Как зарегистрировать свой бизнес
31/05/12,
Вопрос юридического оформления бизнеса стоит перед каждым начинающим предпринимателем. Какую форму принять – юридическое лицо или без образования оного? Какую систему налогообложения выбрать?
Для получения ответов мы побеседовали с Денисом Селезневым, генеральным директором ООО «Ваш Юридический советник». Денис Юрьевич профессионально занимается регистрацией и ликвидацией юридических лиц в Пензе.
Я имею средства и желаю начать свое дело. С чего мне начать?
Сначала надо определиться, хотите вы работать с регистрацией юридического лица или без нее. У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы. ИП - более простой вариант, в плане оформления, отчетности. Открыть и закрыть ИП проще и дешевле. Минус ИП – отсутствие ограничений по долгам. Если ООО при банкротстве рискует только своим уставным капиталом и его долги погасит суд, то при банкротстве ИП и наличии у него долгов, предприниматель отвечает всем своим имуществом.
ООО отвечает своим имуществом при долгах?
Имуществом организации – отвечает, но соучредители не рискуют своим личным имуществом. Они внесли уставной капитал в размере десяти тысяч рублей, и они рискуют только тем, что по требованию кредиторов на эти деньги будет наложено взыскание. На практике чаще все-таки оформляют ООО – около 70%.
А что распадается чаще?
ООО чаще, но, скорее всего, это связано с тем, что регистрацию и ликвидацию ИП проводят самостоятельно, а за теми же процедурами с ООО приходят к нам и мы видим только статистику по обществам. Без юриста в случае ООО трудно справиться – можно, например, отказ получить при регистрации. В случае ИП требуется только одно заявление. И я допускаю, что на практике ипэшников не меньше, чем ООО распадается. Но когда риски растут, то переходят из ИП в ООО.
А акционерные общества организуют?
В Пензе очень мало акционерных обществ. Это уже крупный бизнес. Для начинающих, с ограниченным капиталом ИП и ООО самые подходящие варианты.
Итак, мы определились, что пока нам достаточно зарегистрировать для нашего бизнеса ИП. Что нам нужно сделать?
Необходимо заполнить заявление о регистрации ИП. Его можно взять в налоговой инспекции, в информационно правовых системах «Консультант» или «Гарант», можно в интернете на nalog.ru. Заявление заверяется у нотариуса. Так же требуется заверенная у нотариуса копия паспорта и квитанция об оплате пошлины в 800 рублей. Эти три документа гражданин подает в налоговую, и в течение пяти рабочих дней его регистрируют в качестве предпринимателя.
Какую отчетность сдает индивидуальный предприниматель в течение года?
Отчетности много, так как много контролирующих органов. И в статистику нужно отчитываться, и в налоговую, естественно, по каждому виду налога, и в пенсионный фонд.
А какие налоги платят предприниматели? Система налогообложения одинакова для ИП и для ООО?
В принципе да. Существует четыре системы налогообложения. Первая - это общая система налогообложения. Она связана с большим количеством отчетности, с предоставлением бухгалтерской отчетности, отчетов во внебюджетные фонды.
Но хотелось бы подробнее остановиться на более популярной системе налогообложения – упрощенной. Она существенно облегчает сдачу отчетности: если при общей системе по каждому налогу нужно ежеквартально сдавать декларацию, то при упрощенной нужно сдать один раз в год одну декларацию.
Кто может выбрать упрощенную систему?
ИП или ООО у которых численность работников менее 100 человек, у которых нет филиалов и представительств, кроме этих всего десять ограничений в налоговом кодексе. В общем, если гражданин открывает ИП, имеет обороты в пределах трех миллионов и у него немного работников, то он может переходить на упрощенную систему налогообложения (УСН).
Какой размер налога предусматривает УСН?
6% со всей выручки или 15% с прибыли. Отдельно отчисляются платежи в пенсионный фонд, фонд социального страхования, и медицинский фонд.
Если индивидуальный предприниматель временно не ведет никакой деятельности и не получает прибыли, то сколько он должен заплатить в казну?
Есть такое понятие как стоимость страхового года. В этом году ее размер составлял 1900 рублей. Сумма эта каждый год увеличивается.
Если у предпринимателя третий вид налогообложения – единый налог на вмененный доход, то ему вменяется доход определенного размера. Считается, например, что если предприниматель занимается автотранспортными перевозками, то с каждого автомобиля он должен зарабатывать 6 тыс. рублей и заплатить 15 % с этой прибыли. Не важно – заработал он эти деньги или не заработал – он должен заплатить 15% с 6 тысяч. Но если он заработал не 6 тысяч, а миллион, то он все равно платит налог с шести тысяч.
Если мы выбираем не ИП а общество с ограниченной ответственностью для нашего бизнеса, что нам следует делать? В ООО ведь минимум должно быть два человека?
Нет. ООО может учредить одно лицо. Но есть ограничения по максимальному количеству участников – 50. Если больше пятидесяти, то это акционерное общество. И не может организовывать ООО участник другого общества, где организатор тоже один.
А индивидуальный предприниматель может организовать ООО?
Может. Поскольку он является таким же физическим лицом с такими же правами. Он может зарегистрировать сколько угодно ООО.
Если мы решили, что у нас будет ООО, куда нам идти?
К нам (смеется). Либо к юристам, либо в налоговую инспекцию, но при этом нужно подготовить пакет документов.
Почему проще обратиться за помощью?
Потому что необходимый для регистрации пакет документов без юриста подготовить сложно. Даже если гражданин найдет нужные шаблоны, то, как показывает практика, все равно ошибок не избежать и оформлять одни и те же документы придется не один раз, получать отказы и платить каждый раз пошлину в 4 тыс. руб.
Мы, например, открываем организации под ключ. Мы сами ходим в налоговую, к нотариусу, заказываем печати, получаем все нужные документы из внебюджетных фондов о постановке на учет, письмо из Госкомстата, и как конечный результат – открываем расчетный счет вместе с клиентом. После этого можно начинать предпринимательскую деятельность.
Что делать тем, кто хочет самостоятельно пройти этот путь?
Нужно подать в налоговую заявление установленного образца, заверенное у нотариуса: решение о создании или протокол, если более одного учредителя; устав и квитанцию об уплате пошлины в размере 4000 рублей. Если организация создается более чем одним лицом, то необходимо заключить договор об учреждении общества, который тоже предоставляется в налоговую. Если организация регистрируется по нежилому помещению, то нужно представить документы на право находиться в этом нежилом помещении (письмо от собственника).
Какие есть подводные камни в самом начале ведения бизнеса?
Например, когда открывают ООО на несколько человек - предусматривают в нем равную ответственность. Например, два человека по 50%. И в случае корпоративного конфликта возникает патовая ситуация. Никто не может сменить директора и не могут ликвидировать организацию и компания бросается.
Я бы советовал определиться, чей это бизнес будет при открытии и у кого будет преимущества в принятии решений.
Как вы думаете, какой процент открытых организаций выживает на рынке?
Мои данные не точные. Не все кто у нас открывался, приходит нам закрывать, но могу предположить, что не выдерживает порядка 30%. Остальные так или иначе остаются, меняют, возможно, сферу деятельности, но продолжают работать.
Если вы открываете организации под ключ, значит, вы знаете, чем они занимаются. Какая профессиональная деятельность преобладает?
Много строительных организаций, много тех, кто оказывает услуги. Это и парикмахерские, и мойки и агентства недвижимости.
Как государство может помочь? Информационно? Финансово?
Что касается информации, то ее достаточно. У нас хорошо написаны законы, в них все четко. В налоговой инспекции тоже есть четкие требования к оформлению документов.
Мое мнение, что государство отчасти чинит препоны, повышая пошлину. До июня была 2 тыс. руб. пошлина, после июня – 4 тысячи. Стоило бы обратить внимание на нотариусов, на оплату услуг которых уходит половина суммы, требуемой на открытие.
|