Налоговые и бухгалтерские новости от 19.05.2005г.
20/05/05, www.rosec.ru
Правительственные новости По итогам ежегодного Послания Федеральному Собранию В.В. Путин дал ряд поручений Правительству РФ. В частности, правительство должно до 1 сентября 2005 года подготовить и внести в Госдуму три законопроекта, связанные с налогообложением. А именно: 1) проект федерального закона об отмене налога на имущество, переходящее в порядке наследования; 2) проект федерального закона об обеспечении гражданам возможности декларировать в упрощенном порядке денежные средства с учетом соблюдения двух условий: уплаты 13-процентного подоходного налога и размещения указанных средств в российских кредитных организациях; 3) проект федерального закона, направленного на совершенствование налогового контроля, упорядочение проверок, расширение гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, утверждение новых форм погашения налоговой задолженности хозяйствующих субъектов. Причем приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение планов по сбору налогов. Правительству также поручено подготовить проект федерального закона об обеспечении упрощенного порядка оформления права собственности на находящиеся в фактическом пользовании граждан объекты недвижимости. К таким объектам относятся гаражи, жилье, садовые дома в кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки. С 12 августа 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей будет введена дополнительная мера административного наказания - приостановление деятельности. Соответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушениях внесены Федеральным законом от 09.05.2005 № 45-ФЗ. Данная мера административного наказания будет применяться судами в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды, совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Суды смогут на срок до 90 дней прекращать деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, их подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию объектов и зданий и осуществление отдельных видов деятельности. Еще одно новшество - временный (до 5 суток) запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Налоговые новости Налогоплательщики, применяющие "упрощенку", не могут включить в состав расходов стоимость основных средств, которые они получают в собственность при реорганизации путем выделения. Об этом Минфин России напоминает в письме от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/166. В своих разъяснениях финансовое ведомство ссылается на пункт 3 статьи 39 Налогового кодекса. В нем сказано, что передача организацией основных средств правопреемнику при реорганизации не признается реализацией. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Если после реконструкции основных средств срок их полезного использования не увеличивается, амортизация продолжает начисляться, исходя из срока полезного использования, установленного при вводе объекта в эксплуатацию. Об этом ФНС России напомнила в письме от 14.03.2005 № 02-1-07/23. В письме также приведен пример расчета амортизации по объектам, реконструируемым более 12 месяцев. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Минфин России в письме от 10.03.2005 № 03-03-02-04/1-62 разъяснил порядок формирования налоговой базы при переходе с "упрощенки" на общий режим налогообложения. Как отмечается в письме, налогоплательщик не может включать в налоговую базу по единому налогу доходы, которые фактически не поступили на счета и (или) в кассу организации в период применения "упрощенки". Их следует учитывать при формировании налоговой базы после перехода на общий режим налогообложения. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Организация вправе закрепить в учетной политике порядок ведения раздельного учета НДС, уплаченного по товарам, использованным при производстве и реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт. Об этом говорится в письме Минфина России от 14.03.2005 № 03-04-08/48. Такой учет может вестись на основе бухгалтерских данных о себестоимости готовой продукции. В письме также поясняется, что организации, реализующие товары, облагаемые НДС по разным ставкам, в том числе 0%, не обязаны вести раздельный учет "входного" НДС. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Сбербанк России дал указания своим территориальным подразделениям принимать бланки платежек формы № ПД (налог) старого образца наравне с новыми до 1 июля 2005 года. Об этом говорится в письме ФНС России от 03.05.2005 № ШТ-6-10/371@. Напомним, что ФНС России совместно со Сбербанком в письме от 18.02.2005 № ММ-6-10/143/07-125В сообщила о введении с 1 мая 2005 года новой формы платежного документа на уплату гражданами налогов, пеней и штрафов (форма № ПД (налог)). Новая форма значительно отличается от старой, утвержденной МНС России и Сбербанком еще в 2001 году. Так, в платежке появилось поле 101, в котором указывается статус плательщика: индивидуальный предприниматель, частный нотариус, глава крестьянского хозяйства и т. п. Основание платежа, например платеж текущего года или погашение задолженности, теперь отражается в специальном поле 106. Порядок заполнения формы приведен в приложении к письму и предназначен для налоговых органов, поскольку, как и прежде, платежки будут рассылаться налогоплательщикам в заполненном виде одновременно с налоговым уведомлением или с требованием об уплате налога. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Минфин России в письме от 22.03.2005 № 03-04-14/03 разъяснил порядок выставления счетов-фактур комиссионерами, перешедшими на "упрощенку". Так, если указанные комиссионеры продают товары от своего имени, они должны на имя покупателя выставлять счета-фактуры с учетом НДС, а реквизиты этих счетов-фактур передавать комитентам. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Налог на имущество по объектам, внесенным в качестве вклада в совместную деятельность, определяется на основании данных отдельного баланса простого товарищества. Об этом Минфин России напоминает в письме от 19.04.2005 № 03-06-01-04/206. Как следует из документа, имущество учитывает товарищ, ведущий общие дела в оценке, предусмотренной договором о совместной деятельности. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Прочие Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 43-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Снимается запрет для государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25%, на приобретение относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности объекты недвижимости, не являющиеся самовольными постройками. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2005 г. N 292 с 1 января 2005г. осуществляется индексация размеров отдельных компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициента 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год". Постановление Правительства РФ от 6 мая 2005 г. N 291 определяется порядок лицензирования деятельности юридических лиц по реализации электрической энергии гражданам, включающей в себя комплекс мероприятий по качественному, бесперебойному и надежному снабжению указанной категории потребителей электрической энергией. Лицензирование осуществляется Ростехнадзором. Лицензия выдается на 5 лет. Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Постановление вступает в силу с 1 июля 2005 г. Проекты Долгожданные поправки в 25-ю главу Налогового кодекса Госдума приняла в третьем, окончательном чтении. Цель изменений - сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также упростить учет объектов налогообложения. Закон направлен на рассмотрение в Совет Федерации. Существенный блок поправок касается капитальных вложений в арендованное имущество. Как известно, в бухгалтерском учете данные объекты относятся к основным средствам. Если арендатор произведет неотделимые улучшения арендованного имущества, такие вложения будут признаны в его налоговом учете амортизируемым имуществом. Но только при условии, что они произведены с согласия арендодателя. Порядок амортизации указанного имущества будет зависеть от того, возместит арендодатель арендатору стоимость вложений или нет. Устанавливается амортизационная премия, которая предусматривает, что 10% от стоимости капитальных вложений могут быть сразу отнесены на себестоимость. Еще одна группа поправок связана с порядком признания расходов вновь созданными и реорганизованными фирмами. Расходами в данном случае будет признаваться стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и обязательств, получаемых в порядке правопреемства. Эта стоимость будет определяться по данным налогового учета передающей стороны. Уточнен также порядок определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный капитал, и по операциям с ценными бумагами. Согласно поправкам налогоплательщики смогут самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов и порядок их распределения на незавершенное производство. Организациям, оказывающим услуги, предоставят право относить суммы прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов без распределения на остатки НЗП. Кроме того, закон позволит списывать 100% расходов на НИОКР, которые не дали результата. В настоящее время лимит отнесения этих затрат на себестоимость не превышает 70%. Налогоплательщики смогут списывать эти затраты в течение двух лет, а не трех, как сейчас. Общественные организации инвалидов и организации, у которых более 50% работников - инвалиды и доля расходов на оплату их труда составляет не менее 25% от общего фонда оплаты труда, смогут создавать резерв предстоящих расходов на обеспечение социальной защиты инвалидов. Поправки коснулись и порядка уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями. Так, организациям, обособленные подразделения которых находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, не нужно будет распределять прибыль по каждому из них. Уплачивать налог с общей суммы доходов подразделений организации смогут через одно из своих подразделений. Через какое - решать организации. 12.05. 2005 на заседания правительства были одобрены изменения в статью 181 ГК РФ о сокращении срока исковой давности по недействительным сделкам с 10 до 3 лет. Срок исковой давности в 10 лет неоправданно долгий. Это порождает неопределенность и нестабильность в сфере гражданско-правовых отношений, что в конечном итоге сказывается на инвестиционном климате. Вполне достаточно 3-х лет для того, чтобы заинтересованные лица в случае необходимости могли выяснить отношения в суде. Министры считают, что, сократив срок давности, можно решить проблемы, связанные с попытками недобросовестного использования положений законодательства для захвата чужой собственности. Также отмечено, что срок исковой давности по оспариваемым сделкам останется прежним - 1 год. 11 мая 2005 года Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в статью 333 части второй Налогового кодекса. Проект предусматривает снижение ставки сбора за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В частности, снижены ставки сбора на отдельные виды глубоководного краба-стригуна по Дальневосточному бассейну с 30 000 до 13 000 руб. за тонну, на гренландского тюленя в возрасте до одного года (белек, хохлуха, серка) -- с 350 до 140 руб. Закон направлен на подпись Президенту РФ. Он вступит в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Плательщики ЕСХН должны будут уплачивать авансовые платежи не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Соответствующие поправки в статью 346.9 Налогового кодекса приняла Госдума в третьем чтении. Данный законопроект направлен на рассмотрение Совета Федерации. Кроме того, в нем уточняется срок уплаты налога индивидуальными предпринимателями по итогам налогового периода. В главе 25.1 Кодекса будет четко сказано, что предприниматели должны уплачивать налог в тот же срок, что и представлять декларацию по ЕСХН. А именно: не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно законопроекту поправки должны вступить в силу с 1 января 2006 года. Налогоплательщиков, которые оказывают услуги общественного питания через точки, не имеющие зала обслуживания посетителей, могут перевести на уплату ЕНВД. Соответствующие поправки в главу "Единый налог на вмененный доход" Налогового кодекса Госдума приняла в первом чтении. Исчислять единый налог такие налогоплательщики будут исходя из числа работников, включая индивидуального предпринимателя, и ставки базовой доходности 3000 руб. в месяц. Решения суда ВАС РФ делается вывод о необходимости применения единого для физических и юридических 6-месячного срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам. По мнению ВАС РФ, заявление о взыскании недоимки с юридического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, как это установлено п. 3 ст. 48 Налогового кодекса для физических лиц. Указанный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. При этом частичная уплата налогоплательщиком задолженности данный срок не прерывает. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. N 14452/04 Данный документ будет размещен на нашем сайте. Признавая недействительным решение налоговой инспекции о взыскании недоимки по ЕСН за счет имущества общества, суд пришел к неверному выводу о том, что спорная сумма ЕСН является авансовым платежом, в отношении которого не могут быть приняты меры принудительного взыскания, поскольку требование об уплате авансовых платежей было направлено по итогам отчетного периода, а следовательно, указанная в нем сумма по существу является частью налога, подлежащего уплате по итогам полугодия, а не авансовым платежом. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2005 N А05-24831/04-26 Данный документ будет размещен на нашем сайте. При рассмотрении заявления ИМНС о взыскании с ФГУП штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов суд признал смягчающими ответственность предприятия обстоятельствами низкую квалификацию бухгалтера жилищно-коммунального отдела, большой объем работы, а также предпринимаемые ФГУП меры по приему на работу квалифицированного сотрудника. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2005 N А56-35356/04. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Признавая недействительным требование ИМНС в части начисления налогоплательщику пеней за просрочку уплаты единого социального налога, суд правомерно указал, что начисление пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН противоречит положениями НК РФ. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А56-29266/04. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Предупреждение! Предлагаемые обзоры не являются нормативными документами, они составляются на основании материалов средств массовой информации и данных, предоставляемых пресс-службами.
|