| 
          Банковская система Пензенской области
17/04/07,  "Пенза-Онлайн" 
			 
			  Аналитическая записка   Опрос проводит информационно-аналитическая служба “ПАРЕТО-центр”.  Опрос общественного мнения выявлял мнения только тех респондентов, кто пользуется услугами кредитных организаций (банков). Дата проведения 16-20 марта 2007 года. Выборка – 364 респондента. Погрешность – 4%.Банки (их филиалы, представительства), которые работают в Пензенской области (Известность).
Банки (их филиалы, представительства), адреса (месторасположение) которых Вы знаете (Фактическая известность)
Банки, услугами которых Вы пользуетесь или пользовались (Пользование).
Банки, которым Вы доверяете в наибольшей степени (Доверие). Не анализируемые данные (-) 
Столичное Кредитное Товарищество (в ходе исследования не упомянуты)
Фора-Оппортюнити Русский Банк (в ходе исследования не упомянуты)
|  | Известность | Фактическая известность | Соотношение “фактической известности” и “известности” | Пользование | Соотношение “пользования” и “фактической известности” | Доверие | Соотношение “доверие” и пользование” |  
| 
Сбербанк России | 100% | 100% | 1,00 | 80% | 0,80 | 74% | 0,93 |  
| Тарханы | 100% | 69% | 0,69 | 34% | 0,49 | 19% | 0,56 |  
| Кузнецкий | 84% | 58% | 0,70 | 31% | 0,53 | 10% | 0,32 |  
| Банк Русский Стандарт | 82% | 46% | 0,56 | 30% | 0,65 | 5% | 0,16 |  
| Росбанк | 74% | 58% | 0,82 | 44% | 0,76 | 22% | 0,50 |  
| Внешторгбанк | 63% | 39% | 0,62 | 6% | 0,15 | 6% | 1,00 |  
| Хоум Кредит энд Финанс Банк | 34% | 19% | 0,56 | 18% | 0,95 | 3% | 0,16 |  
| Огни Москвы | 26% | 12% | 0,46 | 2% | 0,17 | 0% | - |  
| Волга-Кредит | 25% | 16% | 0,64 | 5% | 0,31 | 2% | 0,40 |  
| Альфа-Банк | 24% | 8% | 0,33 | 3% | 0,38 | 0% | - |  
| Россельхозбанк | 19% | 9% | 0,47 | 1% | 0,11 | 0% | - |  
| Газпромбанк | 18% | 6% | - | 0% | - | 0% | - |  
| МДМ-БАНК | 16% | 6% | - | 2% | - | 0% | - |  
| Инвестторгбанк | 12% | 4% | - | 2% | - | 2% | 1,00 |  
| ТрансКредитБанк | 10% | 2% | - | 0% | - | 0% | - |  
| ФИНАМ | 10% | 2% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Ренессанс Капитал | 9% | 3% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Инвестсбербанк | 9% | 2% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Экспресс-Волга | 8% | 6% | - | 2% | - | 0% | - |  
| Газэнергопромбанк | 6% | 3% | - | 2% | - | 0% | - |  
| Оргрэсбанк | 6% | 4% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Русь-Банк | 6% | 4% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Русский Банк Развития | 5% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Северный морской путь | 4% | 3% | - | 0% | - | 0% | - |  
| БИНБАНК | 4% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Банк ВТБ 24 | 3% | 1% | - | 0% | - | 0% | - |  
| ТРАСТ | 3% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Русфинанс Банк | 3% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Инвестиционный трастовый банк | 2% | 2% | - | 0% | - | 0% | - |  
| КС БАНК | 2% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| ЭКСПОБАНК | 1% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Волжский инвестиционный банк | 1% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
| Расчетный Объединительный Союзный Европейский Банк | 1% | 0% | - | 0% | - | 0% | - |  
   
 Говоря о банковской системе, чаще всего затрагивается тема взаимоотношения банков и бизнеса. Чаще всего - конкретно проблемы кредитования малого и среднего бизнеса. До настоящего момента уделялось недостаточно внимания взаимодействию банков с населением, обслуживанию физических лиц. Между тем, именно работа того или иного банка с физическими лицами способно многое сказать о его месте на рынке банковских услуг. Очередное исследование информационно-аналитического центра “ПАРЕТО” было посвящено определению степени известности банков, работающих на территории города, а также степени доверия к ним со стороны населения. На 1 марта 2007 года на территории Пензы официально работало 35 банков (включая представительства, отделения и т.д.). Относительно их работы в Пензе опрашивались жители города, в возрасте от 18 до 65 лет, так или иначе пользующиеся (или пользовавшиеся) услугами банков. Выборка составила 364 респондента. Погрешность исследования в этом случае составляла 4%. Результаты исследования наглядно представлены в таблице.  Она представляет собой сводные данные по всем пунктам опроса. Прежде всего, здесь стоит отметить, что из 35 банков в ходе опроса были упомянуты 33. Не были упомянуты Столичное Кредитное Товарищество и Фора-Оппортюнити Русский Банк. Кроме того, еще 8 банков названы менее чем 4% респондентов, что находится в пределах заявленной погрешности. Поэтому реально можно говорить о том, что населению Пензы известно о работе на территории города 25 банков. Безусловными лидерами в плане известности об их работе являются Сбербанк и “Тарханы”. Очень высока известность “Русского Стандарта”, банка “Кузнецкий”, Росбанка и Внешторгбанка. Остальные банки известны в гораздо меньшей степени. Что говорит о том, что их работа с физическими лицами ведется недостаточно хорошо, либо вовсе не является приоритетом.  Следует также упомянуть, что только приблизительно 3 из 7 опрашиваемых в принципе пользуются банковскими услугами. Онито и вошли в окончательную выборку респондентов (364 человека). Таблица показывает лидеров среди банков по соотношению “фактическая известность” и “известность”. Здесь речь идет о том, знают ли люди, где конкретно расположены офисы банков, о работе которых им известно.  Соотношение “пользование” и “фактическая известность”. Прежде всего, здесь обращает на себя внимание чуть ли не сверхъестественно высокий коэффициент, показанный банком “Хоум Кредит энд Финанс банк”. Он говорит о том, что едва ли не все, кому известно о существовании такого банка, воспользовались его услугами. Впрочем, этот банк, а также банк “Русский стандарт” выбиваются из общей картины, о чем еще пойдет речь далее. Также обращает на себя внимание низкие показатели “Внешторгбанка” и “Россельхозбанка”. При всей их довольно большой известности, именно физические лица не нашли у них для себя подходящих продуктов и услуг.  Соотношение “доверие” и “пользование”. Здесь среди лидеров, как и везде, “Сбербанк”. Высокие показатели и у других постоянных лидеров – “Росбанка”, “Тархан”. Обращает на себя внимание рейтинг “Внешторгбанка” и “Инвестторгбанка” - 100% граждан, воспользовавшихся их услугами, не разочаровались и испытывают к банкам доверие. Зато удручающая картина с доверием у двух весьма известных банков – “Хоум Кредит энд Финанс Банка” и “Русского Стандарта”. Выводы 1. Многие банки, в том числе крупные и солидные, неохотно работают с физическими лицами. А конкретно – не настроены на их кредитование, принятие от них вкладов и ведение их операционных счетов. Некоторые банки просто позиционируют себя, как работающие практически исключительно с юридическими лицами. Существует даже понятие “корпоративного банка”, существующего, главным образом, за счет обслуживания каких-либо крупных предприятий. Между тем именно в такой пренебрежительной позиции банков к физическим лицам кроется опасность для них самих. Достаточно вспомнить печальную судьбу “Инком Банка”, процветавшего до той поры, пока хорошо шли дела у крупных заводов, обслуживавшихся в нем. Как только у последних начались проблемы – рухнул и банк. Это при том, что, скажем, Пензенское отделение было одним из лучших на местном рынке банковских услуг. Опыт (в том числе и опыт банковского кризиса 1998-99 годов) показывает, что наиболее стабильными оказались банки с развитым сберегательным сегментом. Именно система сберегательных касс при всевозможных потрясениях оказывается тем балластом, который помогает удержаться банку на плаву. Возможно, многим банкам стоит задуматься об этом. Ведь известность и высокая степень доверия к таким организациям, как “Россельхозбанк”, “Инвестторгбанк”, “Внешторгбанк” говорит о том, что если они предложат какой-то продукт для физических лиц – он будет пользоваться успехом. Но, пока они, вероятно, полагают это излишним.  2. Как показывают результаты опроса, для банка сейчас мало, чтобы его имя было на слуху. В случае многих из “прогремевших” банков, жители города не имеют информации ни о конкретном расположении их офисов, ни о предлагаемых продуктах.  Мы живем в эпоху информационного кризиса. Кризис этот возник от переизбытка неструктурированной информации, воспользоваться которой у людей нет ни желания, ни возможности. Уже говорилось, что в ходе опроса лишь 3 из 7 заявляли, что пользуются банковскими услугами. Это составляет примерно 40% - и с большой степенью уверенности можно говорить, что именно эти 40% населения и составляют целевую аудиторию, до которой банкам стоит доносить информацию о своих продуктах. Таким образом в сфере банковского обслуживания физических лиц уже, можно сказать с уверенностью, работают рыночные механизмы.  Примером успешной рекламной политики банка является Росбанк. Едва ли не каждый потенциальный получатель ипотечного кредита в Пензе знает, что он может воспользоваться услугами Росбанка. И, хотя ипотекой в Пензе занимаются многие, ассоциируется она на сегодняшний день именно с Росбанком.  3. А вот пример другого характера – те самые банки, о которых мы уже сказали, что они выбиваются из общей картины. Это “Русский Стандарт” и “Хоум Кредит энд Финанс Банк”. Широкая известность этих банков связана, в первую очередь, сотрудничеством с торговыми сетями в плане выдачи потребительских кредитов. А именно потребительские кредиты на покупку бытовой техники и пр. являются, как известно наиболее рисковым сектором кредитования физических лиц. Кроме того, осуществлялись такие методы продвижения услуг, как рассылка кредитных карт людям, хоть раз воспользовавшихся кредитом. К этому добавлялась агрессивная рекламная компания. Это дало, на первых порах, результаты – высокая известность и высокий рейтинг в соотношении “пользователь” и “знание”. Но в итоге получилось, что кредит был предложен людям, которым его предлагать не следовало. Человек падок на подобного рода “приманки”, и далеко не всегда он просчитывает свои возможности. Начались неприятности – появились нехорошие слухи. Некорректные способы воздействия на должников (скажем, обзвон их родственников и знакомых) также никак не могли позитивно сказаться на имидже банков. Отсюда – катастрофически низкий рейтинг “доверия”, свидетельствующий о начавшейся стагнации. Банки при этом навредили не только сами себе. Они способствовали созданию негативного образа банковской системы в глазах потенциальных вкладчиков и получателей кредитов (отсюда и разговоры о больших “переплатах” и т.д.). И ситуацию здесь опять же могли бы исправить банки с высокой известностью и степенью доверия, о которых говорилось выше. И это уже вопрос не только частный, финансовый, но и общественно-политический. Вероятно, настала пора повернуть лица банков к физическим лицам.    |