СМАРТС не нужны деньги?
04/06/05, Rbc Daily
Компания отложила допэмиссию своих акций «по просьбе» стратегического инвестора Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в среду приостановила эмиссию акций ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС) на сумму 1,2 млрд руб. Как сообщает ФСФР, эмиссия приостановлена, так как СМАРТС не представила в установленный срок все документы, необходимые для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Впрочем, руководство СМАРТС называет другие причины «переноса эмиссии на неопределенный срок». В частности, это просьба стратегического инвестора, планирующего купить блокпакет акций, и безуспешные переговоры компании о приобретении других сотовых операторов в России и СНГ. Аналитики, впрочем, отмечают, что СМАРТС в начале этого года показала низкие финансовые результаты, снизив свою долю рынка. ЗАО «СМАРТС» – крупный межрегиональный оператор сотовой связи России. По оценкам iKS-Consulting, в конце апреля 2005 г. компания обслуживала 2,150 млн абонентов. СМАРТС работает в 16 регионах в Поволжском, Южном и Центральном федеральных округах. Ее основными акционерами являются Геннадий Кирюшин (28,38% акций) и его сын Константин Кирюшин (20,53%); 19,075% акций принадлежит председателю совета директоров СМАРТС Борису Скворцову, 9,55% – Юлии Конкиной, 6,5% – Динисляму Янчерину, 5,975% – сыну губернатора Самарской области Алексею Титову, 5% – Алику Сазеру. ОАО «Волгателеком» владеет 2,875% акций оператора. Выручка СМАРТС в 2004 г. составила 182,1 млн долл. Активы компании превышают 314 млн долл. В прошлом году компания инвестировала 124,5 млн долл. в развитие собственных сетей. В 2005 г., по словам заместителя генерального директора ЗАО «СМАРТС» Андрея Гирева, компания планирует потратить около 100 млн долл. на свой бизнес в России. СМАРТС намеревалась разместить дополнительный выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций среди своих акционеров во втором квартале 2005 г. В случае осуществления допэмиссии, проведение которой было запланировано накануне IPO и перед продажей блокпакета акций новому инвестору, уставный капитал оператора увеличился бы с 600 млн руб. до 1,8 млрд руб. Как сообщала компания, привлеченные средства планировалось направить на развитие бизнеса СМАРТС, в том числе на финансирование поставок нового оборудования, доведение доли участия в дочерних и зависимых предприятиях до 100%, приобретение ряда телекоммуникационных компаний в России и за рубежом. Как рассказал RBC daily Андрей Гирев, на покупку активов в России (несколько независимых операторов) и за ее пределами в этом году компания планирует потратить около 50 млн долл. «Эта сумма может быть увеличена до 100 млн, но в этом случае нам придется либо привлекать заемные средства, либо входить в альянс с портфельными инвесторами. В 2006 г. мы хотим провести IPO», – добавил г-н Гирев. Как сообщила в среду ФСФР, допэмиссия акций СМАРТС была приостановлена «в связи с непредставлением в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг». Как пояснили RBC daily в пресс-службе ФСФР, представленное СМАРТС решение о допэмиссии не содержит описания порядка раскрытия информации о дополнительном выпуске ценных бумаг. Компании «необходимо описать порядок раскрытия информации о дополнительном выпуске ценных бумаг или указать на отсутствие в соответствии с законодательством РФ обязанности осуществлять такое раскрытие», объяснили в ФСФР. Впрочем, еще 29 мая Геннадий Кирюшин заявлял журналистам, что в течение 2005 года допэмиссия акций производиться не будет. Как пояснил RBC daily Андрей Гирев, акционеры компании решили не проводить дополнительную эмиссию еще три недели назад. «Средства от эмиссии планировалось направить на приобретение операторов в России и СНГ, однако переговоры пока не увенчались успехом – мы не договорились о цене», – сказал г-н Гирев. По его словам, ситуация может измениться и допэмиссия будет проведена. Между тем г-н Кирюшин заявлял также, что планы по продаже пакета акций (25% + 1 акция) самой СМАРТС остаются в силе. «СМАРТС рассматривает четыре предложения от потенциальных покупателей. Окончательное же решение будет принято в третьем квартале 2005 г.», – отметил Геннадий Кирюшин. Аналитики называют наиболее вероятным покупателем активов СМАРТС европейский телекоммуникационный концерн Tele2 (крупный альтернативный оператор, обслуживающий 28,7 млн абонентов в 25 странах, в России представлен подразделением «Tele2 Россия»). «Известно, что компания Tele2 ищет телекоммуникационные активы в России. Думаю, что она вполне могла бы купить блокпакет СМАРТС. Ранее оператором СМАРТС интересовалась МТС, однако, судя по всему, они не сошлись в цене. Возможно, приобретение акций российских сотовых операторов рассматривают еще Turkcell и Vodafone. Впрочем, последняя вряд ли приобретет акции СМАРТС», – сказал RBC daily аналитик ИФК «Метрополь» Том Адсхен. Намерение продать часть активов компании может быть связано и с тем, что положение СМАРТС на рынке не слишком обнадеживающее. Так, судя по опубликованной на минувшей неделе отчетности компании за первый квартал 2005 г., СМАРТС показала низкие финансовые результаты. Выручка ЗАО «СМАРТС» в первом квартале составила 505,447 млн руб., а чистая прибыль – 13,664 млн руб. (примерно 490 тыс. долл.). Отчет за аналогичный период 2004 г. не опубликован, однако по сравнению с третьим кварталом 2004 г. выручка СМАРТС снизилась в три раза, а чистая прибыль – более чем в два раза. Г-н Кирюшин объяснил низкие показатели деятельности проблемами с оборудованием, которые не позволили обеспечить планируемый приток новых абонентов. Кроме того, СМАРТС снижает свою долю рынка в регионе. Если в 2004 г. оператор контролировал 21% рынка Самарской области, то в начале 2005 г. – 19,9%. В 1999 г. компания держала 50,9% рынка региона. В других регионах компания занимает еще меньшие доли рынка, уступая «большой тройке». «С приходом в регион МТС и «ВымпелКома» СМАРТС стала снижать свою долю рынка. Сейчас в сотовом бизнесе очень важна его эффективность. У операторов «большой тройки», естественно, она выше», – отметила в разговоре с RBC daily бизнес-директор по рынку связи аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» Анастасия Гайдук. По ее словам, чтобы выдержать ужесточающуюся конкуренцию с лидерами рынка, СМАРТС необходимо либо привлечь стратегического инвестора, либо занять средства на рынках через выпуск ценных бумаг, став открытой компанией и, например, проведя IPO. «На мой взгляд, пока к IPO компания еще не готова», – говорит г-жа Гайдук. Аналитики убеждены, что в перспективе руководству СМАРТС не избежать продажи своего бизнеса. «Важно, когда они это сделают. Пока же намерения СМАРТС развивать компанию не противоречат общей стратегии», – отметила Анастасия Гайдук. Отдел компаний
|
|
|