С января 2011 года бизнес российских аптек оказался под угрозой
29/03/11, Бизнес-Журнал
Новые правила игры для аптек, установленные властями с нового года, не замедлили сказаться на бизнесе операторов рынка. Так, по словам генерального директора Аптечной гильдии Елены Неволиной, посчитав предварительные итоги января, аптеки отметили рост налоговых платежей на 143% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, с 1 января размер страховых взносов для аптечных предприятий увеличился с 14 до 34%. Кроме того, аптеки лишились права работать по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), которое ранее имели многие операторы. Например, компании со штатом свыше 100 человек вместо ЕНВД (15%) должны будут уплачивать 20% налога на прибыль, 2,2% налога на имущество и 10% НДС.
«Кроме налоговых, значительный рост показали и коммунальные платежи — в среднем на 25%, увеличили на 30% стоимость своих услуг и охранные предприятия, отказаться от услуг которых аптеки не могут», — продолжает перечислять трудности Елена Неволина. Вкупе все эти перемены поставили под угрозу бизнес целого ряда предпринимателей, сделавших ставку на аптеки. И если ситуация не изменится, то обойтись без массового закрытия аптек не удастся. По прогнозам Аптечной гильдии, уже к лету 2011-го может закрыться до 30% всех действующих в стране аптек, а к концу года — около 50%. Есть ли шанс избежать пандемии, и какие лекарства стоит принять самим аптекарям?
Закрыто!
Некоторые владельцы небольших аптек не стали дожидаться июля и закрыли торговые точки уже в начале года. Как сообщил «Бизнес-журналу» совладелец двух аптек в Москве, он и его партнеры приняли решение свернуть это направление бизнеса. «Зарабатывать в новых реалиях рынка мы все равно не сможем, а работать из чистого альтруизма нет никакого желания. Аптеки и так всегда были наименее доходным направлением нашего бизнеса, а после изменения налогового режима и вовсе превратились бы в убыточные предприятия», — рассказал предприниматель. Обе столичные аптеки партнеры уже закрыли: одну безвозвратно, расторгнув договор аренды, а на месте второй планируют открыть продуктовый магазин или кафе. По словам предпринимателя, схожим образом предпочтут поступить и многие другие игроки.
— Мы считаем, что эти изменения сильнее всего отразятся на аптечных учреждениях, не имеющих стратегического запаса прочности, который есть у сетей федерального масштаба, — полагают в аптечной сети «36,6». — Единичным аптекам нечего противопоставить факторам снижения доходности, у них нет драйверов по наращиванию эффективности, которые имеют сети.
Согласен с таким утверждением и гендиректор сети «Ригла» Андрей Гусев: «Совокупно налоговые изменения наиболее сильно повлияют на средних игроков. Крупные игроки, например, такие, как мы, за счет определенных ресурсов выживут, но их рентабельность существенно снизится». Экс-владелец двух столичных аптек также считает, что наиболее сильно налоговые изменения скажутся на мелких сетях и частных операторах рынка, которые и так находились на грани выживания и работали с минимальной рентабельностью. Крупным же сетям, по его версии, удастся удержаться на плаву, однако программы развития вынуждены будут приостановить и они. Таким образом, число действующих аптек станет планомерно сокращаться, а новые открываться будут в меньшем объеме.
Шоковая терапия
Согласно данным ФСГС по итогам 2010 года, объем розничных продаж лекарственных средств вырос в сопоставимых ценах на 8,3% и составил около 456 млрд рублей. Чистая рентабельность розничных операторов аптечного рынка, по данным ИК «ФИНАМ», зависит от большого числа различных факторов и может варьироваться в достаточно широком диапазоне — от 2–3 до 10–12%. При этом в Аптечной гильдии уверяют, что большая часть российских аптек получает как раз 2–3% и лишь немногим удается зарабатывать больше.
Именно поэтому столь радикальный рост налоговой нагрузки может нанести по аптекам такой сильный удар. «Наименее эффективные игроки вынуждены будут уйти с рынка», — выносит вердикт портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Кирилл Козыркин. Аналитик ИК «ФИНАМ» Максим Клягин предсказывает рост числа сделок по слияниям и поглощениям на аптечном рынке: «Увеличение налоговой нагрузки окажет существенное дополнительное давление на бизнес розничных операторов. Наряду с последними инициативами по регулированию это может стать причиной сокращения числа игроков и привести к дальнейшей консолидации рынка. Объектами для поглощения лидерами отрасли станут сравнительно небольшие по масштабу бизнеса компании».
Правда, и у крупных операторов аптечного рынка не так уж много ресурсов для снижения затрат и повышения эффективности своих сетей. А значит, отыскать деньги на покупки им будет не просто. Но не невозможно. Дело в том, что крупные операторы начали готовиться к росту налогового бремени загодя.
«Еще в прошлом году мы запланировали действия по снижению негативного эффекта от повышения налогов, поэтому в текущем не планируем масштабных закрытий точек. Более того, ожидаем открытия около 80 новых аптек, чему способствуют растущие показатели розницы», — рассказывают в сети «36,6». «У сети «Ригла» есть комплекс разработанных мер противодействия снижению рентабельности, — утверждает Андрей Гусев. Например, по его словам, компания сокращает операционные затраты. Кроме того, «Ригла» осуществляет маркетинговые акции, привлекая ресурсы производителей, а также расширяет линейку собственных торговых марок и, соответственно, повышает маржу по отдельным товарным категориям, добавляет Гусев.
Скорее всего, считают в Аптечной гильдии, операторы в первую очередь откажутся от «социальных» направлений своего бизнеса, которые не приносили дохода и прежде, став ныне совсем уж обременительными. А значит, ассортимент аптек будет сокращаться. С прилавков начнут исчезать те препараты, которые требуют специальных лицензий, особых условий хранения, а также те формулы, цены на которые регулируются государством. «Часть аптечного бизнеса может перейти в серую форму, — прогнозирует Кирилл Козыркин из УК «Альфа-Капитал». — Также может измениться ассортимент аптечных сетей. Будут приобретаться лишь товары, которые обеспечивают максимальную выгоду». Иными словами, аптеки все больше и больше начнут превращаться в обычные магазины с лечебно-оздоровительным уклоном, где на полках будет лежать не клофелин, а «Виагра», — грустно подытоживает экс-владелец мини-сети.
Правда, в компании «36,6» уверяют: аптеки продолжали и продолжают надеяться, что в условиях жесткого государственного контроля над ценообразованием на лекарственные средства они смогут рассчитывать на льготные условия по налогообложению. Пока же все свидетельствует об обратном. А в то, что чиновники одумаются и снизят налоговое бремя, верится с большим трудом.
Бизнес-Журнал
|
|
|