ФАС забраковала рекламу Samsung
11/05/05, РБК
Антимонопольная служба оштрафовала производителя рекламы телефона Samsung за аморальные художественные приемы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает воспитывать российских рекламщиков. В среду антимонопольное ведомство приняло решение о применении штрафных санкций к компании «Чейл Коммьюникейшнз Рус», входящей в корпорацию Samsung Group, за ненадлежащую рекламу одной из моделей телефона Samsung. Причина – слишком грубые с точки зрения морали художественные приемы. По мнению ФАС, сюжет рекламного ролика строится на модели агрессивного поведения людей, которое провоцирует зрителей к подобным действиям для достижения поставленных целей. Однако в «Чейл Коммьюникейшнз Рус» с этим мнением не согласны. В компании сочли решение ФАС не вполне правомерным. Тем не менее его опротестовывать никто не намерен. Теперь компанию оштрафуют на 40 тыс. руб., а телеканалам уже предписано снять рекламный ролик с эфира. ФАС отмечает, что случай, когда создатели рекламного продукта используют ненадлежащие художественные приемы, не единичный. На российском рекламном рынке наметилась тенденция к применению агрессивных приемов, что, по мнению службы, может плохо отразиться на психике российского населения. 10 марта 2005 г. реклама телефона Samsung была предметом рассмотрения экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС (консультативно-совещательный орган). Эксперты отметили, что в указанном рекламном ролике присутствует пропаганда агрессии в качестве манеры поведения. Также было признано, что данный ролик побуждает к агрессии и нарушает нормы этики. Эксперты рекомендовали ФАС возбудить дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Напомним, закон «О рекламе» не допускает рекламу, содержащую зрительную информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных образов в отношении различных убеждений физических лиц. Пункт 6 ст. 5 того же закона говорит о том, что реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. В среду комиссия ФАС рассмотрела дело, возбужденное по факту распространения рекламы одной из моделей телефона Samsung, в которой показывались девушки, дерущиеся за право пройти кастинг на фотосессию. Комиссия признала рекламу телефона Samsung ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям пункта 6 ст. 5 и второго абзаца пункта 1 ст. 8 закона «О рекламе». Как заявили RBC daily в ФАС, в ролике реалистично показываются сцены драки, иногда достаточно жестокие, и моделируется стиль поведения для достижения цели, предполагающий использование крайне жестоких и агрессивных средств в межличностных отношениях. «Рекламный ролик демонстрирует драку девушек, что, по нашему мнению, является прямым нарушением закона «О рекламе», – заявила RBC daily начальник отдела контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Ирина Василенкова. – В нем показывается некорректное поведение людей, их агрессивные действия, что является недопустимым рекламным приемом». Но оштрафованная компания не согласна с позицией ФАС. Представители компании считают, что комиссия ФАС руководствовалась исключительно субъективными впечатлениями. «С точки зрения закона мы ничего не нарушили, – заявила RBC daily директор по работе с клиентами «Чейл Коммьюникейшнз Рус» Лала Ахмедова. – Сюжет строится на том, что во время кастинга для рекламы девушки стремительно врываются в кабинет, где находится телефон. Никакого насилия не было, во время проведения съемок никто не пострадал». Тем не менее ФАС сочла эту сцену слишком жестокой. «Мы не показывали ни насилия, ни драк, – продолжает г-жа Ахмедова. – К тому же сами девушки, участвовавшие в съемках, от работы получили огромное удовольствие». По итогам рассмотрения дела на производителя данной рекламы – компанию «Чейл Коммьюникейшнз Рус» – наложен штраф в размере 40 тыс. руб. Но оспаривать решение ФАС компания не собирается. «Несмотря на то что компания не согласна с решением комиссии антимонопольного ведомства, мы не станем ничего предпринимать, – говорит Лала Ахмедова. – Эта процедура может занять слишком много времени, которое мы не собираемся тратить на выяснения отношений с ФАС». Несмотря на это, компания в корне не согласна с мнением службы. По мнению собеседника, критерии оценки были весьма субъективными. Интересно, что в антимонопольном ведомстве отмечают, что подобные агрессивные художественные приемы стали применяться достаточно часто российскими производителями рекламы. «Сейчас наметилась тенденция в рекламе, когда ее создатели пользуются некорректными или запрещенными приемами, – рассказала RBC daily представитель ФАС Ирина Василенкова. – По статистике ежегодно мы рассматриваем примерно 11-12 тыс. фактов с нашей точки зрения недобросовестной рекламы, из них обычно 2,5 тыс. – административные нарушения, но по 600-700 случаям мы принимаем радикальные решения с применением штрафных санкций». Напомним, в прошлом году комиссия ФАС и ряд других ведомств успешно доказали, что реклама пива «Клинское» отрицательно сказывается на поведенческой реакции людей. Одним из аргументов было то, что реклама побуждает людей пить пиво на пляже и в состоянии алкогольного опьянения заходить в водоем. Служба связала рост несчастных случаев, наступавших во время купания в нетрезвом состоянии, со сценарием рекламного ролика. Как заявили RBC daily в ФАС, служба и дальше будет пристально следить за качеством отечественного рекламного продукта. Отдел компаний Наталья Фридман
|
|
|