Что такое “шагмаг” и кому это нужно?
02/04/07, "Пенза-Онлайн"
Идея “шагмагов”, то есть магазинов шаговой доступности, заинтересовала не только чиновников и предпринимателей, но и нашего эксперта Олега Семихатько. С одной стороны, что может быть прекраснее? Бизнесу – новая ниша для развития, населению – удобства. Ведь, судя по комментариям чиновников, бабушке-божьему одуванчику куда как удобнее, чем ехать за покупками в центр, на базар, выйти из своего подъезда и всего в нескольких шагах от дома, а то и прямо в самом доме, купить все, что ей надо (хлеб, картошку, макароны, соль, сахар, и т.д.). Исходя из чего чиновники и вышли к бизнесменам с инициативой скупать в жилых домах квартиры на первых этажах и устраивать в них мини-магазины. В чем пообещали им всячески помогать. И под каковую кампанию решили заодно снести всякие киоски и жестяные мини-магазины, которых все еще много в жилых кварталах нашего города – чтоб вся торговля отныне велась исключительно в капитальных строениях! Хорошо-то, хорошо, но почитаем, что пишет Олег Семихатько: “Ради эксперимента прошел вдоль “Великой китайской стены” в старом Арбеково. То есть мимо фронта многоэтажных домов от ЗАГСа на Минской до Кронштадтской. Район числится депрессивным, заселялся в 70-х-80-х годах, квартиры здесь, преимущественно, давали работникам промышленных предприятий заводского района. Проживает много пенсионеров. Вроде бы, район достаточно типичный и - самое подходящее место для реализации идеи “шагмагов”. Но… В первой девятиэтажке “Великой стены” (напротив автостоянки) и без того первые этажи изначально отданы под магазины, парикмахерскую, мастерские, салоны и пр. Практически то же самое в последующих девятиэтажках (которые напротив парка имени семьи Ульяновых) – первые этажи отданы под почту, переговорный пункт, спортивный магазин, аптеку, оптику и пр. Мало того. В промежутках между этими заранее запроектированными коммерческими площадями бизнес сам по себе, без чиновников, начал “встраивание” мини-магазинов и, к примеру, парикмахерской. В панельных пятиэтажках по улице Одесской магазинов на первых этажах нет, но изначально предусмотрены пристрои, в которых с самого начала находились либо магазины, либо предприятия сферы услуг. Примерно такая же картина наблюдается на Кронштадтской, но коммерческие площади здесь действительно находятся на первых этажах пятиэтажек. То есть Пензу строили отнюдь не дураки, “шагмаговая” идея была изначально заложена в планировку микрорайонов и домов, и не очень-то и понятно, зачем нужна вся эта эпопея по выкупу квартир на первых этажах, устройству новых магазинов в жилых помещениях и пр.? Да и вряд ли жильцы квартир на вторых и прочих этажах будут очень рады, если у них под ногами с раннего утра и до позднего вечера будет вестись торговлишка, топтаться грузчики, во дворе на детских площадках судачить пьяные мужички – согласитесь, торговлишке в настоящее время без продажи спиртного не выжить… С этой точки зрения отдельно стоящие жестяные павильоны, может, и предпочтительнее?” – такими словами заканчивает вводную часть своего повествования Олег Семихатько. Разумеется, первая мысль, которая приходит в голову при прочтении данного текста, будет мысль о том, что в городе грядет что-то наподобие передела розничного рынка. Но эксперт на то и эксперт, что пытается взглянуть глубже. Продолжаем цитировать: “Пик цен на нефть явно миновал. Порожденный изобилием нефтебаксов бум цен на жилье также явно пойдет на спад. Скажем, в Москве строители успели воспользоваться моментом и прилично заработать на буме. В Пензе же, как всегда, промешкались. А заработать все равно хочется. Так как же удержать или даже еще поднять цены на недвижимость в Пензе? Да элементарно! Подвигнуть (кнутом ли, пряником ли) торговый бизнес выкупать квартиры на первых этажах старых домов и расселять население этих домов в квартиры домов новых. Или в квартиры вторичного рынка жилья. Спрос сразу возрастет (прикиньте: первые этажи – это 12-15% жилых площадей в городе: сколько народу надо будет расселить!), цены, со всей очевидностью, подпрыгнут. Кто останется в выигрыше? Строители. И все, кто на них завязан”. Бизнес-план, если таковой в действительности есть, конечно же, очаровательный. Хотя и непонятно, что он принесет городу в целом, кроме роста цен на недвижимость и роста цен на всякую продовольственную снедь и промтоварную мишуру: малому бизнесу надо ведь будет как-то отбить свои расходы на переселение с первых этажей на первые этажи… Но даже с таким конгениальным “бизнес-планом” не так все просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, расходы по переезду (порядка 10 млн. руб. за одну выкупаемую квартиру) для многих малых предприятий едва ли посильны – “движение шагмаговцев” вряд ли получится массовым. А во-вторых, недавно выяснилось, что перевод квартиры из разряда жилого помещения в разряд нежилого помещения – это, при существующей нормативной базе, такая бодяга, что процесс даже при наличии денег грозит растянуться до бесконечности. Так что, как говаривал некий литературный герой, “все учтено могучим ураганом”! И захочешь, да нельзя! Полная стабильность!
|
|
|