Выход в СНГ не спасет СМАРТС от поглощения
23/05/05, РБК
СМАРТС собирается в этом году потратить около 50 млн долл. на покупку нескольких сотовых компаний в России и СНГ. Аналитики, впрочем, сомневаются в реальности этих планов и считают, что в ближайшие годы сам телеком поглотят конкуренты Экспансия на рынки мобильной связи стран СНГ входит в планы не только операторов «большой тройки». О намерениях пятого по числу абонентов оператора в России – компании СМАРТС – приобрести ряд сотовых активов в соседних странах заявил 16 мая журналистам заместитель генерального директора ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» Андрей Гирев. Как он сообщил RBC daily, компания планирует в ближайшее время приобрести несколько сотовых операторов на территории стран Содружества, потратив на них всего около 50 млн долл. Некоторые аналитики считают заявления о намерениях компании выйти на рынки СНГ скорее имиджевым ходом, рассчитанным на увеличение интереса инвесторов к компании. Однако, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, это телекому вряд ли поможет. Шансы СМАРТС выстоять в конкурентной борьбе на российском рынке близки к нулю. ЗАО «СМАРТС» – крупный межрегиональный оператор сотовой связи России. По оценкам iKS-Consulting, в конце апреля 2005 г. компания обслуживала 2,150 млн абонентов. СМАРТС работает в Поволжском, Южном и Центральном федеральных округах (16 регионов). Физическим лицам принадлежит около 93,4% акций ЗАО «СМАРТС», в том числе гендиректору предприятия Геннадию Кирюшину около 30% акций, а аффилированным с ним лицам – более 50% акций. Выручка СМАРТС в 2004 г. составила 182,1 млн долл. Активы компании превышают 314 млн долл. В прошлом году компания инвестировала 124,5 млн долл. в развитие собственных сетей. В 2005 г., по словам Андрея Гирева, компания планирует потратить около 100 млн долл. на свой бизнес в России. Судя по всему, СМАРТС намерена следовать вплотную за лидером российского рынка – МТС. «Сейчас мы ведем переговоры в Узбекистане и на Украине», – заявил он. По словам г-на Гирева, в СМАРТС также надеются, что им удастся найти возможность выйти на рынки и других бывших советских республик, в частности Киргизии, Молдавии и Белоруссии. В Белоруссии компания планирует вести переговоры по поводу участия в работе создающегося третьего оператора «БеСТ», который, впрочем, пока белорусские власти обещают сделать полностью государственным. «Также интересны нам среднеазиатские страны, однако в них состояние пока не очень понятно в силу политической обстановки и не очень развитого телекоммуникационного рынка», – сказал на пресс-конференции Андрей Гирев. Более того, по его словам, у СМАРТС также есть планы по приобретению европейских операторов. «На покупку активов в России (несколько независимых операторов) и за ее пределами в этом году мы планируем потратить около 50 млн долл. Эта сумма может быть увеличена до 100 млн, но в этом случае нам придется либо привлекать заемные средства, либо входить в альянс с портфельными инвесторами. В 2006 г. мы хотим разместить IPO», – рассказал в беседе с RBC daily Андрей Гирев. Аналитики, впрочем, очень сдержанны в оценках «наполеоновских» планов СМАРТС. «Не думаю, что эти намерения действительно серьезны. Это скорее имиджевый ход с целью повышения интересов инвесторов к компании», – отметил RBC daily аналитик «ЦентрИнвест Секьюритис» Геннадий Суханов. По его словам, компания «не совсем адекватно» чувствует себя на российском рынке – в настоящее время в своем регионе доля рынка СМАРТС снижается, потому что оператора теснят лидеры рынка. Аналитик ИК «АТОН» Елена Баженова прокомментировала в разговоре с RBC daily деятельность компании еще более жестко: СМАРТС достаточно странно себя ведет на рынке. Компания порой декларирует планы, противоречащие друг другу. Складывается впечатление, что она недооценивает потенциал конкурентов – прежде всего МТС и «ВымпелКома», которые тоже активно ищут пути выхода во все страны СНГ». В принципе во многих странах Содружества есть еще недорогие сотовые активы, которые можно приобрести. «Видимо, СМАРТС ведет переговоры напрямую с местными администрациями, от которых напрямую зависят телекомы», – отмечает аналитик из ИГ «АТОН». Впрочем, по мнению экспертов, на фоне активной деятельности в этом направлении «большой тройки», обороты бизнеса и прибыли которой в разы превышают прибыль СМАРТС, целесообразность подобных шагов вызывает сомнения. «Я не представляю, как проекты СМАРТС в СНГ будут финансироваться», – отметил Геннадий Суханов. Дело в том, по его словам, что в последнее время появилось много инвесторов, желающих купить сотовые компании на территории постсоветских республик, большинство из которых готово предложить за них гораздо более выгодные цены, чем сравнительно небольшая по объемам выручки СМАРТС. «Судя по всему, глава компании – Геннадий Кирюшин – достаточно амбициозный человек», – говорит г-н Суханов. СМАРТС уже заявляла о желании выйти на рынки стран СНГ еще пару лет назад, когда Грузия намеревалась выдать лицензию на мобильную связь, однако Грузия сделала выбор не в пользу стандарта GSM, интересного для СМАРТС. «Оператор уже пытался прийти и в Московский регион, но там его тоже постигла неудача», – отметил аналитик «ЦентрИнвест Секьюритис». Однако это не останавливает СМАРТС. «Мы хотели бы также претендовать на получение лицензии на связь третьего поколения в России – либо на общероссийскую совместно с Tele-2, либо по макрорегионам – смотря как будут выдаваться лицензии. Но пока по третьему поколению ничего не ясно: когда, как, какие будут лицензии», – сказал на пресс-конференции г-н Гирев. Аналитики все же сомневаются в реальности и целесообразности осуществления грандиозных планов регионального оператора. По мнению экспертов, на российском рынке сотовой связи в ближайшей перспективе останутся два-три крупнейших оператора, которые постепенно «поглотят» остальных. «Чтобы остаться конкурентоспособным, неплохим выходом для СМАРТС стало бы слияние его с другой компанией», – считает Геннадий Суханов. По словам аналитика из ИГ «АТОН», шансы СМАРТС остаться на российском рынке «близки к нулю». «Это вопрос одного-двух лет», – считает Елена Баженова. Отдел компаний
|
|
|