Ситуация в России выходит из-под контроля
17/06/05, Rbc Daily
Премьер признал, что с инфляцией нужно бороться высоким экономическим ростом, но все его прогнозы по инфляции на 2006 год могут быть снова сорваны увеличением тарифов В четверг правительство приняло за основу проект бюджета на 2006 год и перспективный финансовый план на 2006-2008 годы. Экономисты радуются одобренным проектам по принципу «могло быть и хуже»: госрасходы растут все-таки не теми темпами, которых они опасались. А премьер Михаил Фрадков порадовал экспертов, заявив, что с инфляцией нужно бороться при помощи повышения экономического роста. Однако о том, как этого добиться, правительство по-прежнему не говорит. Кроме того, на заседании в четверг оно так и не смогло дать ответ на главный вопрос, от которого зависит инфляция: насколько вырастут тарифы естественных монополий? Запросы монополистов и прогнозы Минэкономразвития разительно отличаются, и кто победит в этой борьбе, пока неясно. Экономисты указывают на то, что пока правительство будет уступать монополиям и увеличивать предельный рост тарифов, его прогнозы по инфляции никогда не будут сбываться. «Защищаться от инфляции бесполезно – на нее надо наступать. Необходимо усиливать экономику, она должна эффективно работать», – огорошил собравшихся на заседании кабинета Михаил Фрадков. Впрочем, он не уточнил, какие именно меры следует для этого принять, сказав лишь о необходимости «конкретного плана действий» и «штабной работы». Премьер поддержал министра финансов Алексея Кудрина, который призвал к отказу от «нефтяной зависимости». «В других странах мира подобная ситуация называется "голландской болезнью"», – сказал министр. По его убеждению, это всего лишь «более интеллигентное название наркотической зависимости». «Все мы знаем, к чему приводит передозировка», – сказал г-н Кудрин. Михаил Фрадков охотно ухватился за эту идею. «Наша экономика должна меньше зависеть от этих факторов и развиваться более активно», – заметил он. Порассуждав о нефтяной зависимости, члены правительства приступили к распределению бюджетных денег, в том числе и «нефтяных». Согласно утвержденному правительством трехлетнему плану, общий объем расходов составит 3,9 трлн руб. в 2006 г., 4,2 трлн руб. в 2007 г. и 4,9 трлн руб. в 2008 г. По сравнению с апрельским вариантом плана Минфин увеличил расходы в 2006 г. на 242 млрд руб., в 2007 г. – на 158 млрд руб., а в 2008 г. – на 179 млрд руб. В другой ситуации такой рост расходов удручил бы экспертов. Но на этот раз они ждали худшего, поэтому сейчас вполне довольны. «Доля расходов в ВВП снизится с 17% в 2006 г. до 16% в 2008. Профицит в 2% ВВП в 2006 году вполне реалистичен, как и прогнозная среднегодовая цена нефти в 35 долларов за баррель. Кроме того, бюджет по-прежнему планируется сводить с профицитом, несмотря на рост социальных расходов, и это большой плюс, – сказал RBC daily экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. – В целом бюджетная политика довольно консервативна на фоне предыдущих заявлений чиновников. Могло быть и хуже». На заседании особенно отличился глава МЧС Сергей Шойгу. Когда он в последний раз выступал по «непрофильной» для себя теме, то камня на камне не оставил от основных направлений развития массовой культуры (это было в декабре прошлого года). Теперь же главный спасатель неожиданно для всех заговорил об инвестициях. «Не приведи Господи, какие у нас дороги, но в то же время офисы по 40 этажей растут как грибы, – заявил Шойгу. – Убежден, что сегодняшний уровень инвестиций повлечет за собой жалкое существование долгие годы». Видимо, правительство учло эти веские аргументы и утвердило общий объем инвестиционных расходов федерального бюджета в 2006 г. на уровне 450 млрд руб., в 2007 г. – 475 млрд руб., и в 2008 г. – 491 млрд руб. Впрочем, Алексей Кудрин отметил, что эти средства пока еще окончательно не распределены по проектам и федеральным целевым программам. Экономисты считают, что пока дополнительные инвестиционные расходы не усугубят инфляционный фон. «Как я понимаю, конкретных проектов пока нет, и эти деньги будут «консервироваться» наподобие стабфонда», – отмечает Антон Струченевский. Что же касается стабфонда, то в четверг премьер впервые четко встал на сторону Алексея Кудрина. «Забудьте про стабилизационный фонд», – заявил Фрадков, обращаясь к министрам, и предложил «оставить деньги и посмотреть, что на самом деле делается со структурой, экономикой», и выстраивать приоритеты без «наркотического нефтяного навеса». «Остается порадоваться за нашего премьер-министра, – говорит Антон Струченевский. – По крайней мере, теперь его точка зрения более или менее совпадает с тем, что говорит МЭРТ. А это значит, что правительство хотя бы на какое-то время едино». Впрочем, премьер встал на защиту стабфонда уже после того, как было принято решение о расходовании части его средств внутри страны. Кроме того, поднятие цены отсечения с 20 до 25 долларов за баррель по сути означает все ту же трату денег стабфонда, что не укрылось от внимания экспертов. «Это игра слов – не более того, – сказала RBC daily экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова. – Де-факто стабфонд уже пущен на социальные расходы». Однако правительство так и не смогло дать ответ на главный вопрос, от которого зависит уровень инфляции. Хотя в повестке дня заседания значился вопрос об утверждении тарифов естественных монополий на 2006 год, консенсуса достичь не удалось. После заседания глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что уровень тарифов на 2006 год до сих пор не согласован с компаниями и министерствами. Само МЭРТ, как известно, настаивает на минимальном росте тарифов в 2006 году. По мнению ведомства, цена газа на внутреннем рынке должна вырасти на 11%, электроэнергии и железнодорожных перевозок – на 7,5%. Однако запросы монополистов гораздо выше: «Газпром» требует повышения тарифов более чем на 20%, Минпромэнерго считает целесообразным рост цен на газ на 14%. Также «прибавки» требуют энергетики и железнодорожники. Пока точка в этой истории не поставлена, нельзя даже предположить, какой будет инфляция в следующем году. «По моему мнению, тарифы обеспечивают от 60% до 70% инфляции. Если тарифы на газ в 2006 г. будут повышены не на 11%, а на 22%, а на электроэнергию на 11% вместо 7,5%, – тогда инфляция составит 13% вместо 8%, – считает Наталья Орлова. – Так что если при расчете прогнозов по инфляции правительство исходит из собственных прогнозов роста тарифов, которые вдвое скромнее, чем запросы монополий, то даже при условии, что они договорятся «где-то посередине», инфляционные проектировки окажутся заведомо нереалистичными». Отдел экономики Антон Попов
|
|
|