В Пензе появится система спутниковой навигации?
11/06/05, «Улица Московская», №22,
7 июня в правительстве Пензенской области состоялось рабочее совещание, на котором обсуждался ход реализации соглашения между Федеральным космическим агентством и Пензенской областью. Это соглашение было подписано в декабре прошлого года, оно определяет условия взаимодействия сторон в области развития космических систем, средств и технологий. «Космическую» делегацию возглавлял первый заместитель генерального директора - генерального конструктора ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» Вячеслав Безбородов. Институт - одно из 6 предприятий, которое стояло у истоков космической отрасли. Первоначальная специализация - управление космическими аппаратами, получение от них информации, создание и изготовление приборно-измерительных комплексов. В составе делегации были также представители министерства обороны в лице заместителей начальника управления вооружения и начальника управления Роскосмоса. Судя по названию договора и составу делегации, можно было ожидать, что космические деятели вспомнили, наконец, об интеллектуальном потенциале Пензенской области, о ее лежащих на боку оборонных предприятиях, о талантливых пензенских инженерах. И приехали предложить им участие в конкретных проектах по «развитию космических систем, средств и технологий». В последнее время все чаще стали появляться сообщения о некотором оживлении в космической отрасли. Вроде бы нашли деньги на долгосрочную аренду Байконура, договорились с французами о строительстве космодрома на одном из атоллов в районе экватора, принято решение о создании океанской плавучей стартовой площадки. Стали поговаривать о скором появлении новых космических символов России в дополнение к улыбке Гагарина, единственному полету «Бурана» и невостребованным носителям «Энергия». В общем, есть к чему приложить головы и руки соскучившихся по работе инженеров, в том числе и пензенских. Начало было многообещающим. «Мы поняли, что масштабы космической деятельности и практическая отдача от нее, к сожалению, имеют дистанцию огромного размера, - сообщил Вячеслав Безбородов. - И вы в регионах прекрасно понимаете: от того, что в космосе летает спутниковая группировка, реальной помощи мало. Мы хотим этот недостаток устранить». Однако Вячеслав Безбородов не спешил вытаскивать портфель с образцами договоров или бизнес-планов. Вместо этого он стал рассказывать о том, какие хорошие разработки есть в его НИИ, какую невероятную пользу они могут принести региону. Начиная с координации систем управления областью, а также мониторинг различных видов, в том числе и окружающей среды, создание Центра приема космической информации. «Очень важное направление - транспортное. Василий Кузьмич, вам, как в прошлом руководителю транспортного хозяйства, это может быть интересным, - пытался заинтересовать губернатора заместитель генерального директора НИИ. - Мы делаем системный мониторинг перемещения транспортных средств. В любую секунду мы знаем, где оно находится, что делает, какой у него пробег». В качестве примера он привел факт, когда на автомобиль, доставлявший цементный раствор на нефтяные скважины, был установлен спутниковый контролирующий датчик. Через месяц выяснилось, что водитель незаконно приписал себе 1000 км пробега. Правда, он не уточнил, какая при этом образовалась экономия. Может, предприятию выгоднее закрывать глаза на проделки водителя, чем связываться с дорогими космическими технологиями? Стало ясно, что вояж космических деятелей по российским регионам был затеян с одной целью - поиск заказов для НИИ космического приборостроения, в чьи функции входит также управление и эксплуатация спутников. Одно из предложений москвичей - создание системы мониторинга за перемещением опасных грузов. Однако Вячеслав Безбородов отметил, что смешно говорить про наблюдение за таким грузом, когда он переезжает в соседний регион, где нет такой системы. Поэтому их нужно создавать во всех регионах России. Другими словами, за счет региональных бюджетов планируется создать систему федерального уровня. Не понятно только, в чем здесь интерес регионов? Обеспечение безопасности - функция федеральных органов. И они сами должны определять способы контроля ситуации, создавать соответствующие системы наблюдения. «В соответствии с законами о представительных и исполнительных органах власти мы ни на какой мониторинг не имеем права, - известил москвича губернатор. - Нам никто не даст такую информацию. У нас нет прав». Да и кто позволит губернатору тратить областной бюджет на эти цели? Об этом Василий Бочкарев тоже напрямую спросил докладчика: «Многие вещи, о которых вы говорите, они правильные, разумные, нужные. Но решить их субъект не может. Он даже не может заплатить за данный проект в связи с тем, что это не входит в его компетенцию. Это будет нецелевое использование средств. Ярославский губернатор дал ссуду одному федеральному институту на зарплату. Они деньги вернули, но прокуратура возбудила уголовное дело по нецелевому использованию. А если я закажу работу, которая не входит в мои полномочия, то это тоже нецелевое использование средств». Видя, что губернатор не очень-то склонен принять такие предложения, москвичам пришлось открыть карты. «Речь идет о том, чтобы на территории области найти потребителей услуг, которые готовы платить за это деньги. Речь не идет полностью о региональном заказе. Неужели нет субъектов бизнеса, которым интересны эти задачи?» - недоумевал генерал в штатском. «Бюджет области прошлого года - 51% валового регионального продукта - это услуги. Мы живем за счет малого и среднего бизнеса, которому это пока не нужно, - парировал губернатор. - У него нет потребности в ваших проектах». «Практически все разработки завершены. Заплачены колоссальные государственные деньги. Есть спутники, навигационные приемники, - продолжал жаловаться замдиректора НИИ Вячеслав Безбородов. - Мы не можем найти спроса на продукцию и услуги. На 2 - 5% загрузки работают каналы связи. Нас ругают военные. Эти навигационные системы в мирное время им как бы не нужны. Но их как-то надо использовать!» И тут он сообщил, наверное, главную причину такой активности космических чиновников - денег на содержание бесполезных спутников государство больше не дает, и министерство связи просит отдать всю навигацию в частные руки. Но этому противятся военные. «Без сотовой связи, в принципе, воевать можно. Если мы и навигацию отдадим в частные руки, то мы ее лишимся как государственной системы», - сетовал Вячеслав Безбородов. Немного истории. Активное развитие спутниковых технологий привело к созданию глобальных радионавигационных систем, которые позволяют с высокой точностью определять местоположение воздушных, морских, наземных и космических объектов, а также решать целый комплекс задач, в первую очередь, оборонных. Отечественная система ГЛОНАСС была сформирована в 1995 году и имела на орбите 24 спутника. Однако из-за выработки срока эксплуатации этих космических объектов, а также из-за недостаточного финансирования программы выведения новых спутников на орбиту на сегодняшний день орбитальная группировка ГЛОНАСС сократилась более чем в два раза. Количество отечественных образцов наземной навигационной аппаратуры, находящихся в эксплуатации, составляет всего несколько тысяч. Американская система GPS, помимо обеспечения государственной безопасности, практически сразу стала предлагать коммерческое использование спутниковой навигации для граждан Америки и других стран. В настоящее время орбитальная группировка системы GPS состоит из 28 спутников. Первоначально основными пользователями GPS-системы были люди, чья жизнь связана с путешествиями: туристы, альпинисты, яхтсмены. Сейчас количество пользователей, в том числе и в России, растет подобно снежному кому. Оборудование для GPS-навигации становится штатным прибором выпускающихся автомобилей. Она позволяет без труда ориентироваться в незнакомой местности, достаточно только загрузить карту необходимой области. Стоимость комплекта GPS-оборудования сравнима со стоимостью сотовых телефонов бизнес-класса. Это еще один пример, как американцы заставили весь мир оплачивать свои высокие оборонные технологии благодаря только тому, что их военное министерство не причисляет частный бизнес к своим внутренним врагам. Наши военные, судя по высказываниям Вячеслава Безбородова, придерживаются прямо противоположной позиции. Видя, что гости не удовлетворены ходом переговоров, Василий Бочкарев все-таки пообещал создать рабочую группу, которая рассмотрит возможность создания геоинформационной системы региона по 431 муниципальному образованию области на основе материалов спутникового наблюдения. Первый заместитель губернатора Александр Черницов при этом добавил: «Губернатор нас постоянно нацеливает, что если какая-то работа выполняется на территории области, то фирма должна быть зарегистрирована здесь, чтобы налоги платились в области». Сергей Спичкин
|