Диверсификация в малом бизнесе на практике
12/12/11,
Насколько полезна диверсификация для малого бизнеса? Или может от нее только вред? С этими вопросами мы обратились к пензенскому предпринимателю Борису Демину, имеющему многолетний опыт создания и управления малыми предприятиями в сфере услуг.
Чем вы занимаетесь?
У меня несколько разных направлений. И связано это с тем, что различный бизнес ведет себя по-разному в разные времена. Есть пиковые сезоны, есть не пиковые. И для того, что бы перекрывать спады в том или ином бизнесе я веду сразу несколько направлений. В недвижимости есть осенний подъем продаж и предновогодний ажиотаж в аренде, а после Нового года, или летом, когда люди в отпусках происходит спад. А бизнес должен продолжать движение, нужны средства на рекламу, аренду и зарплату сотрудникам. Разные направления поддерживают друг друга, кто-то закрылся, а мы, таким образом, пережили кризис экономический. Если компания занималась только недвижимостью, то ей трудно пришлось в период спада покупательской активности. Мы же изготовлением печатей, или сайтами поддержали наше агентство недвижимости и оно до сих пор работает.
Вы сейчас обозначили три ваших направления – создание сайтов, изготовление печатей и штампов и сделки с недвижимостью. Это основные ваши направления? Или что-нибудь еще?
У нас еще есть буфет и кадровое агентство. Но на данный момент кадровое агентство наиболее пострадало от кризиса – компании в нашем регионе не готовы еще платить за подбор персонал профессиональным компаниям.
Сегодня мы говорим с Вами об изготовлении печатей и штампов. Это направление ведущее или наиболее интересное?
Оно и более интересно и постепенно переходит в разряд ведущих, хотя создавалось с целью поддержания других моих бизнес интересов. А на проверку оказалось, что в регионе не так много тех, кто занимается печатями и мы достаточно успешно вошли в этот сегмент рынка, заняли свою нишу. Было ново, интересно и несложно.
А почему печати? Между чем выбирали?
Думали много. Рассматривались разные бизнесы, даже об автомойке и студии по дизайну интерьера подумывали. Пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав то, где меньше организационных вопроса, вложений, и больше отдача. Начали с набольших объемов, постепенно росли и сейчас, через два года работы этого направления мы стали единственными в Пензе дилерами по распространению оснастки для печатей компании Shiny (Шайни)
Стать дилерами было сложно?
Нет. Эта ниша не была занята. Мы пытались выйти на разные компании, в том числе на TRODAT и GRM, но они принципиально не имеют дилеров в таких небольших городах, как наш. А нам хотелось иметь в Пензе такой центр, что бы пензенские компании не из Москвы возить, а купить все необходимое в своем регионе. В начале этого года на рынок вышла тайваньская компания Shiny и с целью расширения она пошла в регионы, открывая там представительства. Мы предложили им сотрудничество и они согласились.
Мы с Вами как-то с конца начали. Давайте вернемся к началу. Когда вы говорит «Мы», кого вы имеете в ввиду? Какая у вас форма собственности?
У меня зарегистрировано ООО, где я один генеральный директор. Со мной работает моя супруга и мы стараемся принимать решения согласованно.
Что вам потребовалось для открытия предприятия?
Оборудование. Есть много компаний, которые предлагают оборудование для изготовления печатей. Мы старались искать то, что подешевле, и пошли по пути полимерных технологий и начали с изготовлений печатей на основе фотополимеров. Есть еще flash-установки для цветных печатей и лазерные граверы, которые делают лазерную гравировку на резине.
Из-за того, что мы пошли по пути более дешёвой технологии, мы кончено потеряли небольшой сегмент рынка. Например, мы не имеем права изготавливать гербовые печати. Но у нас есть партнерские отношения с московскими компаниями и, если к нам приходит клиент с заказом на гербовую печать, - мы отправляем этот заказ им.
Как вы искали клиентов?
Ну, в нашем регионе немного путей подачи информации. Начали с газет «Из рук в руки», «Счастливый случай», «Из первых рук». Потом сделали сайт, который кажется единственный в регионе, ориентированный именно на печати и штампы.
Когда к вам пришел первый клиент?
Через пару дней после выхода газеты с нашим объявлением.
Какие ваши конкурентные преимущества кроме сотрудничества с Shiny?
Неверное сроки. Мы можем сделать печать за полтора часа, а многие компании называют минимальный срок в двое суток. А сроки для предпринимателей могут быть важны. Бывали случаи, когда договор надо было подписывать через два часа после регистрации ООО. И два дня такой клиент ждать не будет. А мы можем сделать это срочно. А в других случаях мы делаем печати в течение суток. Возможно у нас таким образом получается больше затрат, но мы выигрываем в количестве клиентов. А еще у нас достаточно мало брака, потому что работаем только с проверенными поставщиками.
Можете ли вы сказать, что если к вам пришел клиент, сделал заказ, то он вас будет рекомендовать?
Да. Именно так и происходит в большинстве случаев. К нам часто приходят с нашими визитками.
Когда вы вышли на прибыль?
Здесь достаточно быстрая окупаемость. Примерно через четыре месяца. Но много зависит от региона. Я, например, общался с Рязанью. Там на весь регион была практически только дна компания. Они сумели стать монополистами и до недавнего времени все шли к ним. Но сейчас постепенно приходят новые компании, которые забирают часть клиентов.
Можно ли расти в этом направлении.
Наверно уже нет. В этом сегменте мы состоялись. Свой сегмент рынка мы взяли, дилерами стали, хотя спроса на оснастки в регионе недостаточно.
Если бы Вы сейчас открывали новый бизнес, то в какую бы сторону пошли?
Для меня самый важный критерий – массовость, народность в бизнесе. Занялся бы тем, предметами первой необходимости. Интересен сегмент повышенного спроса. Возможно, открыл бы магазин шаговой доступности или недорогой одежды. Хороший спектр – детская одежда. Дети постоянно растут им надо каждый год что-то новое покупать, а родители, как правило, на детях не экономят. В хороший детский магазин точно не зарастет народная тропа.
Государство идет сегодня на встречу бизнесу?
В свое время, для того, что бы изготовить печать, компания должна была иметь лицензию. Были регистрационные органы, которые регистрировали печать. Со временем государство это упростило, отменив как лицензии, так и регистрацию печатей. Для нас это большой плюс.
Вы когда-нибудь сталкивались в коррупционными явлениями в бизнесе?
К счастью не приходилось. Мы даже на удивление легко открыли буфет. Мы дописали в устав о новом виде деятельности, сняли помещение, уведомили санэпидстанцию и бизнес заработал. Ни на каком этапе никто взяток не просил.
Какую помощь государство может оказать предпринимателям?
Мне нравится идея с грантами для молодых предпринимателей. Что касается уже состоявшихся, то можно было бы сбавить налоги для небольших компаний. У нас под малый бизнес попадают очень разные организации от сети строительных магазинов до небольшой парикмахерской. Масштаб и заработки разные, а налоги одинаковые. Но это лично мое мнение.
|