Банковская система Пензенской области
17/04/07, "Пенза-Онлайн"
Аналитическая записка
Опрос проводит информационно-аналитическая служба “ПАРЕТО-центр”.
Опрос общественного мнения выявлял мнения только тех респондентов, кто пользуется услугами кредитных организаций (банков). Дата проведения 16-20 марта 2007 года. Выборка – 364 респондента. Погрешность – 4%.
Банки (их филиалы, представительства), которые работают в Пензенской области (Известность).
Банки (их филиалы, представительства), адреса (месторасположение) которых Вы знаете (Фактическая известность)
Банки, услугами которых Вы пользуетесь или пользовались (Пользование).
Банки, которым Вы доверяете в наибольшей степени (Доверие).
Не анализируемые данные (-)
|
Известность |
Фактическая известность |
Соотношение “фактической известности” и “известности” |
Пользование |
Соотношение “пользования” и “фактической известности” |
Доверие |
Соотношение “доверие” и пользование” |
- Сбербанк России
|
100% |
100% |
1,00 |
80% |
0,80 |
74% |
0,93 |
Тарханы |
100% |
69% |
0,69 |
34% |
0,49 |
19% |
0,56 |
Кузнецкий |
84% |
58% |
0,70 |
31% |
0,53 |
10% |
0,32 |
Банк Русский Стандарт |
82% |
46% |
0,56 |
30% |
0,65 |
5% |
0,16 |
Росбанк |
74% |
58% |
0,82 |
44% |
0,76 |
22% |
0,50 |
Внешторгбанк |
63% |
39% |
0,62 |
6% |
0,15 |
6% |
1,00 |
Хоум Кредит энд Финанс Банк |
34% |
19% |
0,56 |
18% |
0,95 |
3% |
0,16 |
Огни Москвы |
26% |
12% |
0,46 |
2% |
0,17 |
0% |
- |
Волга-Кредит |
25% |
16% |
0,64 |
5% |
0,31 |
2% |
0,40 |
Альфа-Банк |
24% |
8% |
0,33 |
3% |
0,38 |
0% |
- |
Россельхозбанк |
19% |
9% |
0,47 |
1% |
0,11 |
0% |
- |
Газпромбанк |
18% |
6% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
МДМ-БАНК |
16% |
6% |
- |
2% |
- |
0% |
- |
Инвестторгбанк |
12% |
4% |
- |
2% |
- |
2% |
1,00 |
ТрансКредитБанк |
10% |
2% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
ФИНАМ |
10% |
2% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Ренессанс Капитал |
9% |
3% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Инвестсбербанк |
9% |
2% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Экспресс-Волга |
8% |
6% |
- |
2% |
- |
0% |
- |
Газэнергопромбанк |
6% |
3% |
- |
2% |
- |
0% |
- |
Оргрэсбанк |
6% |
4% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Русь-Банк |
6% |
4% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Русский Банк Развития |
5% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Северный морской путь |
4% |
3% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
БИНБАНК |
4% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Банк ВТБ 24 |
3% |
1% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
ТРАСТ |
3% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Русфинанс Банк |
3% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Инвестиционный трастовый банк |
2% |
2% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
КС БАНК |
2% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
ЭКСПОБАНК |
1% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Волжский инвестиционный банк |
1% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Расчетный Объединительный Союзный Европейский Банк |
1% |
0% |
- |
0% |
- |
0% |
- |
Столичное Кредитное Товарищество (в ходе исследования не упомянуты)
Фора-Оппортюнити Русский Банк (в ходе исследования не упомянуты)
Говоря о банковской системе , чаще всего затрагивается тема взаимоотношения банков и бизнеса. Чаще всего - конкретно проблемы кредитования малого и среднего бизнеса. До настоящего момента уделялось недостаточно внимания взаимодействию банков с населением, обслуживанию физических лиц. Между тем, именно работа того или иного банка с физическими лицами способно многое сказать о его месте на рынке банковских услуг. Очередное исследование информационно-аналитического центра “ПАРЕТО” было посвящено определению степени известности банков, работающих на территории города, а также степени доверия к ним со стороны населения.
На 1 марта 2007 года на территории Пензы официально работало 35 банков (включая представительства, отделения и т.д.). Относительно их работы в Пензе опрашивались жители города, в возрасте от 18 до 65 лет, так или иначе пользующиеся (или пользовавшиеся) услугами банков. Выборка составила 364 респондента. Погрешность исследования в этом случае составляла 4%. Результаты исследования наглядно представлены в таблице.
Она представляет собой сводные данные по всем пунктам опроса. Прежде всего, здесь стоит отметить, что из 35 банков в ходе опроса были упомянуты 33. Не были упомянуты Столичное Кредитное Товарищество и Фора-Оппортюнити Русский Банк. Кроме того, еще 8 банков названы менее чем 4% респондентов, что находится в пределах заявленной погрешности. Поэтому реально можно говорить о том, что населению Пензы известно о работе на территории города 25 банков. Безусловными лидерами в плане известности об их работе являются Сбербанк и “Тарханы”. Очень высока известность “Русского Стандарта”, банка “Кузнецкий”, Росбанка и Внешторгбанка. Остальные банки известны в гораздо меньшей степени. Что говорит о том, что их работа с физическими лицами ведется недостаточно хорошо, либо вовсе не является приоритетом.
Следует также упомянуть, что только приблизительно 3 из 7 опрашиваемых в принципе пользуются банковскими услугами. Они то и вошли в окончательную выборку респондентов (364 человека).
Таблица показывает лидеров среди банков по соотношению “фактическая известность” и “известность”. Здесь речь идет о том, знают ли люди, где конкретно расположены офисы банков, о работе которых им известно.
Соотношение “пользование” и “фактическая известность”. Прежде всего, здесь обращает на себя внимание чуть ли не сверхъестественно высокий коэффициент, показанный банком “Хоум Кредит энд Финанс банк”. Он говорит о том, что едва ли не все, кому известно о существовании такого банка, воспользовались его услугами. Впрочем, этот банк, а также банк “Русский стандарт” выбиваются из общей картины, о чем еще пойдет речь далее. Также обращает на себя внимание низкие показатели “Внешторгбанка” и “Россельхозбанка”. При всей их довольно большой известности, именно физические лица не нашли у них для себя подходящих продуктов и услуг.
Соотношение “доверие” и “пользование”. Здесь среди лидеров, как и везде, “Сбербанк”. Высокие показатели и у других постоянных лидеров – “Росбанка”, “Тархан”. Обращает на себя внимание рейтинг “Внешторгбанка” и “Инвестторгбанка” - 100% граждан, воспользовавшихся их услугами, не разочаровались и испытывают к банкам доверие. Зато удручающая картина с доверием у двух весьма известных банков – “Хоум Кредит энд Финанс Банка” и “Русского Стандарта”.
Выводы
1. Многие банки, в том числе крупные и солидные, неохотно работают с физическими лицами. А конкретно – не настроены на их кредитование, принятие от них вкладов и ведение их операционных счетов. Некоторые банки просто позиционируют себя, как работающие практически исключительно с юридическими лицами. Существует даже понятие “корпоративного банка”, существующего, главным образом, за счет обслуживания каких-либо крупных предприятий.
Между тем именно в такой пренебрежительной позиции банков к физическим лицам кроется опасность для них самих. Достаточно вспомнить печальную судьбу “Инком Банка”, процветавшего до той поры, пока хорошо шли дела у крупных заводов, обслуживавшихся в нем. Как только у последних начались проблемы – рухнул и банк. Это при том, что, скажем, Пензенское отделение было одним из лучших на местном рынке банковских услуг. Опыт (в том числе и опыт банковского кризиса 1998-99 годов) показывает, что наиболее стабильными оказались банки с развитым сберегательным сегментом. Именно система сберегательных касс при всевозможных потрясениях оказывается тем балластом, который помогает удержаться банку на плаву. Возможно, многим банкам стоит задуматься об этом. Ведь известность и высокая степень доверия к таким организациям, как “Россельхозбанк”, “Инвестторгбанк”, “Внешторгбанк” говорит о том, что если они предложат какой-то продукт для физических лиц – он будет пользоваться успехом. Но, пока они, вероятно, полагают это излишним.
2. Как показывают результаты опроса, для банка сейчас мало, чтобы его имя было на слуху. В случае многих из “прогремевших” банков, жители города не имеют информации ни о конкретном расположении их офисов, ни о предлагаемых продуктах.
Мы живем в эпоху информационного кризиса. Кризис этот возник от переизбытка неструктурированной информации, воспользоваться которой у людей нет ни желания, ни возможности. Уже говорилось, что в ходе опроса лишь 3 из 7 заявляли, что пользуются банковскими услугами. Это составляет примерно 40% - и с большой степенью уверенности можно говорить, что именно эти 40% населения и составляют целевую аудиторию, до которой банкам стоит доносить информацию о своих продуктах. Таким образом в сфере банковского обслуживания физических лиц уже, можно сказать с уверенностью, работают рыночные механизмы.
Примером успешной рекламной политики банка является Росбанк. Едва ли не каждый потенциальный получатель ипотечного кредита в Пензе знает, что он может воспользоваться услугами Росбанка. И, хотя ипотекой в Пензе занимаются многие, ассоциируется она на сегодняшний день именно с Росбанком.
3. А вот пример другого характера – те самые банки, о которых мы уже сказали, что они выбиваются из общей картины. Это “Русский Стандарт” и “Хоум Кредит энд Финанс Банк”. Широкая известность этих банков связана, в первую очередь, сотрудничеством с торговыми сетями в плане выдачи потребительских кредитов. А именно потребительские кредиты на покупку бытовой техники и пр. являются, как известно наиболее рисковым сектором кредитования физических лиц. Кроме того, осуществлялись такие методы продвижения услуг, как рассылка кредитных карт людям, хоть раз воспользовавшихся кредитом. К этому добавлялась агрессивная рекламная компания. Это дало, на первых порах, результаты – высокая известность и высокий рейтинг в соотношении “пользователь” и “знание”. Но в итоге получилось, что кредит был предложен людям, которым его предлагать не следовало. Человек падок на подобного рода “приманки”, и далеко не всегда он просчитывает свои возможности. Начались неприятности – появились нехорошие слухи. Некорректные способы воздействия на должников (скажем, обзвон их родственников и знакомых) также никак не могли позитивно сказаться на имидже банков. Отсюда – катастрофически низкий рейтинг “доверия”, свидетельствующий о начавшейся стагнации.
Банки при этом навредили не только сами себе. Они способствовали созданию негативного образа банковской системы в глазах потенциальных вкладчиков и получателей кредитов (отсюда и разговоры о больших “переплатах” и т.д.). И ситуацию здесь опять же могли бы исправить банки с высокой известностью и степенью доверия, о которых говорилось выше. И это уже вопрос не только частный, финансовый, но и общественно-политический. Вероятно, настала пора повернуть лица банков к физическим лицам.
|