельности (доходности вложений), которые могут быть определены на момент заключения соответствующего договора и подтверждены документально.
3. Реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях их оказания, влияющих на сумму доходов или расходов воспользовавшихся услугами лиц, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Закон запрещает умалчивать о существенных условиях, которые влияют на конечную стоимость банковской услуги, поэтому информация об уточнении в банке подробностей по рекламируемой услуге не заменяет опубликования существенных сведений.
При рекламировании банковских вкладов нужно указывать процентную ставку, срок ее действия (год или месяц), сумму вклада, срок вклада, вид валюты, информацию о возможности пополнения вклада, досрочном снятии денежных средств со счета, обеспечении возврата вклада и об изменении условий договора банком в одностороннем порядке.
Активное развитие потребительского кредитования вызывает спрос на его использование. Но за пользование кредитом нужно платить, и часто проблемы начинаются, когда встает вопрос о реальной сумме кредита. Некоторые кредитные организации дают потребителю неполную информацию. Сообщаемый в рекламе процент по кредиту может быть не очень высоким, но в то же время существуют дополнительные комиссии и платежи, которые увеличивают общую сумму выплат в два-три раза, но о которых в рекламе не сообщается.
Если в рекламе кредитов указывается конкретная процентная ставка по кредиту, то она должна включать в себя все дополнительные периодические и единовременные платежи. Также должны содержаться условия применения процентной ставки (сумма кредита, срок предоставления денежных средств и др.), а также условия, влияющие на расходы заемщика по кредитному договору (заверение копий документов у нотариуса, оплата услуг страхования).
Таковы основные требования к рекламе банковских услуг, которые нужно обязательно учитывать. В противном случае, применение немалых штрафов за нарушения при размещении рекламы сведут на нет тот эффект, который ожидает получить банк от своей рекламы.
Дмитрий Нарывский Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»
|